Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98102308-2 "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1999 год"
Досье на проект федерального закона
Проект бюджета Государственного фонда занятости населения Российской Федерации (далее - Фонд занятости) на 1999 год разработан на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 1999 год, Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", нормативных правовых актов в области содействия занятости населения.
Доходы Фонда занятости населения на 1999 год рассчитаны в соответствии с проектом федерального закона "О взносах в государственные социальные внебюджетные фонды" (внесен в Государственную Думу 8 декабря 1998 г.) исходя из ставки взноса в Фонд занятости для работодателей - 0,9%, для индивидуальных предпринимателей - 0,7%, для физических лиц - 0,5% (с 1 марта 1999 г.), а также действующего в 1998 году тарифа страховых взносов в размере 1,5% с работодателей (на январь-февраль 1999 г.).
Уровень сбора страховых взносов определен по платежам работодателей - 86%, индивидуальных предпринимателей - 85%, физических лиц - 85%.
Проект бюджета Фонда занятости на 1999 год сформирован по доходам в сумме 13733,2 млн. рублей и по расходам в сумме 13733,2 млн. рублей (в 1998 году по доходам и расходам в сумме 10558,6 млн.рублей).
Доходы
Поступления в Фонд занятости в 1999 году проектируются в следующих суммах:
(млн. руб.)
Статьи доходов | Проект бюджета |
Остаток средств Фонда на начало года Взносы работодателей Взносы индивидуальных предпринимателей Взносы физических лиц Мобилизация просроченной задолженности организаций по платежам в Фонд занятости Прочие поступления |
- 8334,8 531,2 3512,3 750,0 604,9 |
Итого доходов | 13733,2 |
При расчете поступлений страховых взносов с работодателей и физических лиц принят фонд оплаты труда на 1999 год в сумме 980,0 млрд. рублей (в соответствии с данными Минэкономики России). Однако с учетом освобождения части плательщиков от отчислений в Фонд занятости в соответствии с законодательством для расчета поступлений принят фонд оплаты труда в размере 901,5 млрд. рублей. Для индивидуальных предпринимателей принят фонд оплаты труда с учетом освобождении в размере 107,1 млрд.рублей.
Предусматривается активизация работы с организациями по мобилизации просроченной задолженности по платежам в Фонд занятости, что позволит включить в доходы Фонда 750,0 млн. рублей.
Иные поступления в сумме 604,9 млн.рублей предусматривают поступления в счет оплаты за пользование возвратными ссудами, выданными из Фонда занятости работодателям на создание и сохранение рабочих мест.
Расходы
Расходы Фонда занятости на 1999 год направлены на реализацию мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы:
(млн. руб.)
Направления расходования | Проект бюджета |
Программы активной политики занятости Программы материальной поддержки безработных Информационная поддержка программ занятости Содержание территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения (далее - территориальные органы службы занятости) в том числе: фонд оплаты труда сотрудников территориальных органов службы занятости начисления на заработную плату коммунальные услуги командировочные расходы приобретение оборудования и инвентаря капитальный ремонт прочие расходы Капитальные вложения (незавершенное строительство) Возмещение затрат по займу МБРР |
1901,0 9941,9 215,0 1610,3 759,8 210,5 350,0 20,0 45,0 125,0 100,0 35,0 30,0 |
Итого расходов | 13733,2 |
Проект расходной части бюджета подготовлен исходя из прогноза Минэкономики России численности зарегистрированных безработных на 1999 год (2,4 млн.человек).
Программы активной политики занятости
Расходы на реализацию активной политики на рынке труда в 1999 году составят 1901,0 млн. рублей, в том числе на осуществление специальных программ занятости (организация рабочих мест, общественных работ, занятости молодежи, поддержка предпринимательства и др.) - 1056,2 млн.рублей, а также программ обучения лиц, признанных безработными - 844,8 млн.рублей.
Организация рабочих мест
На 1999 год намечено значительное увеличение средств на финансирование создания (сохранения) дополнительных рабочих мест, в первую очередь, для трудоустройства зарегистрированных в службе занятости безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Программа предусматривает предоставление на конкурсной основе финансовой помощи организациям для гарантированного трудоустройства граждан социальных групп, определенных договором, на срок не менее года. Финансовая помощь на организацию одного дополнительного рабочего места предоставляется в размере, не превышающем 12-месячного размера среднего уровня заработка, сложившегося в регионе. Финансовая помощь оказывается на безвозмездной и возвратной основе в зависимости от категории граждан, для которых создаются дополнительные рабочие места.
