Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Орловой И.Н., при секретаре судебного заседания Константиновой Т.А.,
при участии прокурора Овчинниковой Н.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комсомольскагропромхимия" о признании недействующим в части Лесохозяйственного регламента Шемуршинского лесничества, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 14 августа 2017 года N 807,
установил:
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 14 августа 2017 года N 807 утвержден лесохозяйственный регламент Шемуршинского лесничества (далее - Лесохозяйственный регламент).
Глава 1 названного Лесохозяйственного регламента содержит краткую характеристику лесничества.
Пунктом 1.1.6 главы 1 в таблице 1.3 предусмотрено распределение лесов Шемуршинского лесничества по целевому назначению и категориям защитных лесов.
В указанную таблицу 1.3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" включены защитные леса, в том числе по Шемуршинскому лесничеству, квартал 63.
Согласно пункту 3.2 Лесохозяйственного регламента особо защитные участки лесов выделяются в защитных, эксплуатационных и резервных лесах. Ограничения по видам особо защитных участков леса приведены в таблице 3.2, а сведения об особо защитных участках леса на территории Шемуршинского лесничества - в приложении N 2 лесохозяйственного регламента.
Приложение N 2 Лесохозяйственного регламента содержит Сведения об особо защитных участках лесов на территории Шемуршинского лесничества, в который в разделе "Комсомольское участковое лесничество" содержатся сведения о квартале 63 выдела 1-17, 20-30, отнесенные к категории "Берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов, склонов оврагов".
Названный Лесохозяйственный регламент опубликован в газете "Вести Чувашии" от 7 октября 2017 года N 39 (1559).
Общество с ограниченной ответственностью "Комсомольскагропромхимия" (далее - ООО "Комсомольскагропромхимия") обратилось в суд с административным иском, уточненным в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации, о признании не действующим с момента принятия названного Лесохозяйственного регламента в части отнесения к особо защитным лесам лесного участка, расположенного в выделе 30 квартала 63 Комсомольского участкового лесничества Шемуршинского лесничества (приложение N 2 к Лесохозяйственному регламенту "Сведения об особо защитных участках лесов на территории Шемуршинского лесничества" - Комсомольское лесничество квартал 63 выдела 1-17, 20-30 отнесены к категории "Берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов, склонов оврагов"), исключении из приложения N6 к государственному лесному реестру (по форме N6-ГЛР) "Сведения об особо защитных участках лесов (ОЗУ)" лесной участок, расположенный в квартале 63 выдела 30 Комсомольского участкового лесничества Шемуршинского лесничества.
Требования мотивированы тем, что ООО "Комсомольскагропромхимия" является арендатором по договору... лесного участка площадью... га, расположенного в квартале.., выдел... Комсомольского участкового лесничества Шемуршинского лесничества,... Оспариваемым Лесохозяйственным регламентом указанный земельный участок отнесен к особо защитным участкам (далее - ОЗУ) леса - берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов, склонов оврагов, на которых, согласно статьи 107 Лесного кодекса Российской Федерации запрещена сплошная рубка и разработка месторождений полезных ископаемых. Выделение ОЗУ Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики на спорном лесном участке осуществлено при отсутствии необходимых условий и с нарушением установленных правил, поскольку расстояние от реки Кубня до границ лесного участка составляет... метров, с нарушением статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 37 приложения N 4 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 516, пункта 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 736. Административный истец, имеющий всю необходимую документации, в результате принятия оспариваемого нормативного правового акта на протяжении двух лет лишен возможности осуществления лицензируемого вида деятельности на указанном лесном участке. Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики вменяя административному истцу нарушение положений Лесохозяйственного регламента обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с требованием о расторжении договоров аренды лесного участка.
В судебном заседании представитель ООО "Комсомольскагропромхимия" Николаева С.Б. поддержала заявленное требование в части признания не действующим с момента принятия Лесохозяйственного регламента в части отнесения к особо защитным лесам лесного участка, расположенного в выделе... квартала... Комсомольского участкового лесничества Шемуршинского лесничества, отказалась от требования об исключении из приложения N6 к государственному лесному реестру (по форме N6-ГЛР) "Сведения об особо защитных участках лесов (ОЗУ)" лесной участок, расположенный в квартале... выдела... Комсомольского участкового лесничества Шемуршинского лесничества.
