Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"
В связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности и, в частности, торговли лесосырьевыми ресурсами в Приморском крае резко обозначилась проблема рационального использования запасов ясеня манчжурского, древесина которого, благодаря особым физико-механическим свойствам, пользуется повышенным спросом в сопредельных странах Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом, древесина ясеня, как правило, вывозится в непереработанном виде, в то время, как краевые деревоперерабатывающие предприятия, вследствие сложного финансового положения, не в состоянии ее приобретать и простаивают без сырья. Сравнение динамики экспорта древесины ясеня с суммами валютной выручки от экспортных операций по этой породе заставляет говорить о необходимости принятия незамедлительных мер по государственному регулированию торговли древесиной этой породы.
Неоднократно предпринимаемые попытки в 1995-1997 г.г. со стороны краевой Думы и администрации решить на правительственном уровне этот вопрос не дали положительных результатов, так как принимаемые действия по введению краевыми органами власти мер ограничения в торговле непереработанной древесиной и усилению контроля за деятельностью экспортеров неуклонно входят в противоречие с действующим законодательством Российской Федерации. Например, Постановлением Думы Приморского края от 22.04.96 г. N 328 "Об использовании ясеня манчжурского" ограничивался круг лесозаготовителей древесины ясеня и вывоз ее за пределы края. Однако, это постановление впоследствии было отменено по протесту прокурора края.
Противоречия с действующим законодательством заключаются в том, что согласно статье 31 Лесного кодекса Российской Федерации, заготовленная лесопользователем древесина является его собственностью и в соответствии с гражданским законодательством он вправе распоряжаться ею по своему усмотрению. Вывезенная с лесосеки древесина является продукцией и дальнейшее ее передвижение регулируется не лесным, а гражданским законодательством. Поставки на экспорт - законодательством о внешнеэкономической деятельности.
Ужесточение контроля за лесозаготовительной деятельностью со стороны территориальных органов управления лесным хозяйством и администрации края не решает проблему, так как введение ограничений на рубку (установление годовых норм отпуска по породе) нереально, учитывая специфику лесов края, где ясень присутствует в составе значительной части насаждений и по Правилам рубок должен назначаться в рубку наряду с другими породами. Экспорт заготовленной в законном порядке древесины принял полукриминальный характер. Древесина, как правило, реализуется посредниками по демпинговым ценам. Часть валютной выручки путем различного рода финансовых махинаций (занижение в документах качества и контрактной цены товара), а также бартерных сделок скрывается. Либерализация внешнеэкономической деятельности при отсутствии у контролирующих органов законодательно закрепленных действенных рычагов по пресечению незаконных внешнеторговых операций ведет к разграблению сырьевых ресурсов края и подрыву экономического благополучия государства.
Для решения данных проблем Думой Приморского края в порядке законодательной инициативы был предложен проект Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (Постановление от 17.01.97 г. N 533), который предусматривал установление квотирования на экспорт древесины особо ценных твердолиственных пород в круглом виде и первоочередное использование природных ресурсов для нужд российской промышленности. Проект закона до настоящего времени не рассмотрен Государственной Думой Российской Федерации. Параллельно администрацией края Постановлением от 13.04.97 г. N 163 "О мерах по упорядочению экспортных поставок древесины" введена сертификация древесины твердолиственных пород, отпускаемой на корню, что должно способствовать усилению контроля за законностью получения данной продукции лесопромышленными предприятиями и коммерческими структурами, поставляющими круглые лесоматериалы твердолиственных пород (ясень, дуб) на экспорт. Кроме того, Постановлением от 19.05.97 г. N 231 "О неотложных мерах по экономической поддержке предприятий лесопромышленного комплекса края" установлены объемы поставок на экспорт древесины в круглом виде предприятиями лесной промышленности.
В целом решение проблемы по регулированию экспорта ценных пород видится, прежде всего, в сокращении числа экспортеров и ужесточении валютного контроля и контроля за качеством оформления торговых сделок и контрактов. Однако, в соответствии с законодательством Российской Федерации, как уже было отмечено ранее, регулирование этих вопросов находится за рамками компетенции органов власти края.
На основании вышеизложенного целесообразно обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой:
1. Подготовить и принять Постановление Правительства Российской Федерации "О запрещении экспорта ясеня манчжурского".
2. Поддержать инициативу Думы приморского края по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (прилагается).
Председатель Комитета по природопользованию
и потребительскому рынку Думы Приморского края |
С.Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.