Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98102307-2 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1999 год"
Досье на проект федерального закона
По проекту бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 1999 год доходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее Фонд) предусмотрены в сумме 42506,26 млн. рублей, расходы - 42383,96 млн. рублей. Превышение доходов над расходами в сумме 122,3 млн. рублей направляется на формирование норматива оборотных денежных средств. Доходы бюджета Фонда складываются из следующих источников:
(млн. руб.)
Остаток средств на начало года 1688,0
Страховые взносы 39033,3
Прочие поступления 730,0
Средства федерального бюджета - всего 696,96
в том числе на:
выплату пособий санаторно-курортное лечение и
оздоровление, финансируемые за счет средств
федерального бюджета сверх установленных норм; 197,0
возмещение вреда, причиненного работникам увечьем,
профессиональным заболеванием, либо иным повреждением
здоровья, связанными с исполнением ими трудовых
обязанностей на ликвидируемых шахтах и разрезах
угольной и сланцевой промышленности; 348,0
Возврат средств, заимствованных Пенсионным фондом
Российской Федерации в соответствии с Федеральным
законом "О мерах по обеспечению своевременной выплаты
пенсий в IV квартале 1995 года" 358,0
При определении сумм страховых взносов учтено сохранение в январе-феврале 1999 г. действующего тарифа страховых взносов в Фонд в размере 5,4 процента к фонду оплаты труда, а в последующие месяцы его снижение до 4,4 процента.
База для расчета страховых взносов определена с учетом уточненного прогноза Минэкономики России по фонду оплаты труда на 1999 год (980 млрд.рублей) в сумме 997959,7 млн.рублей, в том числе с марта по декабрь 1999 г. согласно условиям проекта федерального закона "О взносах в государственный социальные внебюджетные фонды" в размере 850224,7 млн.рублей.
Среднегодовой коэффициент сбора страховых взносов предусмотрен в размере 0,86.
В доходной части бюджета предусмотрены возврат Пенсионным фондом Российской Федерации части средств, заимствованных у Фонда в соответствии с Федеральным законом "О мерах по обеспечению своевременной выплаты пенсий в IV квартале 1995 года" в сумме 358,0 млн. рублей.
"Прочие поступления" включают в себя поступления от работников частичной стоимости за путевки, оплаченные за счет средств социального страхования, прочие доходы (возмещение сумм выплаченных пособий в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, пени, штрафы и др.), доходы от размещения средств Фонда в ценные бумаги.
В целом доходы Фонда по проекту бюджета на 1999 год обеспечат финансирование в полном объеме выплат всех видов пособий, предусмотренных действующим законодательством, и позволят частично осуществлять санаторно-курортное обслуживание работников, а также финансирование расходов на оздоровление детей на уровне расходов 1998 года.
Расходы бюджета Фонда направляются на следующие цели:
Сумма (млн.рублей) |
Удельный вес в сумме расходов % |
На выплату пособий - всего 35863,5 84,8
в том числе:
по временной нетрудоспособности 28643,3 67,7
по беременности и родам 3190,6 7,5
по уходу за ребенком до достижения им возраста 2113,0 5,0
1,5 лет
при рождении ребенка 1570,4 3,7
на возмещение стоимости гарантированного перечня 209,4 0,5
услуг и социального пособия на погребение
прочие пособия 136,8 0,3
На санаторно-курортное обслуживание работников и 1500,0 3,5
их детей
На оздоровление детей 2100,0 5,0
На выплату пособий, санаторно-курортное лечение 197,0 0,5
и оздоровление работающих граждан и их детей в
соответствии с Законом о ЧАЭС, финансируемых за
счет федерального бюджета сверх установленных
норм
На возмещение вреда, причиненного работникам 499,96 1,2
увечьем, профессиональным заболеванием, либо
иным повреждением здоровья, связанными с
исполнением ими трудовых обязанностей на
ликвидируемых шахтах и разрезах угольной и
сланцевой промышленности
На осуществление социального страхования, 1500,0 3,5
из них:
содержание исполнительных органов Фонда 1306,6 3,1
капитальные вложения 15,7 0,04
Финансирование расходов, связанных с
предварительной регистрацией страхователей,
учетом лиц, которым должно быть предоставлено
право на получение обеспечения по страхованию, а
также организационной работой по подготовке
осуществления обязательного социального
страхования от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний в
соответствии с Федеральным законом "Об
обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний" 600,0 1,4
Финансирование научно - исследовательских работ 8,5 0,02
по охране труда
Прочие расходы 115,0 0,3
Всего: 4383,96 100,0
Проектом бюджета предусмотрено на выплату всех видов пособий 35863,5 млн. рублей, что составляет 84,8 процента всех расходов.