Представители Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Катеров И.П, Туликов Е.А. заявленные требования не признали, указывая на то, что согласно лесохозяйственному регламенту казенного учреждения "Шемуршинское лесничество" Минитсретсва природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 апреля 2009 года N 134, лесной участок, расположенный в выделе... квартала... Комсомольского участкового лесничества Шемуршинского лесничества, не относился к особо защитным участкам лесов. По материалам лесоустройства 1994 года указанный лесной участок отнесен к противоэрозионным лесам. Лесоустройство на территории Шемуршинского лесничества не проводилось 24 года, в связи с чем, при подготовке оспариваемого Лесохозяйственного регламента лесные участки отнесены к особо защитным участкам лесов в соответствии с требованиями Лесоустроительной инструкции, утв. приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 516 (действовавшей до 3 мая 2018 года). В 2018-2019 годах в соответствии с государственным контрактом на выполнение работ по проведению лесоустройства на территории Вурнарского, Канашского, Шемуршинского, Шумерлинского и Ядринского лесничеств от 6 августа 2018 года N 37 будут проведены лесоустроительные работы.
Представитель заинтересованного лица БУ Чувашкой Республики "Шемуршинское лесничество" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Цыганов А.А. удовлетворение заявленных требований оставил на усмотрение суда, суду показал, что лесоустроительные работы, в числе прочего, включающие работы по выделению ОЗУ лесного фонда, проведены на основании писем Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу от 20 марта 2017 года и Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 28 марта 2017 N 12/30-5563.
Заинтересованные лица Федеральное агентство лесного хозяйства, Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики в судебное заседание не направили своих представителей.
Обсудив поступившее заявление об отказе от требования в части и прекращении производства по делу, суд полагает его подлежащим удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Суд прекращает производство по административному делу, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом (пункт 3 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39, частями 6 и 7 статьи 40, пунктами 1 - 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации.
В данном случае отказ представителя ООО "Комсомольскагропромхимия" Николаевой С.Б, уполномоченной на осуществление соответствующего процессуального действия, от требования заявлен ею добровольно, не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации или иным федеральным законам, не нарушает прав других лиц.
Последствия отказа от административного иска, предусмотренные статьей 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представителю административного истца известны. Публичные интересы, нарушение которых препятствовало бы принятию судом данного отказа, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 177, 194 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Принять отказ общества с ограниченной ответственностью "Комсомольскагропромхимия" от требования об исключении из приложения N 6 к Государственному лесному реестру (по форме N6-ГЛР) "Сведения об особо защитных участках лесов (ОЗУ)" лесной участок, расположенный в квартале... выдела... Комсомольского участкового лесничества Шемуршинского лесничества и производство по делу в указанной части прекратить.
Определение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (603022, Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 17 "А", пом. П1) в течение пятнадцати дней со дня принятия в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.Н.Орлова
Дело N 3а-141/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 сентября 2019 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Орловой И.Н, при секретаре судебного заседания Константиновой Т.А,
при участии прокурора Овчинниковой Н.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комсомольскагропромхимия" о признании недействующим в части Лесохозяйственного регламента Шемуршинского лесничества, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 14 августа 2017 года N 807,
установил:
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 14 августа 2017 года N 807 утвержден лесохозяйственный регламент Шемуршинского лесничества (далее - Лесохозяйственный регламент).
Глава 1 названного Лесохозяйственного регламента содержит краткую характеристику лесничества.
Пунктом 1.1.6 главы 1 в таблице 1.3 предусмотрено распределение лесов Шемуршинского лесничества по целевому назначению и категориям защитных лесов.
В указанную таблицу 1.3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" включены защитные леса, в том числе по Шемуршинскому лесничеству, квартал 63.
