Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98100381-2 "О внесении дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Необходимость внесения дополнений в действующее уголовное законодательство вызвана тем, что хотя вопросы государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции и урегулированием законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, вместе с тем недобросовестные предприниматели совершают сделки со спиртом и продуктами его переработки в большинстве случаев в обход установленных правил с целью извлечения максимальной прибыли.
Как показывает практика, криминогенная обстановка в этой специфической сфере деятельности продолжает сохраняться, что объясняется высоким уровнем доходности и оборачиваемости средств, вложенных в производство и торговлю алкогольной продукцией.
Следует отметить, что в сфере борьбы с незаконным производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции отсутствует единая уголовная практика. Существующая уголовно-правовая база не позволяет вести эффективную борьбу с криминальными структурами, организующими и контролирующими данный вид предпринимательской деятельности, в целом ряде случаев уголовное преследование виновных прекращается из-за пробелов в законодательстве.
Чтобы исправить такое положение предлагается внести в Уголовный кодекс РФ ст.191-1, предусматривающую уголовную ответственность за производство этилового спирта из любых видов сырья, а также спиртосодержащей и алкогольной продукции или их оборот, осуществляемые в нарушение установленного порядка.
Кроме того необходимо дополнить и некоторые другие статьи Уголовного кодекса Российской Федерации. До 1997 года в большинстве случаев факты выпуска и продажи некачественных товаров пресекались на стадии угрозы причинения вреда здоровью или жизни граждан. Такие действия подпадали под норму Уголовного кодекса РСФСР об ответственности за выпуск или продажу товаров, оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст.157 УК РСФСР). Факты продажи подлежащих маркировке марками установленных образцов подакцизных товаров без маркировки марками и подделка таких марок подпадали под нормы ст.ст.159-1 и 162-10 Уголовного кодекса РСФСР. В настоящее время число преступлений, связанных с реализацией немаркированной алкогольной продукции, подделкой специальных марок и марок акцизного сбора, оборотом поддельных марок получило широкое распространение.
Кроме того, следует на наш взгляд, установить уголовную ответственность за необеспечение должностными лицами предприятий маркировки специальными марками алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, равно как и ненадлежащее исполнение обязанностей лицом, которому было поручено хранение акцизных или специальных марок, а также их незаконная продажа.
Одновременно предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации ст.200-1, устанавливающей ответственность за нарушение правил торговли. Действующая ныне ст.200 "Обман потребителей" не охватывает большинство случаев совершения преступлений в сфере оптовой и розничной торговли.
Активизация борьбы с преступлениями в сфере экономических и налоговых правонарушений все чаще вызывает противодействие со стороны лиц, совершающих противоправные деяния, попытки воспрепятствовать законным действиям сотрудников правоохранительных и контролирующих органов путем ограничения их прав на доступ в помещения и их обследование, непредставления документов, оказания давления на свидетелей и т.п.
Противодействию со стороны лиц, нарушающих действующее законодательство, государство должно противопоставить усиление ответственности за подобные нарушения законов и повышение правовой защищенности сотрудников этих органов. С этой целью предлагается ввести ст.318-1, устанавливающую ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.
Введение новых статей позволит более полно обеспечить применение мер против таких правонарушений и существенно повысит ответственность руководителей предприятий, организаций и граждан. Кроме того, предлагаемые санкции в отношении лиц, совершивших преступления, будут способствовать восстановлению понесенных государством в результате преступных посягательств убытков.
Федеральные органы исполнительной власти, на которые возложена обязанность пресечения преступлений в рассматриваемой сфере деятельности, получат конкретный механизм, предоставляющий реальную возможность осуществлять правовую охрану государственной монополии на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, исключающий двоякое толкование уголовного закона и защищающий жизнь и здоровье граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.