Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об обращении имущества в собственность Российской Федерации (национализации)"
Важнейшее направление политических и экономических реформ в Российской Федерации - создание многоукладной экономики, основанной на равноправии всех форм собственности. В связи с тем, что в Советском Союзе превалировала государственная собственность, было принято решение об осуществлении приватизации, имея в виду, что приватизации подлежат нерентабельные предприятия, а также с низкой эффективностью. Естественно, предприятия и отрасли, обеспечивающие национальную безопасность и обороноспособность страны не подлежали приватизации. Кроме того, предполагалась недопустимой приватизация стратегически важных объектов, обеспечивающих целостность государства, в том числе железных дорог, энергосистемы, морских портов, морского флота, аэрофлота, природных стратегических ресурсов.
Процесс приватизации - это нормальный и необходимый экономический акт, как и обратный процесс национализации, действующий параллельно с приватизацией. Такая процедура существует во всех экономически развитых странах. Государство строго следит за экономической конъюнктурой и в зависимости от деятельности предприятия, организации и отрасли, исходя из потребности общества и национальных задач, принимает соответствующее решение.
Вместе с тем следует признать, что проведенная в ускоренном темпе приватизация не только не достигла поставленных задач, но и в значительной степени способствовала деградации экономики, падению производства в невиданных в мирное время масштабах и соответственно сокращению до минимума налоговой базы, отрицательно сказавшись на уровне благосостояния населения, снизила до опасного уровня национальную безопасность страны, в частности, продовольственную безопасность.
Это во многом произошло потому, что общество, находившееся к моменту начала приватизации в централизованной хозяйственно-экономической структуре, не было готово к ее проведению, тем более в сверхускоренном порядке, напоминающем кавалерийский наскок со всеми вытекающими отсюда последствиями, прежде всего неизбежными потерями.
Мало кто ведал, да и сейчас весьма немногие осведомлены, что приватизация, как действие по уменьшению масштабов непосредственной деятельности государства, выступает как в форме разгосударствления, когда в частные руки передается только функция управления (аренда), а собственность остается государственной, так и в форме собственно приватизации, когда государство передает в частные руки и собственность, и право управления ею.
Мировой опыт показывает, что в рамках рыночной экономики в большинстве случаев именно разгосударствление дает наибольший экономический эффект, когда предприятия самостоятельно распоряжаются результатами своего труда. Однако в России оказалась абсолютизированной только вторая форма.
К сожалению, недопустимо долго затянулось принятие закона о национализации, как обязательного условия приватизации, хотя согласно Конституции РФ национализация и приватизация являются равноценными актами. Национализация действует тогда, когда частный или коллективный владелец собственности осуществляет свою деятельность неэффективно или даже во вред обществу.
Необходимо также особо отметить, что возникновение основной массы частной собственности в России произошло не в результате частной предпринимательской и инвестиционной деятельности, а в результате противоправной продажи за бесценок общенародной собственности, приватизации, нарушившей права народа России, трудовых коллективов, проведенной без обоснования экономической целесообразности, разрушившей сложившиеся технологические комплексы, усугубившей разрушение экономики, поставившей под угрозу национальную безопасность и обороноспособность страны.
Проект федерального закона "Об обращении имущества в собственность Российской Федерации (национализации)" (далее - Проект закона) предусматривает порядок обязательного изъятия в собственность Российской Федерации имущества с учетом фактических затрат на его приобретение и расходов на обновление производства или экономических потерь для государства от неэффективного владения приобретенной собственности.
Основой для принятия такого закона, прежде всего, является статья 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой и разрабатывается закон.