Согласно пункту 3.2 Лесохозяйственного регламента особо защитные участки лесов выделяются в защитных, эксплуатационных и резервных лесах. Ограничения по видам особо защитных участков леса приведены в таблице 3.2, а сведения об особо защитных участках леса на территории Шемуршинского лесничества - в приложении N 2 лесохозяйственного регламента.
Приложение N 2 Лесохозяйственного регламента содержит Сведения об особо защитных участках лесов на территории Шемуршинского лесничества, в которых в разделе "Комсомольское участковое лесничество" содержатся сведения о квартале 63 выдела 1-17, 20-30, отнесенные к категории "Берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов, склонов оврагов".
Названный Лесохозяйственный регламент согласно части 3 статьи 7 Закона Чувашской Республики от 30 июня 2014 года "О порядке опубликования и вступления в силу Конституции Чувашской Республики, законов Чувашской Республики и иных правовых актов Чувашской Республики" опубликован в газете "Вести Чувашии" от 7 октября 2017 года N 39 (1559).
Общество с ограниченной ответственностью "Комсомольскагропромхимия" (далее - ООО "Комсомольскагропромхимия") обратилось в суд с административным иском о признании недействующим названного Лесохозяйственного регламента в части отнесения к защитным лесам лесного участка, расположенного в квартале... выдела... Комсомольского участкового лесничества Шемуршинского лесничества (пункт 1.1.6, таблица 1.3) и исключении из приложения N6 к государственному лесному реестру (по форме N6-ГЛР) "Сведения об особо защитных участках лесов (ОЗУ)" лесной участок, расположенный в квартале... выделе... Комсомольского участкового лесничества Шемуршинского лесничества.
Требования мотивированы тем, что ООО "Комсомольскагропромхимия" является арендатором по договору от... лесного участка площадью... га расположенного в квартале.., выдел... Комсомольского участкового лесничества Шемуршинского лесничества, предоставленного... 23 декабря 2016 года в отношении того же лесного участка также заключен договор аренды лесного участка N... в целях... Оспариваемым Лесохозяйственным регламентом указанный земельный участок отнесен к особо защитным участкам (далее - ОЗУ) леса - берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов, склонов оврагов, на которых, согласно статьи 107 Лесного кодекса Российской Федерации запрещена сплошная рубка и разработка месторождений полезных ископаемых. Выделение ОЗУ Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики на спорном лесном участке осуществлено при отсутствии необходимых условий и с нарушением установленных правил, поскольку расстояние от реки Кубня до границ лесного участка составляет... метров, с нарушением статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 37 приложения N 4 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 516, пункта 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 736. Административный истец, имеющий всю необходимую документации, в результате принятия оспариваемого нормативного правового акта на протяжении двух лет лишен возможности осуществления лицензируемого вида деятельности на указанном лесном участке. Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики вменяя административному истцу нарушение положений Лесохозяйственного регламента обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с требованием о расторжении договоров аренды лесного участка.
В последующем, ООО "Комсомольскагропромхимия" уточнило в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации заявленное требование, просило признать не действующим с момента принятия названный Лесохозяйственный регламент в части отнесения к особо защитным лесам лесного участка, расположенного в выделе... квартала... Комсомольского участкового лесничества Шемуршинского лесничества (приложение N 2 к Лесохозяйственному регламенту "Сведения об особо защитных участках лесов на территории Шемуршинского лесничества" - Комсомольское лесничество квартал... выдела... отнесены к категории "Берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов, склонов оврагов"), исключении из приложения N6 к государственному лесному реестру (по форме N6-ГЛР) "Сведения об особо защитных участках лесов (ОЗУ)" лесной участок, расположенный в квартале... выдела... Комсомольского участкового лесничества Шемуршинского лесничества.
В судебном заседании представитель ООО "Комсомольскагропромхимия" Николаева С.Б. поддержала заявленное требование в части признания не действующим с момента принятия Лесохозяйственного регламента в части отнесения к особо защитным лесам лесного участка, расположенного в выделе... квартала... Комсомольского участкового лесничества Шемуршинского лесничества, отказалась от требования об исключении из приложения N6 к государственному лесному реестру (по форме N6-ГЛР) "Сведения об особо защитных участках лесов (ОЗУ)" лесной участок, расположенный в квартале 63 выдела 30 Комсомольского участкового лесничества Шемуршинского лесничества.
