Пояснительная записка
к проекту Федерального Закона N 97700239-2 "Об основах организации бытового обслуживания населения в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
На рассмотрение во втором чтении представлен проект федерального закона с новым названием "Об основах организации бытового обслуживания населения в Российской Федерации" взамен старого названия "Об основах бытового обслуживания населения в Российской Федерации".
Законопроект существенно доработан по сравнению с его текстом, принятым Государственной Думой в первом чтении 21 января 1998 года, что позволило уточнить предмет регулирования, не меняя концептуальных положений проекта, и устранить противоречия и нормы, дублирующие положения действующего законодательства.
Во многом этому способствовали поступившие поправки к законопроекту. Всего на законопроект поступило более 60 заключений, из них 57 - от субъектов Российской Федерации. Из них: 16 - без замечаний, 39 - с поправками к законопроекту. Весьма существенные и полезные замечания получены от Правительства Российской Федерации, Совета Федерации, депутатов Государственной Думы.
Президент Российской Федерации в своем заключении отметил, что бытовое обслуживание не упомянуто в Конституции Российской Федерации (статьи 71 и 72), а следовательно необходимость в указанном законе отсутствует.
Однако, с данным замечанием нельзя согласиться, поскольку Конституция Российской Федерации не детализирует весь спектр сфер деятельности, сохраняя за Российской Федерацией установление правовых основ единого рынка. Необходимо также отметить, что замечания направлялись на текст законопроекта, который после этого прошел существенную доработку. Представленный к рассмотрению вариант предусматривает регулирование отношений, связанных с организацией бытового обслуживания в Российской Федерации, с тем, чтобы государство оказывало активное влияние на создание рынка бытовых услуг, условий по их доступности населению и, особенно это касается услуг первой необходимости, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (услуги прачечных, химчисток, парикмахерских, бань и т.д.), а также ориентировало органы бытового обслуживания всех форм собственности на совершенствование форм обслуживания, увеличение видов оказываемых услуг и т.д. Таким образом, предлагаемые законопроектом регулирование как раз и направлено на реализацию положений Конституции Российской Федерации, которая возводит в ранг государственной политики создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и здоровый образ жизни человека (часть первая статьи 7 и часть вторая статьи 41).
Вместе с тем анализ сложившейся ситуации в указанной сфере свидетельствует о крайне неудовлетворительном ее состоянии. С 1992 года в России не введен в действие ни один новый стандарт в области бытового обслуживания (было 155), с 1996 года служба быта не имеет ни одного действующего республиканского стандарта, из 80 тыс. действующих технологических норм и нормативов, разработанных до 1992 года, более 70% полностью устарели. В бытовом обслуживании имеет место примерно 3000 технологических процессов и применяется около 1500 типов машин и оборудования. Примерно 80% применяемых технологий могут иметь опасные и очень опасные последствия для потребителя при нарушении технологии. Так, при химчистке применяются компоненты, из которых 236 являются ядами, услуги парикмахерских весьма опасны в санитарно-эпидемиологическом отношении, 40% сапожников имеют грибковые заболевания и являются потенциальными переносчиками этих инфекций, ремонт бытовой техники чреват поражением электротоком, а телевизоры при отсутствии надлежащего ремонта имеют склонность к самовозгоранию, выделка меха домашних животных (особенно бродячих собак) при несоблюдении технологии может привести к заражению весьма опасными для жизни человека бактериями, и т.п. И это всего лишь малый перечень опасностей, подстерегающих потребителей при несоблюдении технологий бытового обслуживания.
На сегодняшний день государство практически отстранилось от решения вопросов по организации бытового обслуживания населения. Координацией деятельности и организацией бытового обслуживания населения в государственном масштабе (за исключением ритуальных услуг) по существу никто не занимается.
Рассматриваемый законопроект определяет полномочия органов всех уровней, связанные с организацией и контролем в этой сфере деятельности, повышением уровня бытового обслуживания, повышением квалификации работников бытовых служб, осуществлением сертификации бытовых услуг.
Важную роль в решении поставленных задач наряду с государственными органами проект отводит общественным объединениям (союзам, ассоциациям) и другим некоммерческим организациям, включая Ремесленные палаты, как одну из форм некоммерческих организаций. Это позволит обеспечить реализацию положений законопроекта без привлечения государственных средств. Следует отметить, что в отличие от объединений потребителей, создающихся для защиты своих интересов, ремесленные палаты создаются с целью совершенствования бытового обслуживания, улучшения качества и доступности бытовых услуг.
Законопроект не вторгается в сферу отношений, регулируемых Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", предметом которого являются отношения между потребителем (заказчиком) и исполнителем (подрядчиком). Его задачей является координация и контроль деятельности органов бытового обслуживания, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а в целом он является актом социальной направленности.
Доработка законопроекта осуществлялась рабочей группой, в состав которой вошли представители заинтересованных министерств и ведомств, депутаты Государственной Думы, ученые, представители организаций бытового обслуживания. По законопроекту учтены замечания Правового управления юридического и лингвистического характера.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.