Пояснительная записка
к федеральному закону N 96039036-2 "О народных художественных промыслах"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О народных художественных промыслах" был разработан и внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.10.94 г. N 1987 "О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов".
Актуальность принятия данного закона обусловлена кризисным положением российских народных художественных промыслов, которое отмечено в поручении Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации от 14.05.97 г. N Пр-724 - "Нельзя допустить распада и утраты уникального направления отечественной культуры".
В процессе рассмотрения и обсуждения указанного законопроекта были получены заключения от 43 субъектов Российской Федерации, в том числе из всех регионов традиционного бытования народных художественных промыслов. Практически во всех заключениях отмечалась своевременность и практическая значимость закона, отсутствие правовой базы по данному вопросу, настоятельная необходимость его скорейшего принятия для обеспечения сохранения, возрождения и развития промыслов как важной составной части национальной культуры. Заключений о нецелесообразности принятия закона, отсутствии в нем правового содержания и замечаний концептуального характера не поступило.
Насущная необходимость данного закона подтвердилась также ходом обсуждения его проекта непосредственно в творческих коллективах промыслов и в решениях XI и XII конференций Ассоциации "Народные художественные промыслы России", которая объединяет 235 организаций промыслов из 62 регионов России.
Закон создает крайне необходимую правовую основу для функционирования народных художественных промыслов в современных условиях рыночной экономики, вводит необходимые для этого новые правовые положения, а также создает предпосылки для применения соответствующих норм действующего законодательства в этой своеобразной сфере материального производства, являющейся одновременно уникальной частью национальной культуры.
Закон был принят Государственной Думой 4 июня 1997 года и одобрен Советом Федерации 11 июня 1997 года.
Отклонен Президентом Российской Федерации и направлен на повторное рассмотрение (письмо от 27 июня 1997 года N Пр-1014).
Анализ мотивов отклонения позволил Комитету сделать вывод о возможности совместной доработки Закона в рамках согласительных процедур, поскольку ряд замечаний можно было снять в результате совместных консультаций по спорным вопросам, а с некоторыми замечаниями можно было согласиться в целях принятия закона в целом с тем, чтобы дать возможность утвердиться другим бесспорным нормам, необходимым для сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов.
Комитет принял решение (протокол N 23 от 9 октября 1997 года) о создании рабочей группы по доработке Закона в рамках согласительных процедур с учетом предложений Президента Российской Федерации.
В результате длительной работы и согласований с участием представителей Президента Российской Федерации Закон подготовлен для повторного рассмотрения с учетом предложений Президента Российской Федерации.
Суть доработки сводится к следующему:
1. Рабочая группа согласилась с доводами Президента Российской Федерации о том, что Закон перегружен отсылками к уже принятым федеральным законам, конкретным отраслям законодательства, законодательству субъектов Российской Федерации и актам Правительства Российской Федерации. Минимизировано количество отсылок, в частности полностью исключены все отсылки к уже принятым федеральным законам в статьях, не носящих технико-юридический характер. Сохранены лишь немногие указания на необходимость учета законодательства Российской Федерации при применении положений Закона, а также полномочия Правительства Российской Федерации по двум вопросам - утверждению перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов и утверждению типового положения о художественно-экспертных советах.
2. Сняты правовые конструкции, входящие в противоречие с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами Российской Федерации.
3. Снята статья об ответственности за нарушение настоящего Федерального закона, так как в настоящее время ни рассматриваемый Федеральный закон, ни иные законодательные акты Российской Федерации не содержат статей, раскрывающих признаки противоправных деяний и устанавливающих ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о народных художественных промыслах.
В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации (Московская, Нижегородская, Тульская, Ивановская, Вологодская области, г.Санкт-Петербург) готовятся законопроекты о народных художественных промыслах, однако отсутствие федеральной основы затрудняет процесс их принятия и реализации.
Учитывая изложенное, Комитет по культуре рекомендует повторно рассмотреть Федеральный закон "О народных художественных промыслах", доработанный с учетом предложений Президента Российской Федерации, и принять его.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.