Проект федерального закона N 98091828-2
"Об обращении имущества в государственную собственность
(национализации)"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательства для изменения
Глава I. Общие положения
Глава II. Порядок национализации
Глава III. Возмещение собственнику национализируемого имущества, а
также лицам, обладающим правами на национализируемое
имущество
Глава IV. Вступление в силу настоящего федерального закона
Глава I. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые Законом о национализации
Настоящий Федеральный закон (далее Закон) регулирует отношения, возникающие в процессе обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности частных юридических и физических лиц (национализации) для государственных нужд, связанных с повышением общей эффективности и социальной ориентации экономики, обеспечением национальной безопасности, суверенитета, законности, социальных прав граждан и сохранения национального достояния, устанавливает порядок и условия осуществления национализации.
Статья 2. Понятие национализации
Для целей настоящего Федерального закона под национализацией понимается принудительное возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности частных физических и юридических лиц (частной собственности), в пользу государства (Российской Федерации или субъектов Российской Федерации).
Решения о национализации имущества и придании ему правового статуса федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации принимаются, соответственно федеральными органами законодательной власти и органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Законодательство о национализации
Законодательство Российской Федерации о национализации состоит из настоящего Закона, государственных программ национализации и федеральных законов о национализации имущества, принимаемых в соответствии с настоящим Законом.
Статья 4. Сферы действия Закона
1. Настоящий Закон не распространяется на принудительное изъятие имущества, находящегося в частной собственности, в случаях:
обращения взыскания на имущество по обязательствам собственника;
отчуждения имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;
отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится;
выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных;
реквизиции;
конфискации;
выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд по решению суда;
изъятия земельного участка, используемого с нарушением законодательства;
в иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством.
Статья 5. Основания национализации
1. Национализация имущества осуществляется на основании государственных программ и федеральных законов, принимаемых в соответствии с настоящим Законом.
2. Основаниями для национализации предприятий (имущественных комплексов) могут являться:
необходимость предотвращения массовой безработицы, восстановления и сохранения единства технологических комплексов, обеспечения обороноспособности, экономической и экологической безопасности;
объявление имущества общенациональным достоянием, исключительной собственностью народа России;
монопольное или доминирующее положение предприятия в производстве того или иного вида продукции (работ, услуг), которое не может быть преодолено вследствие естественной монополии или иных причин;
приватизация государственных и муниципальных предприятий с нарушением действующего законодательства или по заведомо заниженным ценам;
нарушение условий приватизационных сделок, в том числе обязательств, осуществить инвестиции в предприятие, сохранить его профиль;
приобретение контрольных пакетов акций акционерных обществ, создаваемых на базе государственных предприятий-монополистов, иностранным капиталом;
систематическое нарушение прав работников приватизированных предприятий имущественных и хозяйственных прав трудовых коллективов;
нарушение прав органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
инициативные заявления юридических и физических лиц о продаже или передачи, государству принадлежащего им имущества или приобретенных ранее акций, паев, долей в приватизированном имуществе;
остановка функционирования предприятий, доведение их до банкротства;
ходатайства трудовых коллективов предприятий любых форм негосударственной собственности о национализации, если за такое решение проголосовало не менее 3/4 членов трудового коллектива;
систематическое нарушение прав потребителей;
систематическое нарушение налогового законодательства;
иные основания, определяемые в соответствии с общественными интересами в качестве достаточных для национализации.
3. В иных случаях национализация имущества может быть осуществлена только, когда существует необходимость обеспечения государственных нужд, касающихся вопросов защиты основ конституционного строя, здоровья населения, обеспечения обороны страны, безопасности государства, единства экономического пространства, свободного перемещения товаров услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности.
4. До проведения национализации органы государственной власти вправе обеспечить государственный контроль над соответствующими объектами путем закрепления в руках государства контрольных пакетов акций, в том числе через механизм дополнительной эмиссии акций.
Статья 6. Объекты исключительной собственности народа России
Исключительной собственностью народа России объявляются:
воздушное пространство, территориальные и внутренние воды, леса, земли, недра, воспроизводимые и не воспроизводимые природные ресурсы и богатства;
предприятия и отрасти экономики, выполняющие жизнеобеспечивающие функции в масштабах государства: топливно-энергетический комплекс, железнодорожный, воздушный и иной магистральный транспорт, порты и коммуникации, связь;
предприятия и учреждения оборонных отраслей промышленности;
социально опасные виды производств;
имеющие общенациональное значение историко-культурные ценности, реликвии, сооружения;
имеющие общенациональное или региональное значение учреждения науки и культуры, учебные заведения, детские учреждения, медицинские и лечебно-профилактические учреждения, включая санатории, дома отдыха, туристские комплексы;
объекты инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.
Приватизированные объекты, объявленные национальным достоянием, исключительной собственностью народа России, подлежат национализации.
Глава II. Порядок национализации
Статья 7. Инициатива в проведения национализации
1. Непосредственная инициатива включения имущества в программу национализации или в закон о национализации может исходить от субъектов законодательной инициативы.