В соответствии с данной программой предполагается выделить 604,6 млн. рублей (в 1998 г. - 392,7 млн.рублей) для обеспечения занятости 25 тыс.человек.
Организация занятости длительно безработных граждан
Для организации занятости длительно безработных граждан предусматривается реализация специальных программ "Клуб ищущих работу" и "Новый старт".
Основной целью данных программ является преодоление негативных последствий безработицы, восстановление мотиваций по возвращению к трудовой деятельности, обучение навыкам самостоятельного поиска работы посредством применения специальных форм и методов интенсивного консультирования.
Проектом бюджета Фонда занятости на 1999 год предусматривается на реализацию этих программ 10 млн. рублей (в 1998 г. - 7 млн. рублей). Программой будет охвачено 125 тыс. длительно безработных граждан.
Организация занятости молодежи
Для адаптации безработных выпускников учебных заведений предусматривается реализация специальной программы "Молодежная практика". Целью программы является снижение уровня молодежной безработицы (16-26 лет), предоставление молодежи возможности приобрести непосредственно на производстве профессиональные умения и навыки для получения постоянного рабочего места.
Проектом бюджета Фонда занятости на 1999 год предполагается израсходовать на реализацию программы 40 млн. рублей при среднемесячных затратах на организацию трудоустройства одного безработного в размере 50% среднего уровня оплаты труда на 1999 год. Программой будет охвачено 7,5 тыс. человек.
Организация поддержки предпринимательства
Предусматривается, что в 1999 году будет оказана поддержка в организации предпринимательской деятельности 140 тыс. человек, из них в виде консультирования и обучения безработных и незанятого населения основам предпринимательской деятельности - 25-35 тыс. человек.
Непосредственно финансовую помощь для организации собственного дела предполагается оказать 19 тыс. человек. Средний размер субсидий, предоставляемых службой занятости составит 5,4 тыс. рублей.
Приоритетным правом на участие в программе пользуются безработные граждане с ограниченной трудоспособностью, длительно безработные, граждане, уволенные с военной службы, молодежь и др.
Общие расходы Фонда занятости в 1999 году на эти цели составят 103,0 млн. рублей (в 1998 г. - 50,0 млн.рублей).
Организация общественных работ
Реализация программы "Организация общественных работ", являющейся одной из приоритетных направлений активной политики занятости, осуществляется в соответствии с Положением об организации общественных работ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. N 875.
Основная особенность программы заключается в возможности создания дополнительных рабочих мест для временного трудоустройства граждан, если таковые отсутствуют у работодателя, в том числе и с использованием средств Фонда занятости. Предусматривается организация временной занятости граждан по срочным трудовым договорам с применением гибких (нетипичных) форм занятости населения (сезонные работы и др.).
В 1999 году предусмотрено организовать участие в общественных работах и других формах временной занятости 320 тыс. человек. Расходы Фонда занятости на организацию общественных работ составят 143,6 млн. рублей (в 1998 г. - 121,2 млн.рублей).
Временная занятость подростков
Для организации временной занятости подростков предусмотрена реализация специальной программы "Организация трудоустройства несовершеннолетних граждан на временную работу", целью которой является адаптация несовершеннолетних (14-18 лет) граждан к трудовой деятельности, предоставление им возможности временной занятости во время каникул и в свободное от учебы время.
Проектом бюджета Фонда занятости на 1999 год предполагается израсходовать на реализацию программы 105 млн. рублей (в 1998 г. - 104,6 млн.рублей) при среднемесячных затратах на организацию трудоустройства одного несовершеннолетнего в размере минимального уровня оплаты труда, установленного на 1999 год. Программой будет охвачено 574 тыс. человек.
Трудовая реабилитация инвалидов
В 1999 году в службу занятости обратится около 112 тыс. инвалидов, из них около 45 тысяч нуждающихся в специальных услугах (профессиональной диагностике, профессиональной реабилитации и т.д.).
В целях снижения социальной напряженности на рынке труда инвалидов, создания инвалидам дополнительных возможностей трудоустройства органы службы занятости применяют систему выделения финансовых средств работодателям для частичной компенсации их расходов по оплате труда инвалидов.
Часть инвалидов, обращающихся в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы, нуждается в проведении профреабилитационных мероприятий, включающих профессиональную ориентацию, профессиональное обучение, приобретение специальных навыков для трудовой деятельности, адаптацию к производственным условиям, оснащение специальных рабочих мест, непосредственное трудоустройство, в том числе на специально оборудованные для инвалидов рабочие места.
