Проект федерального закона N 97700239-2
"Об основах организации бытового обслуживания
населения в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы организации бытового обслуживания населения в целях развития единого рынка бытовых услуг и координации деятельности органов бытового обслуживания населения в Российской Федерации.
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Действие настоящего Федерального закона распространяется на бытовое обслуживание населения в Российской Федерации (далее - бытовое обслуживание населения), включающее в себя деятельность органов бытового обслуживания населения по оказанию на основе договоров услуг и выполнению работ для населения (далее - бытовые услуги), в том числе бытовых услуг по изготовлению изделий (пошиву вещей), проведению ремонтных, профилактических работ по индивидуальным заказам, оздоровительных и косметических услуг немедицинского характера, а также иных бытовых услуг (услуг мастерских, бань, прачечных, химчисток, фотоателье, парикмахерских, ателье проката и других) по удовлетворению бытовых и других личных нужд граждан, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Статья 2. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией бытового обслуживания населения
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией бытового обслуживания населения, основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации субъекты Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты в части, относящейся к их компетенции.
Статья 3. Задачи в области организации бытового обслуживания населения
1. Государственные органы, органы местного самоуправления, органы бытового обслуживания населения (их объединения) способствуют развитию бытового обслуживания населения, увеличению видов оказываемых бытовых услуг, обеспечивают их доступность для населения и гарантию качества.
2. Государство содействует развитию конкуренции, поощряет деятельность органов бытового обслуживания населения независимо от их форм собственности.
Статья 4. Органы бытового обслуживания населения в Российской Федерации
1. К органам бытового обслуживания населения в Российской Федерации относятся организации (юридические лица) независимо от форм собственности и организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, оказывающие населению бытовые услуги.
2. Создание, деятельность, реорганизация и ликвидация органов бытового обслуживания населения осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
3. Органам бытового обслуживания населения присваиваются категории с учетом форм бытового обслуживания населения, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона.
Статья 5. Виды бытовых услуг
Виды бытовых услуг определяются в Российской Федерации Общероссийским классификатором услуг населению, утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 6. Льготы на бытовые услуги
Законодательством Российской Федерации могут быть определены категории граждан, имеющих льготы на бытовые услуги, а также порядок предоставления таких льгот.
Субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе определять дополнительные категории граждан, имеющих льготы на бытовые услуги, и источники финансирования соответствующих затрат.
Статья 7. Государственные стандарты и сертификация бытовых услуг. Правила бытового обслуживания населения
1. Бытовое обслуживание населения в Российской Федерации осуществляется в соответствии с государственными стандартами.
Требования, установленные государственными стандартами и являющиеся обязательными для соблюдения органами бытового обслуживания населения в отношении бытовых услуг, подтверждаются путем их обязательной сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о сертификации продукции и услуг и настоящим Федеральным законом.
2. Правительство Российской Федерации утверждает правила бытового обслуживания населения, обязательные для сторон при заключении и исполнении договоров об оказании бытовых услуг.
Статья 8. Цена бытовых услуг и порядок их оплаты
1. Цена бытовой услуги, оказываемой на основе договора органом бытового обслуживания населения, определяется соглашением сторон, но не может быть выше цены, установленной или регулируемой уполномоченными на то государственными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. В соответствии с законодательством Российской Федерации оплата бытовых услуг производится заказчиками после их окончательного выполнения (завершения) органами бытового обслуживания. С согласия заказчика бытовая услуга может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи аванса.
3. Договор об оказании бытовой услуги оформляется в письменной форме путем выдачи органом бытового обслуживания населения квитанции или иного аналогичного документа.
4. Организации (юридические лица), оказывающие бытовые услуги населению, выдают наряду с квитанциями или иными аналогичными документами кассовые чеки контрольно-кассовых машин.
Статья 9. Формы бытового обслуживания населения
1. Органы бытового обслуживания населения оказывают бытовые услуги, предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, в следующих формах:
услуги одного или нескольких видов определенного профиля;
комплексные бытовые услуги (услуги разных видов).
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с учетом особенностей территорий, традиций, нужд населения содействуют созданию органов бытового обслуживания населения и их ориентации на оказание бытовых услуг в любой из указанных в пункте 1 настоящей статьи форме.
Статья 10. Лицензирование видов деятельности в области бытового обслуживания населения
Лицензированию в области бытового обслуживания населения подлежат виды деятельности, предусмотренные федеральным законом о лицензировании отдельных видов деятельности.
Статья 11. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, связанные с организацией бытового обслуживания населения
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, связанным с организацией бытового обслуживания населения, относятся:
определение общих направлений организации бытового обслуживания населения в Российской Федерации;
разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, связанным с организацией бытового обслуживания населения;
установление льгот органам бытового обслуживания населения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
установление льгот на бытовые услуги отдельным категориям граждан;
разработка и принятие в установленном порядке правил бытового обслуживания населения;
утверждение порядка лицензирования видов деятельности в области бытового обслуживания населения;
разработка и принятие государственных стандартов в области бытового обслуживания населения, нормативов оказания бытовых услуг и осуществление государственного контроля за соблюдением указанных стандартов и нормативов;
организация и координация деятельности по подготовке кадров в области бытового обслуживания населения;
определение перечня специальностей работников органов бытового обслуживания населения;
установление единой системы отчетности в области бытового обслуживания населения;
организация и координация проведения научных исследований в области бытового обслуживания населения;
заключение международных договоров Российской Федерации по вопросам, связанным с деятельностью органов бытового обслуживания населения.