Проект закона дополняет и развивает положения, закрепленные Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Основаниями для национализации предприятий (имущественных комплексов) являются:
необходимость предотвращения массовой безработицы, восстановления и сохранения единства технологических комплексов, обеспечения обороноспособности, экономической и экологической безопасности;
объявление имущества общенациональным достоянием, исключительной собственностью народа России;
монопольное или доминирующее положение предприятия в производстве того или иного вида продукции (работ, услуг), которое не может быть преодолено вследствие естественной монополии или иных причин;
приватизация государственных и муниципальных предприятий с нарушением действующего законодательства или по заведомо заниженным ценам;
нарушение условий приватизационных сделок, в том числе обязательств, осуществить инвестиции в предприятие, сохранить его профиль;
приобретение контрольных пакетов акций акционерных обществ, создаваемых на базе государственных предприятий-монополистов, иностранным капиталом;
систематическое нарушение прав работников приватизированных предприятий имущественных и хозяйственных прав трудовых коллективов;
нарушение прав органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
инициативные заявления юридических и физических лиц о продаже или передаче государству принадлежащего им имущества или приобретенных ранее акций, паев, долей в приватизированном имуществе;
остановка функционирования предприятий, доведение их до банкротства;
ходатайства трудовых коллективов предприятий любых форм негосударственной собственности о национализации, если за такое решение проголосовало не менее 3/4 членов трудового коллектива;
систематическое нарушение прав потребителей;
систематическое нарушение налогового законодательства;
иные основания, определяемые в соответствии с общественными интересами в качестве достаточных для национализации.
В иных случаях национализация имущества может быть осуществлена только тогда, когда существует необходимость обеспечения государственных нужд, касающихся вопросов защиты основ конституционного строя, здоровья населения, обеспечения обороны страны, безопасности государства, единства экономического пространства, свободного перемещения товаров услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности.
До проведения национализации органы государственной власти вправе обеспечить государственный контроль над соответствующими объектами путем закрепления в руках государства контрольных пакетов акций, в том числе через механизм дополнительной эмиссии акций.
Особое внимание при проведении национализации необходимо обратить на сферы, объекты и предприятия, которые являются исключительной собственностью народа России. К ним относятся:
воздушное пространство, территориальные и внутренние воды, леса, земли, недра, воспроизводимые и не воспроизводимые природные ресурсы и богатства;
предприятия и отрасли экономики, выполняющие жизнеобеспечивающие функции в масштабах государства: топливно-энергетический комплекс, железнодорожный, воздушный и иной магистральный транспорт, порты и коммуникации, связь;
предприятия и учреждения оборонных отраслей промышленности;
социально опасные виды производств;
имеющие общенациональное значение историко-культурные ценности, реликвии, сооружения;
имеющие общенациональное или региональное значение учреждения науки и культуры, учебные заведения, детские учреждения, медицинские и лечебно-профилактические учреждения, включая санатории, дома отдыха, туристские комплексы;
объекты инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.
Приватизированные объекты, объявленные национальным достоянием, исключительной собственностью народа России, подлежат обязательной национализации.
На основании решения Комиссии по национализации, которое является рекомендовательным, Правительство Российской Федерации принимает соответствующее постановление. Данное постановление может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев с даты его вступления в силу собственником национализируемого имущества и иными заинтересованными лицами. Обжалованию подлежит исключительно размер, порядок, сроки и иные условия возмещения собственнику стоимости национализируемого имущества.
После утверждения Правительством Российской Федерации постановления о национализации проект соответствующего федерального закона вносится на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания. В случае необходимости должен быть также внесен проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете на соответствующий год. Федеральный закон о национализации может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Возмещение стоимости собственнику национализированного имущества и лицам, обладающими правами на национализируемое имущество, выплачивается государственными облигациями с окончательным сроком погашения в десять лет.
Споры о выплате возмещения рассматриваются в суде или арбитражном суде в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Вступление в силу Федерального закона "Об обращении имущества в собственность Российской Федерации (национализации)" непосредственно не потребует принятия новых федеральных законов, внесения изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации и дополнительного финансирования.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона
"Об обращении имущества в собственность Российской Федерации
(национализации)"
Принятие и реализация Федерального закона "Об обращении имущества в собственность Российской Федерации (национализации)" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также из бюджетов внебюджетных фондов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или
принятию в связи с принятием Федерального закона "Об обращении
имущества в собственность Российской Федерации (национализации)"
В связи с принятием Федерального закона "Об обращении имущества в собственность Российской Федерации (национализации)" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия каких-либо актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.