Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О коммерческой тайне"
Федеральный закон "О коммерческой тайне" формирует на основе норм Гражданского кодекса РФ достаточно новый для российского законодательства институт коммерческой тайны. Комплексный характер правовой охраны коммерческой тайны предполагает тесную связь с различными отраслями законодательства, в том числе кодифицированными. В связи с этим возникла необходимость уточнения и дополнения положений отдельных кодексов и Федеральных законов РФ.
Статьи 1 и 2 проекта федерального закона. Действующие Уголовно-процессуальный (статья 18) и Гражданский процессуальный (статья 9) кодексы предусматривают исключение из общего порядка открытого судебного разбирательства для дел, связанных с охраной государственной тайны. Распространение действия этих положений на иную информацию ограниченного доступа, охраняемую законом, позволит рассматривать дела по разглашению коммерческой тайны, как правило, в закрытых заседаниях, учитывая, что в процессе рассмотрения может быть предана огласке ценная коммерческая информация, и это может существенно повлиять на хозяйственную деятельность обладателя коммерческой тайны. Вместе с тем, в зависимости от содержания дела суд или судья единолично может вынести иное решение.
Статья 3. проекта федерального закона. Необходимость внесения изменений в КЗоТ РСФСР в части отнесения установления режима коммерческой тайны к существенным условиям труда следует из развития положений части 2 статьи 15 КЗоТ о включении в трудовой контракт положения о сохранении работником коммерческой тайны работодателя, и обусловлено тем, что наличие режима коммерческой тайны и согласие (или несогласие) работника взять на себя обязанности по его соблюдению является существенным фактором хозяйственной деятельности работодателя - отказ работника от принятия на себя указанных обязательств делает бессмысленным для работодателя установление режима коммерческой тайны. Таким образом, введение в организации режима коммерческой тайны по своей значимости для хозяйственной деятельности является существенным условием труда. Установление режима коммерческой тайны имеет свои особенности по сравнению с изменениями других существенных условий труда, в частности, установление указанного режима связано с фактическим наличием коммерческой тайны, что делает невозможным установление режима коммерческой тайны заранее (за 2 месяца, когда еще нечего охранять). Поэтому требуется особенное регулирование отношений работника и работодателя в связи с изменением такого существенного условия труда. Особенное регулирование заключается в том, что в интересах защиты прав работника последнему предоставляется двухмесячный срок для принятия решения о продолжении работы в новых условиях, несмотря на то, что "де факто" он уже работает в изменившихся условиях.
Статья 4. проекта федерального закона. Действующая редакция статьи 139 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает условия отнесения информации к "служебной и коммерческой тайне", что существенно затрудняет правоприменение. Недостаточная четкость формулировок статьи позволяет неоднозначно трактовать объект правового регулирования.
Если словосочетание "коммерческая и служебная тайна" означает один вид тайны, то использование двух терминов для одного объекта правового регулирования является нарушением юридической техники.
Условия отнесения информации к "служебной или коммерческой тайне", определенные в статье 139, характерны (в соответствии с международной практикой) для коммерческой тайны, следовательно для служебной тайны специфические признаки в статье 139 не определены.
Если усмотреть в статье 139 возможность при определенных условиях перехода коммерческой тайны в служебную тайну, то необходимо определить правовой режим служебной тайны. В действующих законах де-факто складывается институт служебной тайны как информации ограниченного доступа, ставшей известной государственному служащему (или вообще работнику) в силу выполнения им своих служебных (должностных) обязанностей. Например, Федеральные законы "О службе в таможенных органах РФ" (ст.7, 17 - служебная информация сотрудника таможенного органа), "Об основах государственной службы" (ст.10, 11 - служебная информация государственного служащего), "О науке и государственной научно-технической политике" (ст.2, 4, 9 - служебная тайна органов государственной власти), "О Правительстве РФ" (ст.11 и 27 - служебная информация членов Правительства РФ), "О Центральном банке РФ (Банке России)" (ст.92 - служебная информация служащих Банка России), "О коллективных договорах и соглашениях" (ст.7 - служебная тайна работников органов исполнительной власти, местного самоуправления и представители работодателя), "Об основах муниципальной службы в РФ" (ст.11 - служебная информация муниципального служащего), "О сельскохозяйственной кооперации" (ст.28 - служебная тайна членов правления кооператива), "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" (ст.10 - служебная тайна юридических лиц и граждан, осуществляющих генно-инженерную деятельность), "О государственном регулировании развития авиации" (ст.7 - служебная тайна юридических лиц, осуществляющих разработку, производство и испытания авиационной техники); КЗоТ РФ (ст.15 - служебная тайна, ставшая известной работнику в связи с исполнением своих должностных обязанностей), УК РФ (ст.155 - служебная тайна лица, обязанного хранить тайну усыновления), "О товарных биржах и биржевой торговле" (статья 32 - служебная информация служащих биржи); Указ Президента РФ N 188 от 06.03.97 (служебная тайна - служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти).
