Проект федерального закона N 98065271-2
"О районировании Севера России"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
перечень законов для изменения
порядок зонирования территории Севера России
Настоящий федеральный закон устанавливает принципы и порядок отнесения территорий Российской Федерации к Северу по географическому расположению и величине дискомфортности условий проживания и производственной деятельности человека, деления Севера на зоны государственного регулирования социально-экономического и культурного развития административно-территориальных образований, определяет его границы и границы зон дискомфортности.
Закон направлен на создание условий для обеспечения дифференцированного подхода к формированию и проведению государственной социально-экономической политики развития Севера России.
Статья 1. Понятия Севера России, зонирования и дискомфортности
1. Под Севером России следует понимать часть территории Российской Федерации, включающую национально-государственные и административные территориальные образования (республики, края, области, округа, районы, а также территории, подчиненные городским администрациям), условия жизнедеятельности населения в которых соответствуют установленным настоящим Федеральным законом совокупностям признаков.
2. Критерии отнесения конкретной территории к Северу России:
- географическая расположенность в северных широтах и высокогорных районах при значительной удаленности от экономически развитых регионов страны;
- суровые климатические условия холодного, а иногда и теплого периодов года, при преобладающей продолжительности в календарном году (240 и более дней) физиологически неблагоприятного периода для биологической среды (средняя суточная температура воздуха ниже +5 градусов по Цельсию);
- особые природные условия (длительный ледостав на реках и морях, ветреность, продолжительное залегание снега, бедность почвенно-растительного покрова, наличие сплошной, прерывистой и островной многолетней мерзлоты);
- низкая плотность населения и проблемность кадрового обеспечения производственной и социальной инфраструктуры;
- проживание коренных народов Севера, сохраняющих традиционный хозяйственно-культурный уклад жизни, образ жизни и природопользования;
- выраженный очаговый характер промышленного и аграрно-промыслового освоения;
- усеченность социальной, производственной и финансовой инфраструктуры, сдерживающих эффективность функционирования хозяйственного комплекса;
- слабость транспортного освоения с выраженным сезонным и многоперевалочным типом доставки промышленных, продовольственных грузов и товаров народного потребления;
- высокая экологическая ранимость и крайне низкая способность к самовосстановлению естественной среды.
3. Географическое расположение дискомфортных территорий Севера России определяется контурами границ физико-географических, природно-климатических, экономико-географических, медико-биологических карт, характеризующих элементы природной среды, неблагоприятно влияющих на жизнедеятельность человека:
- на севере: по внешней границе территориальных вод в Северном Ледовитом океане и его морях, шельфа и экономической зоны, в пределах которых Российская Федерация осуществляет свою юрисдикцию на основании законов Российской Федерации, международных соглашений и конвенций;
- на востоке: по внешней границе территориальных вод в Тихом океане и его морях, шельфа и экономической зоны, в пределах которых Российская Федерация осуществляет свою юрисдикцию на основании законов Российской Федерации, международных соглашений и конвенций;
- на юге: южные границы административно-территориальных единиц Российской Федерации, отвечающих совокупности признаков, поименованных в пункте 2 настоящей статьи, а также примерно соответствующих линии изотермы средней годовой температуры воздуха ниже -2 градусов по Цельсию для европейской части и -4 по Цельсию для азиатской части.
- на западе: по внешней государственной границе Российской Федерации с Финляндией и Норвегией.
4. Под дискомфортностью понимается степень отрицательного воздействия окружающей среды конкретной территории, характеризуемая совокупным влиянием природно-климатических, экономико-географических, социально-экономических, транспортных и медико-биологических факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на человека.
5. Под районированием понимается деление территории на преимущественно широтные зоны с различной степенью дискомфортности. Административные границы территорий, относящихся к той или иной дискомфортной зоне максимально приближены к границам природно-хозяйственных зон по совокупности критериев, указанных в части 2 настоящей статьи.
Порядок зонирования и расчета величины дискомфортности установлен приложением к настоящему Федеральному закону, являющимся его неотъемлемой частью.
Статья 2. Цель районирования Севера России
Районирование Севера России имеет своей целью определение его границ и деление территории на зоны дискомфортности путем определения географического расположения и расчета величины дискомфортности в любой точке этой территории для дифференцированного подхода при проведении государственной политики социально-экономического и культурного развития территорий.
Статья 3. Зоны дискомфортности
1. Север России делится на следующие зоны по степени дискомфортности: абсолютно дискомфортную, экстремально дискомфортную, дискомфортную.
