Проект федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" вносится в целях устранения неточностей в формулировках и технических ошибок, имеющих место в Кодексе.
Доработка первой части Налогового кодекса проводилась в очень сжатые сроки, которые не позволяли детально проработать все положения Кодекса. В результате столь спешной работы в тексте принятой первой части Налогового кодекса появилось множество технических ошибок, которые существенно затруднят применение положений Налогового кодекса с 1 января 1999 года. В этих условиях представляется необходимым до введения в действие основного текста Налогового кодекса устранить существующие недостатки закона для того, чтобы с 1 января 1999 года Налоговый кодекс стал реальной правовой базой для функционирования налоговой системы в Российской Федерации.
Предлагаемые поправки к Налоговому кодексу не меняют саму концепцию Кодекса и направлены лишь на устранение неточности формулировок его отдельных положений.
Законопроект уточняет предмет регулирования Налогового кодекса, указывая, что кодекс устанавливает не только систему налогов, но и систему сборов в Российской Федерации.
Предлагается уточнить определения ряда правовых категорий, применяемых в части первой Налогового кодекса, в частности, скорректированы определения "налог" и "сбор", даны новые определения таких понятий как "место нахождения организации" и "место жительства физического лица".
Во многих статьях Налогового кодекса упоминается такая категория участников налоговых отношений как "иные обязанные лица", однако в Налоговом кодексе отсутствует само определение "иного обязанного лица". При этом, в некоторых статьях под этими лицами подразумеваются налоговые агенты, в некоторых - представители налогоплательщика, а в некоторых - и налоговые агенты, и представители налогоплательщика. В этих условиях представляется целесообразным отказаться от использования малопонятного термина "иное обязанное лицо", заменив его по тексту Кодекса терминами "налоговый агент" или "налоговый представитель".
В связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам", определенный в этом законе государственный контроль предлагается рассматривать в качестве специфической формы налогового контроля, а следовательно, включить положения этого закона в раздел Налогового кодекса о налоговом контроле.
Предлагаемый законопроект существенно изменяет главу Налогового кодекса "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение". При этом устраняется дублирование составов некоторых налоговых правонарушений и уточняются сами составы и санкции по некоторым налоговым правонарушениям.
Кроме того, в представленном законопроекте предусматриваются изменения и дополнения, направленные на устранение внутренних противоречий в тексте, несогласованности отдельных положений Кодекса, неясностей формулировок и исправление грамматических ошибок.
Финансово-экономическое обоснование
Представленный на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" не требует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.