Таким образом, в действующих законах отсутствует однозначно определяемое содержание понятия служебной тайны, но этот объект регулируется, преимущественно, как объект публичного, а не частного права.
Исходя их вышесказанного, упоминание о служебной тайне целесообразно исключить из статьи 139 Гражданского кодекса Российской Федерации и определить специальным законом правовой режим служебной тайны.
Статья 5. проекта федерального закона. Режим коммерческой тайны накладывает ограничения на распространение информации, охраняемой в рамках этого режима. Однако установление данного режима не является основанием для отказа в предоставлении информации, составляющей коммерческую тайну, в органы государственной власти и органы местного самоуправления в случаях, установленных законодательством. Это положение отражено в статьях 3, 16, 17 проекта федерального закона. Нарушения предусмотренных законом требований влекут административную ответственность, которая не установлена действующим Кодексом об административных правонарушениях. Поскольку коммерческая тайна может возникнуть только в рамках предпринимательской деятельности, которую осуществляют юридические лица либо предприниматели без образования юридического лица, административная ответственность распространяется не на граждан, а только на должностных лиц, предпринимателей без образования юридического лица и юридических лиц.
Законом "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" установлена административная ответственность за разглашение коммерческой тайны для должностных лиц федерального антимонопольного органа (территориального органа) в размере до 80 минимальных размеров оплаты труда. Поскольку информация, составляющая коммерческую тайну организации, предприятия или предпринимателя без образования юридического лица поступает в соответствии с законодательством в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления, становится известной должностным лицам этих органов в силу выполнения ими своих служебных обязанностей и эти лица должны охранять эту информацию от несанкционированного доступа третьих лиц, предлагается дополнить действующий КоАП статьей, устанавливающей административную ответственность за разглашение коммерческой тайны, расширив состав субъектов административной ответственности.
Статьи 6 и 7 проекта федерального закона. В соответствии со статьей 19 Федерального закона Российской Федерации "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" "сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну." Такая запись означает, что другие сведения о деятельности благотворительной организации могут составлять коммерческую тайну, что противоречит концепции проекта федерального закона "О коммерческой тайне". Поскольку благотворительная организация создается для осуществления благотворительной (некоммерческой) деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц, то вся ее деятельность должна быть открытой для общества. Поэтому из статьи 19 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" необходимо исключить пункт 7.
Вышесказанное в равной степени относится к статье 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Статья 8. проекта федерального закона. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" в пункте 4 статьи 10 относит к коммерческой тайне содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности, что противоречит концепции проекта федерального закона "О коммерческой тайне", согласно которой отнесение информации к коммерческой тайне и установление соответствующего режима охраны является правом обладателя этой информации. Проект федерального закона "О коммерческой тайне" в статье 3 устанавливает ограничения по реализации этого права - отдельные категории информации не могут быть отнесены к коммерческой тайне. Таким образом установление в законе обязанности по отнесению какой-либо информации к коммерческой тайне является неправомерным. Однако упомянутые бухгалтерские документы, как правило, составляют коммерческую тайну, поэтому целесообразно сохранить в действующем законе соответствующее положение, которое не носит нормативный характер, но ориентирует руководителей предприятий при отнесении информации к коммерческой тайне.
Статья 9. проекта федерального закона. Изменения в Федеральном законе РФ "О сельскохозяйственной кооперации" связаны с предлагаемыми изменениями в статье 139 ГК РФ.
Введение закона в действие не потребует дополнительных материальных затрат со стороны государства, поскольку вносимые изменения и дополнения затрагивают законодательные акты в тех частях, по которым не предусматриваются какие-либо расходы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.