Абсолютно дискомфортная зона - часть территории Севера России, располагающаяся преимущественно в Северном Ледовитом океане с его островами и прибрежными территориями, где в течение года преобладают арктические воздушные массы, с характерным ландшафтом полярных и арктических пустынь, тундр, а также в азиатской северо-восточной части, преимущественно высокогорной, где зимой господствуют арктические воздушные массы, а летом - воздух умеренных широт, для которой характерны лесотундровые и суровые высокогорные ландшафты.
В абсолютно дискомфортную зону входят арктические и субарктические регионы - часть вышеуказанной территории, дополнительно характеризуется сильными ветрами, явлениями полярной ночи и полярного дня, со средней суточной температурой воздуха ниже +5 градусов по Цельсию 265-365 дней коэффициент комфортности 20 баллов и менее.
2. Экстремально дискомфортная зона - часть территории Севера России, располагающаяся южнее абсолютно дискомфортной, где в течение всего года преобладают воздушные массы умеренных широт, для которой характерны ландшафты светло-хвойной тайги. Число дней со средней суточной температурой воздуха ниже +5 градусов по Цельсию с 265 до 250. Коэффициент комфортности 35 баллов и ниже.
3. Дискомфортная зона - часть территории Севера, где величина дискомфортности составляет 36-50 баллов. Число дней со средней суточной температурой воздуха ниже +5 градусов по Цельсию с 240 до 250 дней.
Статья 4. Перечень территорий зон дискомфортности Севера России
1. К территории абсолютно дискомфортной зоны относятся:
к арктической части:
Острова Северного Ледовитого океана и его морей, указанные в постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане";
Ненецкий автономный округ - вся территория;
Республика Коми - территория Воркутинской городской администрации;
Ямало-Ненецкий автономный округ: Ямальский район, северная часть Надымского, Приуральского, Пуровского, Тазовского районов;
Таймырский (Долгано-Ненецкий автономный округ): вся территория;
Красноярский край: территория Норильской городской администрации;
Республика Саха (Якутия): Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Оленекский, Нижнеколымский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский улусы;
Чукотский автономный округ: Иультинский, Чаунский, Чукотский, Шмидтовский районы, северная часть Билибинского района.
К остальной территории с субарктической, абсолютно дискомфортной зоны относятся:
Эвенкийский автономный округ - Илимпийский район;
Республика Саха (Якутия): Абыйский, Верхоянский, Верхнеколымский, Жиганский, Момский, Оймяконский, Среднеколымский, Томпонский улусы;
Чукотский автономный округ: Анадырский, Провиденский районы, южная часть Билибинского района;
Магаданская область - Сеймчанский, Сусуманский районы;
Хабаровский край: Аяно-Майский район.
Корякский автономный округ: вся территория.
2. К территории экстремально-дискомфортной зоны относятся:
Мурманская область - Печенегский, Кольский, Ловозерский районы; Североморская городская администрация, закрытые административно-территориальные образования Заозерск, Скалистый, Снежногорск, Островной, г.Полярный, Мурманск. Территории Мончегорской, Оленегорской городских администраций;
Архангельская область: Мезенский район;
Республика Коми: Ижемский, Усть-Цилемский районы, территория Интинской, Усинской, и Печорской городских администраций;
Ямало-Ненецкий автономный округ: Красноселькупский, Надымский (Лоньгюганская, Правохеттинская, Приозерская сельские администрации, р.п.Старый Надым), Пуровский (Пурпейская, Пуровская, Халесовинская, Ханымейская сельские администрации), поселковых администраций (Тарко-Сале, Уренгой), Приуральский, Шурышкарский районы, территории Новоуренгойской, Пандогодынской, Ноябрьской, Лабытнангской, Салехардской городских администраций, г.г.Губкинский, Муравленко, Надым;
Ханты-Мансикийский автономный округ - Белоярский, Березовский районы;
Красноярский край: Туруханский, Северо-Енисейский районы, Игаркинская городская администрация;
Республика Саха (Якутия): Алданский, Амгинский, Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Кобяйский, Ленский, Мегино-Кангаласский, Мирнинский, Намский, Нюрбинский, Олекминский, Сунтарский, Таттинский, Томпонский, Усть-Майский, Усть-Алданский, Чурапчинский, Хангаласский улусы, территории Якутской, Нерюнгринской городских администраций;
Магаданская область: вся территория за исключением Сеймчанского, Сусуманского районов;
Хабаровский край: Охотский, Тугуро-Чумиканский, Николаевский районы;
Иркутская область: Бодайбинский, Мамско-Чуйский районы;
Республика Бурятия: Северобайкальский, Баргузинский, Баунтовский (Эвенкийский), Муйский районы;
Читинская область: Каларский, Тунгиро-Олекминский районы;
Амурская область: Сковородинский и Тындинский районы;
Камчатская область: Алеутский, Соболевский, Усть-Большерецкий районы.