На финансирование специальных услуг предоставляемых инвалидам планируется израсходовать из Фонда занятости 50 млн.рублей (в 1998 г. - 35 млн.рублей).
Организация профессионального обучения и профессиональной ориентации
В 1999 году в соответствии с Федеральной целевой программы содействия занятости населения на 1998-2000 годы предполагается предоставить возможность профессионального обучения 492,0 тыс. безработных граждан с выделением средств на эти цели в сумме 814,8 млн.рублей (в 1998 г. - 662,0 млн.рублей).
Профессиональное обучение безработных ведется под конкретные рабочие места (в том числе в сфере самозанятости и предпринимательства) и дифференцируется по видам: первоначальное обучение, переподготовка, повышение квалификации, обучение вторым (смежным) профессиям.
Обучение предполагается вести более чем по 400 профессиям и специальностям при конкурсном отборе образовательных структур (свыше 3 тыс. учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования, структуры обучения на производстве, 67 учебных центров службы занятости).
Приоритетами при направлении службой занятости на профессиональное обучение пользуются молодые безработные, граждане, уволенные с военной службы, безработные инвалиды, лица, предполагающие заняться предпринимательской деятельностью.
Профориентационные услуги намечено оказать 1,8 млн. гражданам, обратившимся в органы службы занятости. Затраты Фонда на эти цели составляет - 30,0 млн. рублей.
Всего расходы Фонда занятости на реализацию программы обучения лиц, признанных безработными в 1998 году составят 844,8 млн. рублей (в 1998 г. - 717,1 млн.рублей).
Программы материальной поддержки лиц, признанных безработными
Одной из важнейших статей расхода Фонда занятости населения Российской Федерации являются расходы на программы материальной поддержки лиц, признанных безработными, которые включают в себя:
выплату пособий по безработице, в том числе погашение задолженности по пособиям по безработице за 1996- 1998 годы;
оплату периода временной нетрудоспособности;
оказание материальной помощи безработным гражданам утратившим право на пособие в связи с истечением установленного законодательством о занятости населения периода его выплаты, а также лицам, находящимся на содержании безработного;
возмещение затрат Пенсионному фонду Российской Федерации на выплату досрочных пенсий, включая задолженность за 1996-1998 годы.
В целом в 1999 году на программы материальной поддержки лиц, признанных безработными предусматривается направить 9941,9 млн.рублей (в 1998 г. - 6417,4 млн.рублей).
Численность безработных, которым планируется выплатить пособие по безработице, составит 2,4 млн. человек. Затраты на социальную поддержку безработных в виде выплаты пособий по безработице составят 6495,0 млн.рублей (в 1998 г. - 4270,4 млн.рублей).
В 1999 году для обеспечения погашения задолженности по выплате пособий по безработице за 1996-1998 годы предусматриваются средства в сумме 2600,0 млн.рублей (в 1998 г.- 2147,0 млн.рублей).
В соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" безработным гарантируется оплата периода временной нетрудоспособности за счет средств Фонда занятости, но не свыше 30 календарных дней. Решением Конституционного Суда Российской Федерации это ограничение отменено. Правительством внесен в Государственную Думу законопроект о приведении законодательства (в части выплаты пособия по безработице в период временной нетрудоспособности безработных) в соответствие с указанным решением Конституционного Суда. На эти цели предусмотрено направить 100,0 млн.рублей с охватом 240 тыс.человек.
Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством о занятости населения периода его выплаты, а также лицам, находящимся на содержании безработного, органами службы занятости может оказываться в период его безработицы материальная и иная помощь. На оказание материальной помощи 170,0 тыс. безработных в 1999 году будет направлено 50,0 млн.рублей.
При отсутствии возможности трудоустройства безработных граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата и имеющих стаж работы, дающий право выхода на пенсию, по предложению органов службы занятости с их согласия может быть оформлена досрочная пенсия. Выплаты досрочных пенсий осуществляются отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации с возмещением затрат из Фонда занятости. В 1999 году на выплату досрочных пенсий для 45 тыс. человек предусмотрено 550,0 млн.рублей, включая задолженность за 1997-1998 годы (в 1998 г. - 435,0 млн.рублей).
Программы информационного обеспечения государственной
политики занятости
В целях дальнейшего повышения эффективности действий территориальных органов службы занятости и улучшения обслуживания граждан, обращающихся в эти органы будет продолжена реализация мероприятий по программе информационного обеспечения государственной политики занятости.
Программа работ по созданию и вводу в эксплуатацию АИС "Занятость" направлена, в первую очередь, на автоматизацию деятельности специалистов органов службы занятости, осуществляющих первичную регистрацию и прием населения, подбор рабочего места и трудоустройство, назначение и выплату пособий по безработице, ведение базы данных вакансий.