Представители Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Катеров И.П, Туликов Е.А. заявленные требования не признали, указывая на то, что согласно лесохозяйственному регламенту казенного учреждения "Шемуршинское лесничество" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 апреля 2009 года N 134, лесной участок, расположенный в выделе... квартала... Комсомольского участкового лесничества Шемуршинского лесничества, не относился к особо защитным участкам лесов. По материалам лесоустройства 1994 года указанный лесной участок отнесен к противоэрозионным лесам. Лесоустройство на территории Шемуршинского лесничества не проводилось 24 года, в связи с чем, при подготовке оспариваемого Лесохозяйственного регламента лесные участки отнесены к особо защитным участкам лесов в соответствии с требованиями Лесоустроительной инструкции, утв. приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 516 (действовавшей до 3 мая 2018 года). В 2018-2019 годах в соответствии с государственным контрактом на выполнение работ по проведению лесоустройства на территории Вурнарского, Канашского, Шемуршинского, Шумерлинского и Ядринского лесничеств от 6 августа 2018 года N 37 будут проведены лесоустроительные работы, будут уточнены категории защитности лесов.
Представитель заинтересованного лица БУ Чувашкой Республики "Шемуршинское лесничество" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Цыганов А.А. удовлетворение заявленных требований оставил на усмотрение суда, суду показал, что лесоустроительные работы, в числе прочего, включающие работы по выделению ОЗУ лесного фонда, проведены на основании писем Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу от 20 марта 2017 года и Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 28 марта 2017 N 12/30-5563.
Заинтересованные лица Федеральное агентство лесного хозяйства, Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики в судебное заседание не направили своих представителей.
Определением суда от 26 сентября 2019 года принят отказ ООО "Комсомольскагропромхимия" от требования об исключении из приложения N 6 к Государственному лесному реестру (по форме N6-ГЛР) "Сведения об особо защитных участках лесов (ОЗУ)" лесной участок, расположенный в квартале... выдела... Комсомольского участкового лесничества Шемуршинского лесничества и производство по делу в указанной части прекращено.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Овчинниковой Н.А, полагавшей исковое требование подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 2 Лесного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) лесное законодательство состоит из Лесного кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (часть 1); лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам (часть 2); Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных Лесным кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации (часть 3); федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных Лесным кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации (часть 4); на основании и во исполнение Лесного кодекса, других Федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения (часть 5).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации к особо защитным участкам лесов относятся берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов.
Отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (часть 6 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.
Как видно из материалов дела, 14 октября 2016 года между Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (арендодатель) и ООО "Комсомольскагропромхимия" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N.., согласно условиям которого арендатору во временное пользование в целях... передан лесной участок, имеющий следующие характеристики: площадь... га, местоположение:... являющийся частью лесного участка, находящегося по адресу: Чувашская Республика - Чувашия, Комсомольский район, Яльчикский район, Комсомольский лесхоз, Комсомольское лесничество квартала с 1 по 81; Муратовское лесничество квартала с 1 по 60; с кадастровым номером... Срок действия договора до 16 сентября 2035 года. Номер учетной записи в государственном лесном реестре...
23 декабря 2016 года между Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (арендодатель) и ООО "Комсомольскагропромхимия" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N.., согласно условиям которого арендатору во временное пользование в целях... передан лесной участок, имеющий следующие характеристики: площадь... га, местоположение:.., кадастровый номер... Срок действия договора до 16 сентября 2035 года Номер учетной записи в государственном лесном реестре...
15 сентября 2015 года Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ООО "Комсомольскагропромхимия" выдана лицензия на пользование недрами... для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых Кубнинского месторождения строительных песков сроком до 16 сентября 2035 года (т.1 л.д.193).