При расчете расходов на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, при ранней постановке на учет беременных женщин и возмещение гарантированного перечня услуг и социальное пособие на погребение размер минимальной оплаты труда принят без учета индексации, т.е. в сумме 83,49 рублей.
На санаторно-курортное обслуживание работников и их детей предусмотрено 1500,0 млн. рублей, что составляет 3,5 процента всех расходов.
Предусматривается сохранение финансирования расходов только на оплату путевок санаторного лечения постоперационных больных, работающих участников Великой Отечественной войны, а также частично на содержание санаториев-профилакториев в основном предприятий с вредными и тяжелыми условиями труда.
На оздоровление детей по проекту бюджета предусмотрено 2100,0 млн. рублей, что составляет 5,0 процентов всех расходов. На подготовку загородных оздоровительных лагерей к открытию планируется из этих средств 210,0 млн. рублей.
Для финансирования дополнительных расходов в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на выплату пособий и оплату санаторно-курортного лечения работающих граждан и их детей, осуществляемых Фондом за счет перечисляемых ему средств федерального бюджета, в 1999 году предусматривается 197,0 млн. рублей.
За счет средств государственной поддержки угольной отрасли Фонд, начиная с 1998 года, финансирует расходы на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей на ликвидируемых шахтах и в разрезах угольной и сланцевой промышленности, а также производит организационно-технические расходы, связанные с указанными выплатами. На 1999 год из федерального бюджета предусматривается направить на эти цели 499,96 млн. рублей.
Расходы на "Осуществление социального страхования" планируются в сумме 1500,0 млн.рублей, из них на содержание аппарата - 1306,6 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Фонд проводит работу по подготовке осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
На финансирование этих расходов, связанных с предварительной регистрацией страхователей, учетом лиц, которым должно быть предоставлено право на получение обеспечения по страхованию в соответствии с упомянутым законом, а также другой организационной работой предусматривается направить 600,0 млн. рублей.
В соответствии с федеральной целевой программой улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы предусмотрено финансирование научно-исследовательских работ по охране труда в сумме 8,5 млн. рублей.
Статья "Прочие расходы" предусматривает расходы по проведению ежегодных аудиторских проверок финансовой деятельности исполнительных органов Фонда, на уплату налогов, сборов платежей, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью Фонда, на возмещение почтовых расходов органам социальной защиты по пересылке пособий по социальному страхованию неработающим гражданам и другие расходы, в том числе в связи с исполнением решений судов по возложению на исполнительные органы Фонда обязанности по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей в случаях ликвидации предприятия без правопреемника.
Норматив оборотных денежных средств на начало 2000 года определен в сумме 990,7 млн. рублей. В связи тем, что санаторно-курортное лечение и оздоровление работающих и их детей предполагает сезонное увеличение расходов в летний оздоровительный период, норматив оборотных денежных средств на 01.04.99 устанавливается в размере 974,9 млн. рублей, на 01.07.99 -880,8 млн. рублей, на 01.10.99 - 1038,6 млн. рублей.
В законопроекте закрепляется обязанность работодателей перечислять страховые взносы на государственное социальное страхование на единый текущий счет Фонда и его исполнительных органов. Денежные средства, перечисленные работодателями организациям, не относящимся к исполнительным органам Фонда, не могут быть признаны взносами на государственное социальное страхование и должны учитываться в составе финансовых результатов для налогообложения прибыли.
Поэтому предлагается закрепить право исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации и органов Государственной налоговой службы Российской Федерации взыскивать с таких работодателей задолженность по взносам на государственное социальное страхование также в бесспорном порядке. Право взыскания в бесспорном порядке предоставлено исполнительным органам Фонда с 1 июля 1993 года.
Законопроектом предусматривается проведение реструктуризации задолженности по платежам в Фонд тех организаций, задолженность которых обусловлена либо объективными экономическими причинами (сельскохозяйственные товаропроизводители, организации угольной промышленности), либо задержками выплат из бюджетов всех уровней, в том числе из федерального бюджета по оплате работ согласно государственному заказу.
