Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98100722-2 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона имеет целью снижение и перераспределение налогового бремени в отношении физических лиц при существенном расширении налогооблагаемой базы с введением двух таблиц ставок подоходного налога к доходам от первичной и вторичной занятости. Вместе с тем, сохраняется проведение перерасчета налога по совокупному годовому доходу по окончании года для физических лиц, получающих доходы от нескольких источников.
Кроме того, сохраняется освобождение от налогообложения выплат, носящих социальную направленность.
В то же время предлагается сократить количество льгот и вычетов, предоставляемых в настоящее время, в связи с чем расширяется налогооблагаемая база. Так, предусматривается налогообложение выигрышей по лотереям, подаркам и призам независимо от их размера, сумм оплаты труда, получаемой в различных формах некоторыми категориями физических лиц.
Проектом федерального закона предусматривается ввести начиная с 1 января 1999 г. новую более мягкую и социально ориентированную шкалу налогообложения физических лиц с установлением двух видов подоходного налога: взимаемого в федеральный бюджет по фиксированной ставке 3% и взимаемого в бюджеты субъектов Российской Федерации по прогрессивной шкале налогообложения для первичной и вторичной занятости.
Предлагается повысить размер дохода, облагаемого по минимальной ставке до 60 тысяч рублей. Это даст возможность в условиях инфляции снизить налоговое бремя для физических лиц, имеющих относительно невысокие доходы. По действующему законодательству по минимальной ставке облагается сумма дохода, не превышающая 20 тысяч рублей. Также возрастает размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году, подлежащего налогообложению по максимальной ставке 35 процентов, которая будет применяться к доходам, превышающим 240 тысяч рублей. По действующим в настоящее время ставкам с облагаемого дохода в размере 240 тысяч рублей подоходный налог составляет 69 400 рублей или 30 процентов от суммы облагаемого дохода. По предлагаемому варианту подоходный налог с 240 тысяч рублей составит 46 200 рублей или 19 процентов от суммы облагаемого дохода.
Вместе с тем, следует отметить, что предлагаемая поправка, наряду с положительными моментами создаст и определенные трудности в работе как предприятий и организаций, так и налоговых органов по проведению дополнительных расчетов, и потребует дополнительных средств для переработки программного обеспечения, применяемых на предприятиях и в налоговых органах.
Предусматривается увеличение срока подачи декларации о фактически полученных физическими лицами доходах до 30 апреля года, следующего за отчетным, с тем, чтобы физические лица, обязанные подавать декларацию, имели больше времени для заполнения декларации. При этом у работников налоговых органов будет больше времени на оказание практической помощи гражданам в заполнении налоговых деклараций и приеме деклараций от налогоплательщиков.
В целях обеспечения учета налоговыми органами доходов и налогоплательщиков - физических лиц сохраняется представление сведений о выплаченных физическим лицам доходов организациями и иными работодателями. При этом для избежания ежеквартального дублирования информации о доходах физических лиц, сокращения документооборота и затрат на передачу информации по принадлежности от организаций до налогового органа по месту постоянного жительства налогоплательщика предлагается установить срок представления сведений о получаемых физическими лицами доходах один раз в год, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. В настоящее время такой срок установлен для представления сведений о доходах основных работников, тогда как о доходах совместителей и других лиц, не состоящих в штате предприятия, сведения должны представляться ежеквартально.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.