Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98089574-2 "О внесении изменений и дополнений в статьи 14, 29 и 39 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 14, 29 и 39 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" подготовлен с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 N 18-П в части необходимости установления права на возмещение вреда военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.
Законопроектом для всех инвалидов-чернобыльцев, как гражданских так и военнослужащих, впервые вводятся прямые ежемесячные компенсационные выплаты за вред здоровью вне зависимости от заработной платы, а только в зависимости от группы инвалидности вместо выплат в размере возмещения вреда в соответствии с "Правилами возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей".
Такой подход обусловлен тем, что авария на Чернобыльской АЭС - это экстраординарная техногенная авария 20 века с неисчислимыми экологическими и гуманитарными последствиями. При этом государство (налогоплательщики), как справедливо указывает Конституционный Суд, "принимает на себя обязанность возмещения вреда, который, исходя из масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим законодательством". В связи с этим обязанность государства возмещать вред установлена специальным чернобыльским законом, в котором льготы, денежные (материальные) компенсации, другие денежные доплаты к социальным выплатам входят в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств. Такой подход, когда специальным законом защищаются пострадавшие от крупной аварии граждане общим методом, а не в индивидуальном порядке, существует во всем мире.
Следует учитывать также и тот факт, что согласно статьи 12 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, касающиеся ответственности государства за вред, причиненный гражданам, не распространяются на события, которые произошли до 1 марта 1993 года.
Именно поэтому в специальном чернобыльском законе с учетом возможностей государства гарантируются государством различные льготы и компенсации, которые в целом и составляют возмещение вреда. В связи с этим уход от "Правил возмещения....", которые применяются в случае защиты прав граждан в индивидуальном порядке, когда ответственность несет работодатель, совершенно оправдан.
Предлагаемый в законопроекте новый подход для исчисления компенсаций за вред здоровью закладывает тот же принцип, который существует для инвалидов различных войн. Такой подход поддерживается большинством инвалидов-чернобыльцев, поскольку позволяет устранить существующую несправедливость при которой граждане, получившие при ликвидации последствий чернобыльской аварии одинаковый вред здоровью, имеют возмещение вреда, отличающееся в десятки раз (так, порой инвалид 1 группы получает 500 рублей в месяц, а работающий инвалид 3 группы - 20 тысяч в месяц). Кроме того, это позволит избавить пострадавших от сбора различных справок по заработной плате, а соответствующие службы - от проведения сложных расчетов и, что часто встречается в нынешних условиях, от злоупотреблений.
В результате предлагаемых изменений выплаты увеличатся у 76% из 46 тысяч чернобыльских инвалидов, у 87% семей, потерявших кормильца, выплаты увеличатся в 2-4 раза (дополнительно вводится механизм, по которому компенсационные выплаты будут предоставляться также и семьям, потерявшим кормильца до 1991 года - года введения в действие чернобыльского закона), впервые все дети-инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы получат ежемесячную компенсационную выплату в размере 8 МРОТ, впервые компенсацию за вред здоровью будут получать наряду с гражданскими лицами инвалиды-чернобыльцы из числа военнослужащих.
Таким образом, законопроектом предлагается более справедливо распределить бюджетные средства и направить их наиболее пострадавшим от чернобыльской катастрофы.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в статьи 14, 29 и 39 Закона Российской Федерации "О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС"
Количество инвалидов вследствие воздействия радиации и иждивенцев, потерявших кормильца, составляет, 46 тысяч на 1.01.1998 года.
Из них:
инвалидов I группы - 0,8 тысяч;
инвалидов II группы - 22.1 тысячи, в т.ч. 8 тысяч не будут переходить на получение компенсаций по ст.39;
инвалидов III группы (в т.ч. детей-инвалидов - 200 чел.) - 23,1 тысячи, в т.ч. 9 тысяч не будут переходить на получение компенсаций по ст.39.
В соответствии с законопроектом (статьей 39) расходы федерального бюджета на выплату компенсаций за вред здоровью составят в год:
для инвалидов I группы (83.49 тыс.руб. х 30 х 0,8 тыс. х 12) = 24 млн.рублей;
для инвалидов II группы, которые останутся на прежних формах получения компенсации (83,49 тыс.руб. х 20 х 8,0 тыс. х 12) = 160 млн.рублей:
для инвалидов II группы, которые будут получать компенсации по ст.39 (83,49 тыс.руб. х 15 х 16,1 тыс. х 12) = 241,5 млн.рублей;
для инвалидов III группы, которые останутся на прежних формах получения компенсаций (83,49 тыс.руб. х 20 х 9,0 тыс. х 12) = 180 млн.рублей;
для инвалидов III группы (в т.ч. детей-инвалидов), которые будут получать компенсации по ст.39 (83,49 тыс.руб. х 8 х 16,1 тыс. х 12) = 128,8 млн. рублей.
Итого: 734,3 млн.рублей
Для сравнения: фактические расходы на возмещение вреда в соответствии с п.25 статьи 14 чернобыльского закона (который предполагается исключить) в 1997 году составили 659 млрд. рублей, переходящая задолженность составила 77 млрд.рублей. Итого в 1997 году расходы федерального бюджета должны были составить 736 млрд.рублей (736 млн.деноминированных рублей).
Расходы федерального бюджета на компенсационные выплаты за вред здоровью гражданам, перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные в радиационным воздействием (100 человек) составят в год: (83,490 тыс.рублей х 4 х 100 чел.) = 33,4 тыс.рублей.
Всего компенсационные выплаты за вред здоровью составят 734 333 тыс.рублей. Поскольку эти расходы учтены в федеральном бюджете на 1998 год, реализация законопроекта в части возмещения вреда здоровью не потребует дополнительных средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.