Инициатива национализации может исходить от трудовых коллективов и их представительных органов, частных собственников имущества, предлагаемого для национализации, ассоциаций потребителей, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, МВД, ФСБ, Службы внешней разведки - путем подачи в Министерство государственного имущества или соответствующие законодательные органы мотивированных заявок в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 5.
Министерство государственного имущества или соответствующий законодательный орган регистрирует заявки в день их подачи. Решение о согласии выступить с соответствующей законодательной инициативой или об отказе в ней принимается в месячный срок с момента регистрации заявки - в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 5. Решение по данной заявке в письменной форме доводится до сведения заявителя в трехдневный срок со времени его принятия.
2. Законодательная инициатива в проведении национализации должна выражаться во включении предприятия в проект закона о программе национализации или в проект закона о национализации объекта, не включенного в программу.
3. В случае если внесенный проект федерального закона о национализации имущества предусматривает национализацию объектов, не включенных в федеральную целевую программу национализации, либо предусматривает увеличение расходов на национализацию по сравнению с федеральной целевой программой национализации, то одновременно с проектом федерального закона о национализации имущества должен быть внесен проект федерального закона о внесении изменений в федеральную целевую программу национализации, либо национализация имущества, указанного в проекте федерального закона, должна быть отложена до принятия федеральной целевой программы национализации на следующий год.
Статья 8. Государственная программа национализации
1. Объекты, подлежащие национализации, устанавливаются Государственной программой национализации (далее - Программа).
2. Программа разрабатывается совместно Правительством Российской Федерации и Федеральным Собранием Российской Федерации на предстоящий год и утверждается федеральным законом одновременно с федеральным бюджетом.
3. Программа должна определять:
перечень объектов, подлежащих национализации, в отраслевом и территориальном разрезе;
цели и основания проведения национализации каждого объекта;
субъекта права собственности на национализируемое имущество (Российская Федерация или субъект Российской Федерации);
орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении национализируемого имущества;
порядок, размеры, формы и сроки выплаты возмещения собственникам национализируемого имущества;
порядок использования имущества после проведения национализации;
сроки осуществления национализации;
общий объем бюджетных средств на национализацию, подлежащих выплате в предстоящем году.
4. Национализация объектов, не включенных в Программу, осуществляется путем принятия отдельных законов о национализации имущества.
Федеральные законы о национализации имущества, предусматривающие увеличение в текущем году бюджетных расходов на национализацию сверх тех, которые предусмотрены Программой на текущий год, должны предусматривать процедуру их согласования с общими бюджетными расходами.
5. Бюджетные расходы на национализируемые в текущем году объекты, но подлежащие выплате в последующие годы, включаются в общий объем бюджетных средств на национализацию, предусматриваемый программами национализации соответствующих лет.
Статья 9. Обеспечение гласности при осуществлении национализации
При внесении в Государственную Думу проектов федеральных законов о национализации имущества Правительство Российской Федерации обязано опубликовать в своем органе сообщение о таком внесении.
Собственник (представитель собственников), в отношении имущества которого внесены проекты федеральных законов о национализации, имеют право участвовать во всех слушаниях, связанных с рассмотрением данных законопроектов, проводимых в Государственной Думе и совете Федерации.
Статья 10. Момент возникновения права государственной собственности на национализируемое имущество
Право государственной собственности на национализируемое имущество возникает с момента вступления в силу федерального закона о национализации.
Право государственной собственности на национализируемое недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации недвижимости в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
Статья 11. Государственный Реестр национализированного имущества
1. Для обеспечения полного и единообразного учета национализированного имущества ведется Государственный Реестр национализированного имущества.
Государственный Реестр национализированного имущества должен содержать сведения:
о национализированном имуществе, включая опись имущества и результаты его денежной оценки на момент приватизации и момент национализации;
наименование собственника, которому принадлежало имущество до приватизации;
наименование собственника национализированного имуществ;
сведения о выплате возмещения собственнику национализированного имущества;
другие сведения, предусмотренные Положением о государственном Реестре национализированного имущества.
2. К Государственному Реестру прилагается опись имущества с указанием его собственника до приватизации, после приватизации и в результате национализации. Государственный Реестр заверяется нотариусом и в одном из трех аутентичных экземплярах хранится:
органом, принявшим решение о национализации;
соответствующим органом Госкомимущества России;
предприятием, которому передано имущество.
Статья 12. Орган, осуществляющий полномочия собственника национализированного имущества
Орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении национализированного имущества, определяется законом о национализации.
Орган, осуществляющий полномочия собственника национализируемого имущества:
осуществляет все необходимые действия, связанные с фактической передачей и национализированного имущества;
осуществляет выплату возмещения собственнику национализированного имущества, а также лицам, обладающим правами на национализированное имущество;
предоставляет сведения уполномоченному лицу для занесения в Государственный Реестр национализированного имущества;
определяет правовой режим национализированного имущества путем закрепления его за государственными предприятиями или учреждениями или передачи его в государственную казну;
осуществляет управление национализированным имуществом до момента определения его правового режима;
осуществляет контроль за эффективностью использования национализированного имущества, закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями.
