Проект федерального закона N 95700009-1
"О государственном регулировании образования в области экологии"
Досье на проект федерального закона
Глава I. Общие положения
Глава II. Полномочия РФ, субъектов РФ и органов местного
самоуправления по государственному регулированию
образования в области экологии. Права организаций,
общественных объединений и граждан
Глава III. Обеспечение в РФ государственного регулирования
образования в области экологии
Глава IV. Международное сотрудничество по образованию
в области экологии
Глава V. Заключительные положения
Осуществление конституционных прав человека и гражданина в Российской Федерации на благоприятную окружающую среду и конституционной обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды в целях обеспечения экологической безопасности как важнейшей государственной задачи требует высокой экологической культуры граждан, достигаемой в процессе непрерывного образования в области экологии в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, охране окружающей природной среды, о средствах массовой информации и настоящим Федеральным законом.
Настоящий Федеральный закон регулирует правовые отношения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан, возникающие в системе непрерывного образования в области экологии на территории Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
государственное регулирование образования в области экологии - регулирование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, наделяемых отдельными государственными полномочиями, по созданию условий для развития непрерывного образования в области экологии, координации деятельности организаций, общественных объединений и граждан по формированию экологической культуры каждого человека и общества в целом;
образование в области экологии - непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности;
экологическая культура - наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей природной средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о государственном регулировании образования в области экологии
Законодательство Российской Федерации о государственном регулировании образования в области экологии состоит из законодательства Российской Федерации об образовании, охране окружающей природной среды, о средствах массовой информации, настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Основные принципы государственного регулирования образования в области экологии
К основным принципам государственного регулирования образования в области экологии относятся:
обязательность для системы образования формирования у гражданина ценностных ориентаций, поведенческих норм, получения знаний и практических навыков в области экологии;
системность и непрерывность образования в области экологии;
направленность на решение практических задач по сохранению и восстановлению окружающей природной среды, ресурсосберегающему природопользованию;
согласованность действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединении и граждан.
Статья 4. Область применения настоящего Федерального закона
Областью применения настоящего Федерального закона являются система непрерывного образования в области экологии, представляющая собой совокупность преемственных образовательных программ (основных и дополнительных), соответствующих государственным образовательным стандартам, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, информационного экологообразовательного пространства Российской Федерации, а также управление непрерывным образованием в области экологии.
Информационное экологообразовательное пространство Российской Федерации включает особо охраняемые природные территории и историко-архитектурные комплексы, антропогенные ландшафты, сферы науки и искусства, культуры и отдыха, спорта и туризма, объекты производства и сферы услуг, средства массовой информации, все сферы жизни и деятельности людей, служащие целям формирования экологической культуры каждого человека и общества в целом.
Глава II. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления по государственному
регулированию образования в области экологии. Права организаций,
общественных объединений и граждан
Статья 5. Полномочия Российской Федерации
Российская Федерация, осуществляя государственное регулирование непрерывного образования в области экологии, реализует следующие полномочия:
разрабатывает основные направления государственного регулирования образования в области экологии;
координирует деятельность федеральных органов государственной власти по вопросам непрерывного образования в области экологии;
разрабатывает и реализует федеральную целевую программу образования в области экологии, иные целевые и отраслевые федеральные программы, содержащие вопросы образования в области экологии;
в установленном порядке формирует федеральный бюджет в части расходов на развитие системы непрерывного образования в области экологии;
участвует в разработке и реализации международных программ образования в области экологии;
устанавливает порядок и определяет условия проведения аттестации по вопросам профессиональной экологической подготовки государственных служащих и специалистов организаций, связанных с деятельностью, оказывающей вредное воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека, а также специалистов системы образования, здравоохранения, науки, культуры и средств массовой информации;
осуществляет в пределах своей компетенции руководство системой непрерывного образования в области экологии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
осуществляет контроль за исполнением настоящего Федерального закона.
Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти в вопросах непрерывного образования в области экологии.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления в установленном порядке могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей им необходимых материальных и финансовых средств для осуществления государственного регулирования образования в области экологии, в частности для организации:
процесса непрерывного образования в области экологии в соответствии с их компетенцией в информационном экологообразовательном пространстве Российской Федерации;
консультационных услуг по вопросам образования в области экологии. В этих целях могут создаваться консультационные советы.
Органы местного самоуправления могут реализовывать указанные полномочия в пределах своей компетенции.
Статья 8. Права организаций, общественных объединений и граждан
Организации, общественные объединения и граждане имеют право в установленном порядке участвовать в развитии образования в области экологии, в том числе:
участвовать в конкурсах по разработке программ образования в области экологии;
участвовать в реализации программ образования в области экологии;
осуществлять общественный контроль за образованием в области экологии;
создавать общественные фонды образования в области экологии;
принимать участие в подготовке программ международного сотрудничества по образованию в области экологии;
запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления этой деятельности.
Глава III. Обеспечение в Российской Федерации государственного
регулирования образования в области экологии
Статья 9. Федеральная целевая программа и иные программы образования в области экологии. Источники финансирования
Организационной основой государственного регулирования образования в области экологии является федеральная целевая программа образования в области экологии, устанавливающая организационное, финансовое, материально-техническое, кадровое, информационное и научно-методическое обеспечение системы непрерывного образования в области экологии.
Федеральная целевая программа образования в области экологии разрабатывается и принимается на конкурсной основе. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.
Федеральная целевая программа образования в области экологии включается в перечень федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на очередной финансовый год.
Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации федеральной целевой программы образования в области экологии ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.
Иные федеральные целевые и отраслевые программы должны включать вопросы образования в области экологии.
Порядок финансирования федеральной целевой программы образования в области экологии, иных федеральных целевых и отраслевых программ, включающих вопросы образования в области экологии, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Расходы на образование в области экологии в Российской Федерации могут финансироваться также за счет средств Федерального экологического фонда Российской Федерации, иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Межведомственные комиссии
Координацию деятельности по обеспечению в Российской Федерации государственного регулирования образования в области экологии осуществляет федеральная межведомственная комиссия, создаваемая в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации в этих целях в установленном порядке могут создаваться региональные межведомственные комиссии.
В состав федеральной межведомственной комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами образования, науки, культуры, спорта, средств массовой информации, экономики, финансов, здравоохранения, санитарно-эпидемиологического надзора, трудовых отношений, обороны, чрезвычайных ситуаций, иностранных дел, охраны окружающей среды, природопользования, а также Федерального экологического фонда Российской Федерации.
Состав региональных межведомственных комиссий определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 11. Консультационные советы
Для содействия органам исполнительной власти, органам местного самоуправления при реализации ими государственного регулирования образования в области экологии, а также для консультирования и информирования юридических и физических лиц по вопросам образования в области экологии при указанных органах могут создаваться консультационные советы.
Деятельность консультационного совета определяется положением, утверждаемым органом исполнительной власти соответствующего уровня.
В состав консультационных советов входят специалисты, обладающие знаниями и опытом в сфере образования в области экологии, охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности.
Статья 12. Государственные образовательные стандарты
В федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, в установленном порядке включаются вопросы, касающиеся проблем экологии, охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности.
Статья 13. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона
Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами образования, охраны окружающей природной среды.
Правительство Российской Федерации в установленном порядке публикует информацию о ходе реализации федеральной целевой программы образования в области экологии.
Статья 14. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Нарушение настоящего Федерального закона влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава IV. Международное сотрудничество по образованию
в области экологии
Статья 15. Международное сотрудничество по образованию в области экологии
Международное сотрудничество по образованию в области экологии осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Российская Федерация участвует в международных проектах и программах образования в области экологии.
Глава V. Заключительные положения
Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 17. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня вступления его в силу.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.