Реализация указанной программы (общий объем затрат, включая эксплуатационные расходы, составит 170,0 млн.руб.) позволит повысить эффективность и качество обслуживания населения, обращающегося в районные, городские центры занятости населения. Кроме того, в 1999 году будет развернута работа по информационной поддержке программ занятости (с расходами в сумме 45,0 млн.рублей).
Всего в проекте бюджета предусмотрены расходы по данному блоку в сумме 215,0 млн. рублей (в 1998 г. - 222,8 млн.рублей).
Содержание территориальных органов службы занятости
В соответствии с законодательством о занятости населения для обеспечения предоставления услуг населению, и прежде всего, безработным гражданам функционирует вертикально управляемая структура территориальных органов службы занятости, включающая в себя 99 региональных и 2444 территориальных центров занятости. На содержание этих органов на 1999 год выделяется из Фонда занятости- 1610,3 млн.рублей (в 1998 г. - 1692,7 млн.рублей).
Численность работников территориальных органов службы занятости определена с учетом количества обслуживаемого населения и предприятий, объема выполняемых услуг и операций в соответствии с Нормативами времени на работы, выполняемые работниками городских (районных) центров занятости. В проекте бюджета заложена численность работников основного персонала на 1999 год - 35187 единиц.
Затраты на денежное содержание федеральных государственных служащих территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 265 в сумме 970,3 млн. рублей (с начислениями).
В 1999 г. в связи с невозможностью финансирования содержания этих органов из федерального бюджета предусматривается выделение соответствующих средств из Фонда занятости с отражением в законопроекте данного порядка финансирования (статья 4).
Статья "Прочие расходы" включает в себя уплату территориальными органами службы занятости местных налогов, страхование имущества и средства, необходимые на консервацию недостроенных офисов.
Кроме того, бюджетом предусмотрены расходы на капитальные вложения в сумме 35,0 млн. рублей (в 1998 г. - 50,4 млн.рублей). Это связано с тем, что в 1999 г. необходимо завершить строительство 9 объектов. Продажа данных объектов в территориях не представляется возможной, консервация их и расходы на охрану составят в год более 20 млн. рублей.
В соответствии с действующими соглашениями проектом бюджета Фонда на 1999 г. предусмотрены расходы, связанные с использованием займа Международного банка реконструкции и развития в сумме 30,0 млн.рублей.
Пояснения по другим положениям законопроекта
Учитывая неравномерность распределения средств Фонда занятости и нарастание дефицита средств этого фонда в большинстве территорий (в 62 субъектах Российской Федерации расходы превышают доходы на 2,6 млрд. рублей) в законопроекте (статья 5) предусмотрена централизация средств Фонда занятости на федеральном уровне за счет отчислений 30% сумм обязательных взносов работодателей, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, формируемых на территориях субъектов Российской Федерации (в настоящее время централизуется 20% средств).
Не менее 80% средств, централизуемых на федеральном уровне, предусмотрено направить в качестве целевых дотаций территориям (2970,8 млн.рублей) с критической ситуацией на рынке труда. Это позволит частично решить на федеральном уровне проблему погашения задолженности по выплате пособий по безработице в территориях с критической ситуацией на рынке труда, организовать проведение аудиторских проверок финансовой и хозяйственной деятельности органов службы занятости в субъектах Российской Федерации, принять дополнительные меры по повышению эффективности формирования и использования средств Фонда.
Кроме того, около 2% средств федеральной части Фонда предусматривается направить на организацию повышения квалификации работников органов службы занятости, научно-исследовательской и информационно-издательской деятельности, развитие АИС "Занятость".
В целях создания условий для погашения просроченной задолженности организаций по платежам в Фонд занятости в законопроекте (статья 7) предусматриваются положения, регулирующие порядок предоставления организациям отсрочки по погашению задолженности по страховым взносам и начисленным пеням с учетом их финансового состояния на основе соглашений, заключаемых между территориальными органами службы занятости и плательщиками страховых взносов, а также перерасчета пеней на просроченную задолженность.
Статьей 8 законопроекта предусматривается утверждение Минтрудом России объема доходов и расходов Фонда занятости в разрезе субъектов Российской Федерации в пределах средств Фонда, определенных данным Федеральным законом, что позволит сбалансировать основные параметры бюджетов Фонда в целом по стране и по каждому субъекту Российской Федерации, а также усилить контроль за правильностью сбора и расходования средств Фонда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.