Расчет
норматива оборотных денежных средств
на начало каждого квартала
Норматив оборотных денежных средств на начало каждого квартала по бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на 1999 год:
на 01.04.99 г. - 974,9 млн.рублей
на 01.07.99 г. - 880,8 млн.рублей
на 01.10.99 г. - 1038,6 млн.рублей
на 01.01.2000 г. - 990,7 млн.рублей
Норматив оборотных денежных средств на начало каждого квартала в 1999 году рассчитан в размере 25 процентов от объема среднемесячных расходов на выплату всех видов пособий по социальному страхованию в предстоящем квартале и 25 процентов от объема квартальных расходов на санаторно-курортное обслуживание работников и оздоровление детей.
1. Для покрытия перерасхода страхователей по выплате пособий исполнительным органам Фонда устанавливается норматив оборотных денежных средств на начало каждого квартала в следующих объемах:
01.04.99г. - 598,2 млн.рублей
на 01.07.99 г. - 598,2 млн.рублей
на 01.10.99 г. - 897,3 млн.рублей
на 01.01.2000 г. - 822,6 млн.рублей
Расходы на выплату всех видов пособий по бюджету Фонда на 1999 год предусмотрены в объеме 35863,5 млн.рублей, кроме того дополнительные расходы на выплату пособий сверх установленной нормы в связи с реализацией закона о катастрофе на Чернобыльской АЭС в 1999 году планируются в сумме 29,6 млн.рублей. Суммарные расходы составят - 35893,1 млн.рублей.
I квартал 1999 г. |
II квартал 1999 г. |
III квартал 1999 г. |
IV квартал 1999 г. |
I квартал 2000 г. |
|
Расходы на выплату пособий (млн.руб.) в %% к году |
8973,3 25,0 |
7178,6 20,0 |
7178,6 20,0 |
10767,9 35,0 |
8973,3 1,1 9870,3 |
Среднемесячные расходы (млн.руб.) |
2392,9 | 2392,9 | 3589,3 | 3230,2 | |
Норматив оборотных денежных средств на покрытие перерасхода по выплаченным пособиям страхователями на начало каждого квартала (25% от среднемесячных расходов на пособия), млн.руб. |
на 01.04.99 598,2 |
на 01.07.99 598,2 |
на 01.10.99 897,3 |
на 01.01.200 822,6 |
2. Для приобретения исполнительными органами Фонда путевок на санаторно-курортное лечение предстоящих сроков реализации, оздоровление детей, а также финансирования санаториев-профилакториев устанавливается норматив оборотных денежных средств на начало каждого квартала в следующих объемах:
01.04.99 г. - 376,7 млн.рублей
на 01.07.99 г. - 282,6 млн.рублей
на 01.10.99 г. - 141,3 млн.рублей
на 01.01.2000 г. - 168,1 млн.рублей
Общие расходы на санаторно-курортное обслуживание работников и оздоровление детей по бюджету Фонда на 1999 год составляют 3767,4 млн.рублей, в том числе санаторно-курортное обслуживание работников - 1500,0 млн.рублей, оздоровление детей - 2100,0 млн.руб., дополнительные расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление трудящихся и их детей в связи с реализацией закона о катастрофе на Чернобыльской АЭС - 167,4 млн.рублей.
I квартал 1999 г. |
II квартал 1999 г. |
III квартал 1999 г. |
IV квартал 1999 г. |
I квартал 2000 г. |
|
Расходы на санаторно- курортное обслуживание трудящихся и оздоровление детей (млн.руб.) В %% к году |
565,1 15,0 |
1507,0 40,0 |
1130,2 30,0 |
565,1 15,0 |
565,1 x 1,19 672,5 |
Норматив оборотных денежных средств на санаторно-курортное обслуживание работников и оздоровление детей на начало каждого квартала (25% от квартальных расходов на эти цели), млн.руб. |
на 01.04.99 376,7 |
на 01.07.99 282,6 |
на 01.10.99 141,3 |
на 01.01.200 168,1 |
Расчеты
к проекту бюджета Фонда социального страхования
Российской Федерации на 1999 год,
1.Доходы
1. Страховые взносы 39033,3 млн.руб.
