Письмо Президента РФ от 31 июля 1998 г. N Пр-1091
В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха", принятый Государственной Думой 2 июля 1998 г. и одобренный Советом Федерации 17 июля 1998 г.
Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" (далее именуется - Закон) не соответствует Конституции Российской Федерации, ряду федеральных законов, а также правилам юридической техники.
По конкретным положениям Закона имеются следующие замечания.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Вместе с тем в преамбуле Закона не сказано о том, что атмосферный воздух является природным ресурсом, который не только охраняется, но и используется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В преамбуле и статье 1 Закона используются не определенные в правовом отношении понятия. Например, "объект окружающей природной среды", "достояние всего человечества", "гигиенические и экологические нормативы" и другие. В некоторых случаях применяются термины неправового характера, в частности, термин "эволюция Земли". Не оспаривая данные понятия и термины по существу, тем не менее считаю неправомерным их употребление в Законе. Предлагаю сформулировать соответствующие положения Закона, пользуясь терминологией, закрепленной в Законе РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и других законодательных актах.
В статье 2 Закона неясно, что следует понимать под "более строгими требованиями". Необходимо исключить из Закона подобного рода неопределенности.
В соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации самостоятельно определяют структуру федеральных органов исполнительной власти, их сферу деятельности и полномочия. Тем не менее статьи 4, 8-10, 15, 16, 19, 21-23, 25, 27 и 31 Закона содержат положения, устанавливающие необходимость создания конкретных федеральных органов исполнительной власти, а также определяющие их сферу деятельности и полномочия.
Статьей 7 Закона определяются полномочия органов местного самоуправления вопреки требованиям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации".
Статья 11. дублирует положения статей 5 и 6 Закона.
Статьи 14-21 Закона следует согласовать с требованиями Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды".
Статьей 17 Закона устанавливается сбор за выдачу соответствующих разрешений, хотя это предмет регулирования налогового законодательства Российской Федерации.
В статье 22 Закона неясно, что следует понимать под "высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха".
Статьи 23 и 33 Закона почти не определяют прав и обязанностей граждан и юридических лиц, а лишь требуют соблюдения требований иных статей Закона либо положений других федеральных законов.
Согласно статье 27 Закона осуществлять мониторинг атмосферного воздуха можно только на основании лицензии. Вместе с тем статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Таким образом, вопросы лицензирования не могут относиться к предмету регулирования Закона, поскольку перечень соответствующих видов деятельности должен определяться иным федеральным законом.
Статью 32 Закона целесообразно согласовать с проектом Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьи 34 и 35 Закона определяют конкретные вопросы, касающиеся уголовной и административной ответственности. Однако эти вопросы могут разрешаться только Уголовным кодексом Российской Федерации и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.
Статью 36 Закона необходимо привести в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Статьей 38 Закона неправомерно признается утратившим силу Закон СССР "Об охране атмосферного воздуха".
Закон содержит и другие противоречия федеральным законам.
Б.Ельцин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 31 июля 1998 г. N Пр-1091
Текст письма официально опубликован не был