Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98084664-2 "О целевой компенсационной выплате"
Досье на проект федерального закона
С начала 1998 года ситуация в социальной сфере значительно ухудшилась. Результатом проводимой Правительством Российской Федерации социально-экономической и финансовой политики стало резкое снижение уровня жизни населения, реальные денежные доходы которого в текущем периоде уменьшились более чем на 10 процентов. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума увеличилась и составила 31,9 млн. человек (21,7% всего населения), то есть фактически каждый пятый россиянин находится за чертой бедности, в августе-сентябре ситуация ухудшилась. Только на начало 1998 года получали пенсию ниже величины прожиточного минимума 10,9 млн. человек, или 26,1% всех пенсионеров. В настоящее время их число возросло значительно, и практически лишь получатели пенсий в максимальном размере обеспечены на уровне прожиточного минимума.
Ухудшилось финансовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации. Сумма просроченной задолженности организаций по страховым платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации возросла до 110 млрд. рублей по сравнению с 59 млрд. рублей на начало 1997 года. Долг федерального бюджета Фонду достиг 10,6 млрд. рублей, в том числе по текущим платежам 1998 года - 3,5 млрд. рублей. При этом, по текущим платежам не обеспечивалось авансирование выплат, которые Пенсионный фонд должен производить за счет средств федерального бюджета.
Следствием тяжелого финансового положения Фонда стало ухудшение ситуации с выплатой пенсий. Задолженность Пенсионного фонда Российской Федерации по выплатам пенсий составляет 31,5 млрд. рублей, а средний срок задержки по выплате пенсий превысил полтора месяца.
Разразившийся в стране банковско-финансовый кризис еще более усугубил социально-экономическую ситуацию в стране, вызвал резкий рост инфляции, уменьшение покупательной способности населения, обесценение доходов, быстрое падение уровня жизни основной части населения и, прежде всего, пенсионеров, малоимущих семей. Девальвация рубля привела к обесценению скудных сбережений граждан.
По данным Госкомстата России потребительские цены за август и первую неделю сентября выросли на 56%. При этом цены на отдельные продукты питания и предметы первой необходимости увеличились в несколько раз. В этой связи в особо тяжелом положении оказались пенсионеры, малоимущие граждане, в структуре потребительских расходов которых расходы на питание составляют около 70%.
В сентябре 1998 года средний размер государственных пенсий, назначенных по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" без применения индивидуального коэффициента пенсионера, составил 379,56 рублей. Средний размер пенсий, определенных с применением индивидуального коэффициента - 437,57 рублей. Прожиточный минимум пенсионера по оценкам составил 430,0 млрд. рублей.
В целях компенсации потерь пенсионеров и частичного устранения социальных последствий кризиса предлагается настоящий законопроект, устанавливающий условия получения и размеры целевой компенсационной выплаты к государственным пенсиям в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги.
Срок действия закона предполагается установить с 1 ноября 1998 года по 30 апреля 1999 года, то есть полгода. В связи с тем, что принимаемые меры являются экстренными, предполагается, что по истечении указанного срока должен вступить в силу федеральный закон, предусматривающий детальный механизм индексации всех видов государственных пенсий в Российской Федерации в связи с ростом цене на потребительские товары и услуги. В тексте предлагаемого законопроекта содержится Поручение Правительству Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу внести в Государственную Думу соответствующий законопроект.
Целевую компенсационную выплату предполагается установить ко всем видам государственных пенсий, назначенных и исчисленных в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" с учетом установленных надбавок, повышений и компенсационных выплат, установленных действующим законодательством, т.е. в том размере, который сложился у каждого пенсионера по состоянию на 1 ноября текущего года. Для определения размера целевой компенсационной выплаты в рублях учитывается основной размер пенсии без учета надбавок, повышений и компенсационных выплат, установленных законодательством на момент ее введения.
Пенсионерам, имеющим право на получение двух пенсий, предлагается установить целевую компенсационную выплату только к одной из пенсий, по их выбору.
Пенсионерам, проживающим в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, целевая компенсационная выплата устанавливается с учетом соответствующего коэффициента.
Предусматривается, что финансирование расходов, предусмотренных законом, производится из источников, за счет которых осуществляются выплаты соответствующих видов пенсий, а также за счет дополнительных источников пополнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, устанавливаемых Правительством Российской Федерации с учетом инфляционных доходов и иных источников.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона
"О целевой компенсационной выплате"
Целевые компенсационные выплаты определяются с учетом дифференциации по размеру назначенных пенсий, прогнозной величины прожиточного минимума для пенсионеров, а также индекса потребительских цен с начала 1998 года (161,5%).
1. Дополнительные расходы на введение настоящего федерального закона до конца 1998 года:
I группа получателей пенсии |
(84,20 руб. и ниже) |
II группа получателей пенсии |
(84,21 руб. - 168,40 руб.) |
III группа получателей пенсии |
(168,41 руб. - 252,60 руб.) |
IV группа получателей пенсии |
(252,61 руб. и выше) |
Расходы на один месяц: |
3 212 150,1 тыс.руб. |
2. Дополнительные расходы на введение настоящего федерального закона в 1999 году:
I группа получателей пенсии |
(84,20 руб. и ниже) |
II группа получателей пенсии |
(84,21 руб. - 168,40 руб.) |
III группа получателей пенсии |
(168,41 руб. - 252,60 руб.) |
IV группа получателей пенсии |
(252,61 руб. и выше) |
Расходы на один месяц: |
3 212 150,1 тыс.руб. |
Общая сумма расходов на реализацию настоящего федерального закона 19 272 900 тыс.руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.