Глава III. Возмещение собственнику национализируемого имущества, а
также лицам, обладающим правами на национализируемое
имущество
Статья 13. Размер возмещения, выплачиваемого собственнику национализируемого имущества и лицам, обладающим правами на национализируемое имущество
1. Размер возмещения, выплачиваемого собственнику национализируемого имущества, определяется исходя из продажной стоимости имущества на момент приватизации и затрат собственника при совершении сделки приватизации с их индексацией на момент национализации и с учетом изменения балансовой стоимости чистых активов национализируемого имущества в сопоставимых ценах с момента совершения сделки приватизации до момента национализации.
2. Размер возмещения, выплачиваемого лицам, обладающим правами на национализируемое имущество, определяется в порядке, установленном п.1 настоящей статьи.
3. Размер возмещения залогодержателям национализированного имущества определяется исходя из суммы обеспеченного залогом требования. Сумма возмещения, подлежащая выплате залогодержателю, удерживается из суммы возмещения, подлежащей выплате собственнику национализированного имущества. При этом обеспеченное залогом обязательство прекращается с момента выплаты возмещения залогодержателю.
Размер возмещения иным лицам, обладающим правами на имущество собственника (арендаторам, лицам, в пользу которых установлен сервитут и т.д.) определяется исходя из фактических сумм, выплаченных ими за право пользования имуществом.
Статья 14. Порядок определения размера возмещения
Предварительная оценка размера возмещения, подлежащего выплате собственнику национализированного имущества, а также липам, обладающим правами на имущество собственника, определяется лицом, вносящим в Государственную Думу проект федерального закона о национализации имущества.
Не позднее одного месяца с момента внесения проекта федерального закона о национализации имущества Государственная Дума обязана создать государственную комиссию с привлечением Счетной палаты независимых экспертов, представителей Министерства государственного имущества России и органа, осуществляющего полномочия собственника национализированного имущества, для осуществления проверки законности сделок приватизации и залоговых сделок по национализируемому имуществу в соответствии со статьями 166 - 181 Гражданского кодекса Российской Федерации и приватизационным законодательством, включая оценку имущества на момент приватизации, и, исходя из результатов этой проверки, определения размера возмещения, выплачиваемого собственнику национализируемого имущества и лицам, обладающим правами на национализируемое имущество.
Государственная комиссия обязана определить размер возмещения и представить свое заключение в Государственную Думу не позднее одного месяца с момента ее создания.
Окончательный размер возмещения устанавливается в федеральном законе о Программе национализации и других законах о национализации имущества.
При выявлении государственной комиссией нарушений приватизационного законодательства, умышленного занижения стоимости имущества при осуществлении сделок приватизации, нарушений при распределении акций, продаже акций (пакетов акций) физическим и юридическим лицам по ценам ниже их реальной стоимости и других нарушений указанные сделки признаются недействительными.
В случае признания сделки приватизации недействительной размер возмещения определяется, исходя только из затрат собственника национализируемого имущества на совершение сделки приватизации с ее индексацией на момент национализации. Государство не несет ответственности по обязательствам собственника национализируемого имущества перед третьими лицами, включая залогодержателей и других лиц, обладающих правами на имущество собственника.
Из суммы возмещения исключается отнесенная к данному имуществу задолженность государству, в том числе по налогам.
Статья 15. Формы платежа в сроки выплаты возмещения
1. Возмещение собственнику национализируемого имущества и лицам, обладающим правами на национализируемое имущество, выплачивается государственными облигациями с окончательным сроком погашения в десять лет.
Облигации выпускаются в течение трех месяцев со времени принятия закона о программе приватизации или иного закона о национализации и вступают в силу со дня публикации этих законов.
Облигации погашаются по номиналу путем жеребьевки в десяти ежегодных примерно равных тиража. По этим облигациям начисляется процент, который выплачивается одновременно с погашением облигаций. Этот процент соответствует проценту, выплачиваемому Сберегательным банком по вкладам той же срочности.
2. Национализация имущества, по которому имеется задолженность государству, может быть осуществлена путем конвертации этой задолженности в государственную собственность, в том числе через механизм дополнительной эмиссии акций.
3. Споры о выплате возмещения рассматриваются в суде или арбитражном суде в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Восстановление и расширение прав трудовых коллективов в процессе национализации
1. На национализированных предприятиях восстанавливаются права трудовых коллективов, предусматриваемые статьей 235.1 Кодекса законов о труде Российской Федерации.
2. По решению общего собрания (конференции) трудового коллектива национализированное предприятие может быть - на основе учредительного договора с соответствующим государственным или муниципальным органом - передано в полномочное хозяйственное владение трудовому коллективу с образованием самоуправляемого народного предприятия.
Глава IV. Вступление в силу настоящего федерального закона
Статья 17. Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.