3. К территории дискомфортной зоны относятся:
Мурманская область: Ковдорский район, территории Апатитской, Кандалакшской, Кировской городских администраций;
Республика Карелия: Беломорский, Калевальский национальный, Кемский, Лоухский районы, территории Кемской и Костомукшской городских администраций;
Архангельская область: Лешуконский, Соловецкий, Пинежский (территории Веркольской, Карпогорской, Кеврольской, Кушкопальской, Междуреченской, Пинежской, Покшенгской, Сийской, Труфаногорской, Шилегской, Шотогорской, Чакольской, Юрольской сельских администраций), Приморский (территории Зимне-Золотицкой, Летне-Золотицкой, Лопшенгонской, Патракеевской, Поморской и Пертомитской сельских администраций) районы;
Республика Коми: Княжепогостский, Корткеросский, Прилузский, Сыктывдинский, Сысольский, Троицко-Печорский, Удорский районы, территории Ухтинской, Сосногорской городской администраций;
Пермская область: Красношиверский, Чердынский районы;
Свердловская область: Ивдельская, Североуральская городские администрации;
Ханты-Мансийский автономный округ: Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Советский, Сургутский, Ханты-Мансийский районы, территории Мегионской, Когалымской, Няганской, Пыть-Яхтской городских администраций, г.Белоярский, Лангепас, Покачи, Радужный, Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Ханты-Мансийск;
Томская область: Александровский, Бакчарский, Верхнекетский, Каргасокский, Парабельский районы, г.Стрежевой;
Красноярский край: Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский районы, территории Лесосибирской городской администрации, г.Енисейск;
Эвенкийский автономный округ: Байкитский, Тунгуско-Чунский районы;
Иркутская область: Усть-Кутский, Катангский, Киренский, Казачинско-Ленский районы;
Республика Бурятия: Еравнинский, Курумканский, Прибайкальский районы;
Читинская область: Могочинский, Чернышевский районы;
Амурская область: Зейский, Селемджинский районы;
Хабаровский край: Ванинский, Верхнебуреинский, Комсомольский, им.Лазо герритория Катэнской, Среднехорской, Сукпайской сельских администраций, Советско-Гаванский, им.П.Осипенко, Ульчский, Солнечный, г.Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Советско-Гаванская городская администрация;
Приморский край: Дальнегорский, Кавалеровский, Красноармейский, Пожарский (Верхнеперевальская, Красноярская, Соболинская сельские администрации), Тернейский районы, территория Дальнегорской городской администрации;
Сахалинская область: Северо-Курильский, Ногликский, Охинский районы, г.Оха;
Камчатская область: Быстринский, Елизовский, Мильковский, Усть-Камчатский районы, территория Петропавловск-Камчатской городской администрации, г.Вилючинск, Елизово, п.г.т.Вулканский;
Курильские острова.
Статья 5. Государственная поддержка населения Севера России и других территорий с дискомфортными условиями жизнедеятельности на основе их районирования
1. Перечень, отнесенных к Северу России настоящим Федеральным законом в статье 4 территорий, является основанием для разработки и принятия федеральных и региональных законов и нормативных правовых актов о государственной поддержке населения этих территорий в соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" с учетом дискомфортности условий жизнедеятельности человека.
2. Установленные законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции государственные гарантии и компенсации населению в национально-государственных и административных территориальных образованиях, перечисленных в статье 4 настоящего Федерального закона, сохраняются до их законодательного закрепления в соответствии с величиной дискомфортности.
Статья 6. Переходные положения
1. Внесение изменений или дополнений в статью 4 настоящего Федерального закона осуществляются по предложению Правительства Российской Федерации по согласованию с субъектами Российской Федерации с соблюдением требований Порядка зонирования территорий и расчета величины дискомфортности условий жизнедеятельности населения (приложение).
2. В случае изменения в отдельных районах значения показателей, влияющих на величину дискомфортности, производится переоценка установленной величины дискомфортности.
Переоценка величины дискомфортности во всех районах Севера, Сибири и Дальнего Востока России производится не реже одного раза в десять лет.
Статья 7. Заключительные положения
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
3. Правительство Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона вносит в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о признании утратившими силу соответствующих федеральных законодательных актов или внесении в них соответствующих изменений в связи с принятием настоящего Федерального закона.
4. Нормативные правовые акты Российской Федерации до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.