Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 96700406-2 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", внесенный депутатами Государственной Думы Злотниковой Т.В., Тетельминым В.В.. Уткиным Ю.В., Леончевым В.А., Лаховой Е.Ф., Герасименко Н.Ф., был принят в первом чтении 19 ноября 1997 года в названии "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В Комитет по экологии поступили поправки по законопроекту от 58 субъектов права законодательной инициативы:
Президента Российской Федерации; членов Совета Федерации; депутатов Государственной Думы - членов комитетов по экологии, по охране здоровья, по труду и социальной политике, по бюджету, налогам, банкам и финансам, по аграрным вопросам; Правительства Российской Федерации; 46 законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации; Верховного Суда Российской Федерации; Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Всего поступило свыше 500 поправок, из которых большая часть Комитетом рекомендована к принятию - 370 (таблица N 1), 67 поправок рекомендованы Комитетом к отклонению (таблица N 2), ряд поправок при рассмотрении их совместно с авторами были сняты в рабочем порядке.
Принята поправка Президента Российской Федерации об изменении названия законопроекта на "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
С принятием поправок к статье 1 уточнены ряд понятий: санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; среда обитания человека; санитарно-эпидемиологические правила и нормативы; гигиенические нормативы; санитарно-эпидемиологическое заключение; санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия; ограничительные мероприятия (карантин) и других.
Предложения и замечания к статьям 4 и 5 о полномочиях органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации учтены частично в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации от 9 января 1998 года.
Приняты поправки к статье "Требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения" с учетом принятого в первом чтении проекта закона "О питьевой воде", а также к статьям: "Экспертизы, обследования и заключения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения". "Основные принципы организации и деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации", "Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор". "Административная ответственность".
Принятие поправок к указанным статьям позволило существенно улучшить их содержание, устранить противоречие их с законодательством Российской Федерации.
Ряд поправок к статье 3 законопроекта и законопроекту в целом касались определения более четкого соотношения норм санитарного законодательства и норм экологического законодательства, в том числе поправка о дополнительной статье 3-прим. "Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом", которые были приняты. В связи с этим изменены названия статей, устанавливающих требования к факторам, влияющим на здоровье, из которых четко следует санитарно-противоэпидемическая направленность указанных требований. С принятием данных поправок удалось урегулировать соотношение законодательства в области охраны здоровья граждан и законодательства в области охраны окружающей природной среды.
Принята поправка о выделении в отдельную главу статей 27-30 и 39, определяющих особенности проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий, что потребовало изменения нумерации глав и редакции ряда статей законопроекта.
Учтены предложения и поправки к главе об ответственности за нарушения санитарного законодательства. Исключены статьи "О санитарном правонарушении", "О дисциплинарной ответственности" и " Уголовной ответственности ".
Комитетом рекомендованы к отклонению поправки в случаях принятия иной редакции статей, предложенной другими субъектами права законодательной инициативы, исключением статей или их частей. Рекомендованы также к отклонению поправки дублирующие нормы других федеральных законов, снижающие требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, не относящиеся к предмету регулирования настоящего закона или вступающие в противоречие с законодательством Российской Федерации.
Комитетом рекомендованы также к отклонению поправки по исключению из законопроекта статей об ответственности. Мотивировалось такое решение тем, что в действующем Законе РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержатся нормы об ответственности и КоАП РСФСР допускает установление административной ответственности иными законами. В связи с этим в новой редакции статьи об административной ответственности в отличие от ныне действующего закона предусмотрены составы административных правонарушений, которые в рабочем порядке были согласованы с разработчиками проекта КоАП РФ.
Принятие Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" существенно дополнит правовое регулирование в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и окажет содействие в осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.