Январь-февраль
1. Фонд оплаты труда (млн.руб.) 157500,0
2. Фонд оплаты труда, скорректированный на сумму фонда 147735,0
оплаты труда, на которую страховые взносы
не начисляются (5%) (157500,0х0,95)
3. Страховой тариф 5,4%
4. Коэффициент сбора 0,86
5. Страховые взносы 6860,8
(147735,0х5,4%х0,86)
Март-декабрь
6. Фонд оплаты труда 790500,0
(980000,0-157500,0-32000,0*)
7. Облагаемая база для начисления страховых 750975,0
взносов с учетом льгот в размере 5% (790500,0х0,95)
8. Увеличение фонда оплаты труда 10%
9. Расширение базы за счет сумм пособий по временной
нетрудоспособности 24152,2
10. Облагаемая база с учетом увеличения фонда оплаты труда 850224,7
(750975х1,1)+24152,2
11. Ставка взноса 4,4%
12. Коэффициент сбора 0,86
13. Страховые взносы 32172,5
(850224,7х4,4%х0,86)
Страховые взносы - всего 39033,3
База для расчета страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации определена в соответствии с прогнозом Минэкономики России по фонду оплаты труда (980000,0 млн.руб.) на январь-февраль 1999 года в сумме 157500,0 млн.руб., а с марта по декабрь 1999 года - с учетом проекта федерального закона "О взносах в государственные социальные внебюджетные фонды" и составляет 850224,7 млн.рублей.
Фонд оплаты труда для расчета страховых взносов за январь-февраль 1999 года скорректирован на сумму выплат, на которые страховые взносы по действующему законодательству не начисляются, и составляет 147735,0 млн. рублей.
В проекте бюджета Фонда на 1999 год среднегодовой коэффициент сбора страховых взносов предусматривается в размере 0,86.
2. Прочие поступления 730,0 млн.руб.
в том числе:
- поступления от работников частичной стоимости за
путевки 120,0 млн.руб.
- прочие доходы ( возмещение сумм выплаченных
пособий в связи с трудовыми увечьями и
профзаболеваниями - 260,0 млн.руб.,
пени, штрафы и др. - 350,0 млн.руб.) 610,0 млн.руб.
II. Расходы
1. На выплату пособий по временной 28643,3 млн.руб.
нетрудоспособности
а) среднесписочная численность работающих 52,2
(млн.человек)
Показатель среднесписочной численности работающих принят в соответствии с прогнозом Минэкономики Российской Федерации на 1999 год.
б) число дней временной нетрудоспособности 810,0
в расчете на 100 работающих
в) общее число оплаченных дней по временной 70,47 (январь-февраль)
нетрудоспособности (млн.дн.) 352,33 (март-декабрь)
г) количество рабочих дней 39,0 (январь-февраль)
212,0 (март-декабрь)
д) среднедневная зарплата (руб.) 74,11 (январь-февраль)
(150885,0**:39:52,2)
79,71 (март-декабрь)
(882131,3**:212:52,2)
е) среднедневное пособие: 86,0
- в %% к среднедневной зарплате; 63,73 (январь-февраль)
- в рублях; 68,55 (март-декабрь)
ж) расходы (млн.рублей) 4491,1 (январь-февраль)
24152,2 (март-декабрь)
2. На выплату пособий по беременности и родам 3190,6 млн.руб.
а) численность работающих женщин (млн.чел.) 27,0
Численность работающих женщин по отчетным данным Фонда социального страхования на протяжении ряда последних лет составляла в среднем 51,7% от общей численности работающих. На 1999 год принимается численность работающих женщин 27,0 млн.человек.
б) число дней по беременности и родам в расчете 246,0
на 100 работающих женщин (дн.);
в) общее число оплаченных дней 11,07 (январь-февраль)
по беременности и родам (млн.дн.) (246:12х2х27)
55,33 (март-декабрь)
(246:122х10х27)
г) среднедневная зарплата 1 работающего 74,11 (январь-февраль)
(руб.); 79,71 (март-декабрь)
д) среднедневное пособие:
- в %% к среднедневной зарплате 61,0
- в рублях 45,21 (январь-февраль)
(74,11х61:100)
48,82 (март-декабрь)
(79,71х61:100)
е) расходы ( млн.руб.). 500,5 (январь-февраль)
(45,21х11,07)
3190,6 (март-декабрь)
(48,62х55,33)
3. На выплату пособий по уходу за ребенком 2113,0 млн.руб.
до 1,5 лет
(83,49 руб. х 2 х 11,1 млн. выплат х 1,14),
где 1,14 - увеличение на средний размер районного коэффициента в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
4. На выплату пособий при рождении ребенка 1570,4 млн.руб.
