Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98102305-2 "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" представлен в целях приведения отдельных законодательных актов Российской Федерации в соответствие с принимаемым Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год".
Основным критерием при подготовке проекта федерального закона явилось то, что финансирование предлагаемых к приостановлению действия или отмене законодательных актов Российской Федерации не предусматривается в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год"
Необходимо отметить, что предлагаемый к рассмотрению проект федерального закона "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" не нарушает целостности законодательной базы. К приведению в соответствие с этим законом предлагаются лишь отдельные положения федеральных законов, фактически не действующие ввиду отсутствия финансирования. В ряде случаев предлагается лишь приостановление действия некоторых статей этих законов
Принятие предлагаемого законопроекта не противоречит работе, проводимой по комплексному реформированию законодательной базы во всех затрагиваемых в предложенном проекте областях, в том числе реформированию системы предоставления социальных льгот, оплаты труда в бюджетной сфере, регулированию таможенного и налогового законодательства.
Исходя из изложенного, представляется целесообразным внесение корректировок в действующее законодательство для приведения его в соответствие с принимаемым Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" единым законопроектом.
Все представляемые к рассмотрению законодательные акты можно подразделить на несколько объединяемых общей тематикой блоков.
В предлагаемый проект федерального закона включены нормативные акты по социальным вопросам, требующие выделения средств на оплату индивидуальных льгот различным категориям населения. Это: отдельные пункты Закона РСФСР от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона от 19 августа 1995 года N 149-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Федерального закона от 1 августа 1996 года N 107-ФЗ "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования". При подготовке этого блока нормативных актов учитывалось то, что охватываемый ими круг льгот уже установлен в той или иной степени принятыми ранее решениями, или предлагаемые льготы распространяются на круг лиц, не являющихся льготируемыми категориями.
В ряде законодательных актов предлагаются к приостановлению, отмене статьи в части определения доли того или иного вида расходов в общем объеме расходов федерального бюджета, национального дохода, средств республиканского бюджета. Это: отдельные статьи Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Федерального закона от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Предполагается, что расчет средств на финансирование любого вида расходов должен производиться исходя из фактической потребности в этих средствах и реальных возможностей, а не в фиксированной доле.
Кроме того, позиции этих законов дублируют друг друга, а расходы, требующиеся для их реализации, не сопоставимы с общим объемом расходов, предусматриваемых проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год". Так, например, только дополнительная потребность в финансировании статей вышеназванных законов, устанавливающих доли того или иного вида расходов в общем объеме расходов федерального бюджета, национального дохода, средств республиканского бюджета, составляет 65,9 млрд.рублей, или 11,3% к общему объему расходов федерального бюджета (Приложение N 2).
Дополнительные расходы, требующиеся из федерального бюджета для реализации позиций Федерального закона от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", Федерального закона от 27 мая 1998 года N 79-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1997 год", Федерального закона от 28 октября 1998 года N 163-ФЗ "О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству осуществляется за счет средств федерального бюджета", Федерального закона от 27 мая 1998 года N 78-ФЗ "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 1996 год", касающихся выплат пенсий за периоды, не связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, доставки и пересылки всех видов пенсий и пособий, а также обслуживания привлеченных на выплату пенсий кредитов банков составляют 22,2 млрд. рублей, или 3,8% к общей сумме расходов по проекту федерального бюджета на 1999 год.
Для реализации предлагаемой к изменению редакции статьи Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" требуется дополнительное финансирование из федерального бюджета в сумме 125,1 млрд.руб., или 21,5% к расходам федерального бюджета, предусматриваемым на 1999 год.
Выделение средств из федерального бюджета на указанные цели в предлагаемых вышеназванными законами объемах невозможно.
Предлагаются к приостановлению, отмене отдельные статьи законов, где уровень оплаты труда одних категорий работников приравнивается к уровню оплаты труда других категорий работников совершенно иного направления деятельности (Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"). По нашему мнению, объем расходов должен определяться из конкретных потребностей и возможностей данного направления и ни к чему не приравниваться.
По ряду позиций, предлагаемых к приостановлению, отмене, финансирование из федерального бюджета может быть заменено другими источниками (внебюджетными фондами, доходами от предпринимательской деятельности, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации). Имеются в виду отдельные статьи Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Закона Российской Федерации от 29 декабря 1994 года N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов", Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".
Предлагается к приостановлению, отмене ряд статей отдельных законодательных актов, предусматривающих предоставление налоговых и таможенных льгот, поскольку политика предоставления таких льгот противоречит действующему налоговому законодательству и единому подходу к финансово-бюджетным отношениям. Это: Федеральный закон от 25 ноября 1995 года N 185-ФЗ "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе", Федеральный закон от 30 января 1996 года N 16-ФЗ "О центре международного бизнеса "Ингушетия", Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии", Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В представляемый перечень нормативных актов включены также законодательные акты отдельные позиции которых предлагаются к изменению редакции, приостановлению или отмене в рамках проводимой работы по консолидации финансовых ресурсов в федеральном бюджете в целях экономного и рационального их использования. Это: Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю", Закон РСФСР от 19 декабря 1991 года N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды", Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 года N 167-ФЗ, Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 года N 5221-1 и другие.
Подробные пояснения к проектам представляемого федерального закона с обоснованиями предложений по приостановлению (отмене) федеральных законов и финансовой оценкой даны в Перечне нормативных актов, реализация которых требует дополнительных расходов, не предусматриваемых в проекте федерального бюджета на 1999 год (Приложение N 1).
Финансовая оценка объема средств, требующихся для реализации предлагаемых к приостановлению (отмене) законодательных актов 303115,9 млн.рублей. В этот итог не включена финансовая оценка позиций нормативных актов, с учетом которых сформирована доходная часть федерального бюджета, и сохранение действия которых приведет к уменьшению доходов федерального бюджета в 1999 году. В итоговые суммы не включены также позиции, по которым финансовая оценка затруднена.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.