Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"
Принятие данного законопроекта необходимо в целях обеспечения эффективной реализации основных положений Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".
Данный Федеральный закон, определяя Судебный департамент как федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, содержит неопределенность по вопросу о том, относится ли он к системе исполнительной либо судебной власти.
Согласно части 1 статьи 32 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" обеспечение деятельности судов осуществляется аппаратами этих судов, которые выполняют обеспечивающие функции в рамках единой судебной системы и созданы для наиболее эффективного осуществления основной функции этой системы - правосудия. Учитывая это, аппараты системы федеральных судов общей юрисдикции не могут быть отнесены к органам исполнительной власти, что противоречило бы конституционному принципу разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации). Равно и аппараты палат Федерального Собрания Российской Федерации не являются органами исполнительной власти, а выполняют обеспечивающие функции в рамках законодательной власти.
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, согласно части 2 статьи 30 и части 1 статьи 31 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", а также пунктам 1 и 2 статьи 1 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", осуществляет организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества (за исключением Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда).
Создание Судебного департамента и выведение функций организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции за рамки Министерства юстиции Российской Федерации (и, в конечном счете, за рамки исполнительной власти) связано с необходимостью последовательной реализации конституционных принципов независимости судей (статья 120), обеспечения возможности полного и независимого осуществления правосудия (статья 124), самостоятельности и независимости судебной власти (статья 10), части 2 статьи 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", пункта 1 статьи 1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", статьи 4 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".
При разрешении вопросов о статусе Судебного департамента важно также учитывать порядок назначения и освобождения от должности руководящих работников департамента. В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 1 статьи 8, статьями 9 и 11 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" решение вопросов назначения на должности руководящих работников Судебного департамента отнесено к компетенции Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
Наряду с этим следует иметь в виду и то, что в Приложении 2 к Федеральному закону от 26 марта 1998 года N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" Судебный департамент выделен отдельной строкой с присвоением кода 438 "Судебная власть. Федеральная судебная система".
Изложенное выше дает основание для вывода о том, что Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является государственным органом, действующим в системе судов общей юрисдикции.
В законопроекте предлагается дополнить статью 5 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" пунктом 4, который позволит привлекать дополнительные источники финансирования материально-технической базы Судебного департамента.
Поскольку Судебный департамент является органом, действующим в системе судов общей юрисдикции, а работники аппарата Судебного департамента его органов и учреждений осуществляют организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, имеется в виду приравнять их правовой статус к статусу работников аппаратов судов, что, и отражено в новой редакции пункта 2 статьи 12.
В связи с тем, что некоторые предлагаемые дополнения и изменения Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" потребуют дополнительного финансирования, вступление в силу рассматриваемого закона намечается отнести на 1 января 1999 г., предусмотрев выделение соответствующих ассигнований в федеральном бюджете на 1999 год. До этого срока предполагается, что Судебный департамент будет функционировать в пределах ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на 1998 год.
Финансовое обоснование
дополнительных расходов на содержание аппарата Судебного
департамента и работников управлений и отделов Судебного
департамента в субъектах Российской Федерации в связи
с распространением на них социальных гарантий и льгот работников
аппаратов судов
I. Численность служащих аппарата Судебного департамента и работников управлений и отделов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации 2310 чел.
II. Затраты на обеспечение социальных гарантий и льгот работников аппаратов судов, распространяемых на работников Судебного департамента, ориентировочно определяются в расчете на год 40653,6 тыс.руб., в том числе по видам расходов:
1. Денежная компенсация взамен продовольственного
пайка 28 руб. 14 коп. х 365 дней х 2310 чел.
= 23726241 руб. 23726,2 тыс.руб.
Отчисления в пенсионный фонд:
28% - 6643347 руб. 48 коп. 6643,3 тыс.руб.
2. Оплата льгот по коммунальным услугам:
Средняя стоимость оплаты жилья и коммунальных услуг -
288 руб. в месяц.
Необходимая потребность в средствах на год:
288 руб. х 2310 чел. х 12 мес. х 50% = 3991680 руб. 3991,7 тыс.руб.
3. Оплата услуг связи (телефон):
Средняя стоимость абонементной платы за телефон -
29 руб. в месяц. 29 руб. х 2310 чел. х 12 мес. х
х 50% = 401940 руб. 401,9 тыс.руб.
4. Форменная одежда:
Стоимость материала, пошив костюма, туфли, рубашка
(блузка), галстук - 2550 руб. 2550 руб. х 2310 чел. =
5890500 руб. 5890,5 тыс.руб.
Заместитель начальника Главного
финансово-экономического управления |
А.В.Данилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.