(83,49 руб. х 15 раз х 1,1 млн. выплат х 1,14)
5. На возмещение стоимости гарантированного 209,4 млн.руб.
перечня услуг и социального пособия на погребение
(83,49 руб. х 10 раз х 220,0 тыс. выплат) х 1,14
6. На выплату прочих пособий 136,8 млн.руб.
в том числе:
- оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц в
связи с уходом за детьми - инвалидами (млн.руб.) 103,5
(64,66 руб., х 1,6 млн. оплаченных дней, где
64,66 руб. - среднедневной размер выплаты);
- при ранней постановке на учет беременных 33,3
женщин (млн.руб.)
(83,49 руб. х 0,35 млн. выплат х 1,14)
7. На санаторно-курортное обслуживание работников 1500,0 млн.руб. и членов их семей
Данная статья бюджета включает в себя следующие расходы: оплата путевок на санаторно-курортное лечение работающих, (долечивание постоперационных больных), санаторно-курортное лечение работающих участников Великой Отечественной войны и частичное содержание санаториев-профилакториев.
Виды лечения и отдыха | Количество путевок на 1000 работающих |
Количество путевок на 1998 год (тыс.ед.) |
Предпола- гаемая стоимость (руб.) |
Сумма расходов (млн.руб.) |
1. Санаторно-курортное 0,7 34,0 8000,0 272,0
лечение и оздоровление
(долечивание
послеоперационных
больных)
2. Санаторно-курортное - 20,6 7200,0 148,0
лечение участников
Великой Отечественной
войны, самостоятельно
прибывших на курорты
3. Частичное содержание 17,2 900,0 1200,0 1080,0
санаториев-
профилакториев
Всего: 1500,0
8. На оздоровление детей 2100,0 млн.руб.
Виды лечения и отдыха | Количество путевок на 1998 год (тыс.ед.) |
Предполагаемая стоимость (руб.) |
Сумма расходов (млн.руб.) |
1. Детские стационарные 2907,7 650,0 1890,0
загородные
оздоровительные лагеря
и санаторные лагеря
круглогодичного
действия
2. Ремонт, оборудование 210,0
и аренда
оздоровительных лагерей
Всего: 2100,0
9. Осуществление социального страхования и 2100,0 млн.руб.
проведение организационных работ по подготовке
введения обязательного социального страхования от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний
Содержание аппарата исполнительных органов Фонда 1847,8 млн.руб.
Статьи расходов | Проект на 1999 год (млн.руб.) |
Расходы по оплате труда 768,5
Начисления на фонд оплаты 295,8
Расходы на командировки, служебные разъезды, социально- 783,5
бытовые, хозяйственные и эксплуатационные расходы и др.
Всего: 1847,8
2. Финансирование расходов на проведение научно- 3,6 млн.руб.
исследовательских работ по социальному страхованию
3. Международная работа 10,5 млн.руб.
4. Подготовки и, повышение квалификации кадров 12,2 млн.руб.
5. Капитальные вложения (административные здания и 15,7 млн.руб.
сооружения)
6. Компьютеризация исполнительных органов фонда 83,0 млн.руб.
7. Обучение страхового актива и расходы по изготовлению 80,4 млн.руб.
методических рекомендаций, инструкций, бланочной
продукции (1650000 страхователей х 45,5% х 110,0 руб.)
8. На премирование страхового актива (1650000 40,4 млн.руб.
страхователей х 22,3% х 110,0 рублей)
9. Изготовление бланков больничных листков 6,4 млн.руб.
10. Финансирование научно-исследовательских работ по 8,5 млн.руб.
охране труда
11. Прочие расходы 115,0 млн.руб.
Данная статья бюджета предусматривает расходы по проведению ежегодной аудиторской проверки финансовой деятельности исполнительных органов Фонда расходы на уплату налогов, сборов, платежей, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью Фонда, почтовые расходы по пересылке органами социальной защиты пособий неработающим гражданам и другие расходы.
------------------------------
* Сумма разницы фонда оплаты труда, начисленного в декабре 1999 года к декабрю 2000 года.
** Фонд оплаты труда, принятый для расчета среднедневной заработной платы, скорректирован против прогноза Минэкономики России (980 млрд.руб.) на сумму выплат, которые не включаются в расчеты для исчисления пособий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.