В производстве Арбитражного суда Чувашской Республики возбуждено дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики к ООО "Комсомольскагропромхимия" о расторжении договоров аренды лесных участков, которое определением Арбитражного Суда Чувашской Республики от 8 апреля 2019 года приостановлено до вступления в законную силу настоящего административного дела (дело N... ).
В соответствии с материалами лесоустройства 1994 года лесной участок, расположенный в выделе... квартала... Комсомольского участкового лесничества Шемуршинского лесничества, находился в противоэрозионных лесах.
Оспариваемым нормативным правовым актом выдел... квартала... Комсомольского участкового лесничества Шемуршинского лесничества отнесен к ОЗУ (Приложение N 2 Лесохозяйственного регламента, Сведения об особо защитных участках лесов на территории Шемуршинского лесничества, раздел "Комсомольское участковое лесничество", категории "Берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов, склонов оврагов").
Оценив собранные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права, свободы и законные интересы ООО "Комсомольскагропромхимия", поскольку на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно письма Рослесхоз от 24.05.2019 N АВ-06-47/9103 (т. 1 л.д.190-191) предоставление лесных участков, расположенных в противоэрозионных лесах, для разработки месторождений полезных ископаемых возможно (при наличии лицензии на пользование недрами), но без размещения на этих участках объектов инфраструктуры, связанных с недропользованием.
В силу пунктов 26, 39 части 1 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки; отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений в части разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов.
Согласно п.1.1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, утв. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.10.2015 N 370, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим полномочия, в числе прочего, в области лесных отношений, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе переданные полномочия Российской Федерации в указанных областях, а также в области природопользования, организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Чувашской Республики.
В силу п. 3.10 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, утв. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.10.2015 N 370, министерство разрабатывает и утверждает лесохозяйственные регламенты.
Частью 2 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 516 (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) утверждена Лесоустроительная инструкция, которой установлены правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Пунктом 188 указанной Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что по результатам проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов составляются: ведомость деления лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов; тематические лесные карты проектируемого деления лесов на эксплуатационные леса, защитные леса и резервные леса в пределах лесничеств и лесопарков с указанием границ участковых лесничеств и номеров лесных кварталов; пояснительная записка произвольной формы с обоснованием соответствующего подразделения лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов с приведением сведений о ранее действовавшем разделении лесов; ведомость проектируемых особо защитных участков лесов с указанием участковых лесничеств и номеров лесных кварталов и лесотаксационных выделов, указанная в приложении 3 к настоящей Инструкции; пояснительная записка произвольной формы с обоснованием выделения особо защитных участков лесов.
Согласно пункту 5 Лесоустроительной инструкции проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет в числе прочего, полномочие по принятию решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса (пункт 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства).
По смыслу указанных правовых норм органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия непосредственно по проведению лесоустройства, в то время как проектирование ОЗУ, их выделение, а также установление и изменение границ ОЗУ отнесено к полномочию Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), что также подтверждено письмом Рослесхоза от 21.03.2019 N ЕК-03-47/4913 (т.1 л.д.127).
Между тем, проведение на землях лесного фонда Шемуршинского лесничества проектирования особо защитных участков леса с отнесением к их числу выдела... квартала... Комсомольского участкового лесничества осуществлено Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, являющимся органом исполнительной власти Чувашской Республики, с превышением предоставленных полномочий, определенных федеральным законодательством, в связи с чем, названный нормативный правовой акт в оспариваемой части подлежит признанию не действующим с момента принятия.
Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации, суд
решил:
Признать не действующим с момента принятия Лесохозяйственный регламент Шемуршинского лесничества, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 14 августа 2017 года N 807, в части отнесения к особо защитным лесам лесного участка, расположенного в выделе... квартала... Комсомольского участкового лесничества Шемуршинского лесничества (приложение N 2 "Сведения об особо защитных участках лесов на территории Шемуршинского лесничества", целевое назначение лесов "Берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов, склонов оврагов", раздел "Комсомольское участковое лесничество").
Сообщение о принятом решении подлежит размещению на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) или опубликованию в республиканской газете "Вести Чувашии".
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (603022, Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 17 "А", пом. П1) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.Н.Орлова
Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2019 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.