Статья 12. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, связанные с организацией бытового обслуживания населения
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, связанным с организацией бытового обслуживания населения, относятся:
разработка и реализация мер по организации бытового обслуживания населения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
принятие законов и иных нормативных правовых актов (в части, относящейся к их компетенции), связанных с организацией бытового обслуживания населения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
разработка и реализация программ, направленных на совершенствование и развитие бытового обслуживания населения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
определение приоритетных направлений политики в области организации бытового обслуживания населения с учетом уровня социально-экономического развития соответствующего субъекта Российской Федерации;
утверждение перечней (объема) гарантированных видов бытовых услуг первой необходимости, оказание которых осуществляется на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
установление льгот органам бытового обслуживания населения;
установление дополнительных льгот на бытовые услуги отдельным категориям граждан за счет средств соответствующего субъекта Российской Федерации;
формирование бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в части расходов на бытовое обслуживание населения;
создание организаций, оказывающих населению бытовые услуги;
выдача органам бытового обслуживания населения, расположенным на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, лицензий на осуществление видов деятельности в области бытового обслуживания населения на основании утвержденного Правительством Российской Федерации порядка лицензирования видов деятельности в области бытового обслуживания населения;
организация деятельности по подготовке кадров в области бытового обслуживания населения;
организация проведения научных исследований в области бытового обслуживания населения;
содействие общественным и иным объединениям в области бытового обслуживания населения в их деятельности.
2. Субъекты Российской Федерации содействуют созданию благоприятных для деятельности органов бытового обслуживания населения экономических условий, способствующих снижению цен на оказываемые ими бытовые услуги.
3. Субъекты Российской Федерации обеспечивают сохранение профиля деятельности организаций, оказывающих населению бытовые услуги, и видов оказываемых ими бытовых услуг первой необходимости при изменении форм собственности таких организаций в процессе приватизации.
Статья 13. Финансирование деятельности органов бытового обслуживания населения
1. Организации государственной формы собственности, оказывающие бытовые услуги населению, осуществляют свою деятельность на принципах самоокупаемости, а также за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных и иных источников финансирования.
2. Юридические и физические лица, осуществляющие инвестиции в деятельность органов бытового обслуживания населения, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 14. Требования к профессиональному образованию и профессиональной подготовке работников органов бытового обслуживания населения
Работники органов бытового обслуживания населения, оказывающих населению бытовые услуги, должны иметь профессиональное образование или профессиональную подготовку.
Стать 15. Право органов бытового обслуживания населения на создание объединений и иных некоммерческих организаций
Органы бытового обслуживания населения в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе создавать объединения (ассоциации и союзы), быть учредителем (членами) иных некоммерческих организаций, в том числе ремесленных палат.
Статья 16. Ремесленная палата
1. Ремесленная палата является одной из форм некоммерческих организаций, установленной настоящим Федеральным законом.
2. Ремесленная палата может быть создана по инициативе не менее чем 15 учредителей, являющихся органами бытового обслуживания населения. На территории одного субъекта Российской Федерации может быть создана только одна ремесленная палата. Учредители ремесленной палаты являются одновременно ее членами.
3. Ремесленная палата является юридическим лицом, имеет в собственности здания, сооружения, оборудование, иное имущество, необходимые для выполнения ее уставных задач. Источниками формирования имущества ремесленной палаты являются вступительные и членские взносы, доходы от предпринимательской деятельности созданных ею организаций, переданное ей учредителями имущество и иные не запрещенные законом источники.
4. Ремесленная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. В этих целях ремесленная палата вправе создавать хозяйственные общества и иные хозяйственные организации. Ремесленная палата не отвечает по обязательствам созданных ею организаций, и указанные организации не отвечают по обязательствам ремесленной палаты.
5. Доходы от предпринимательской деятельности используются на цели уставной деятельности и между членами ремесленной палаты не распределяются. Для осуществления своей деятельности ремесленная палата вправе создавать целевые фонды. Ремесленная палата не отвечает по обязательствам своих членов, и члены ремесленной палаты не отвечают по ее обязательствам.
6. В случае выхода из ремесленной палаты ее членов уплаченные ими взносы не возвращаются.
7. Высшим органом ремесленной палаты является общее собрание ее членов, на котором принимается устав ремесленной палаты и образуются руководящие органы ремесленной палаты.
8. Ремесленная палата осуществляет свою деятельность на основании устава, принятого в соответствии с типовым уставом ремесленных палат, предусмотренным статьей 18 настоящего Федерального закона.
9. Создание, регистрация, реорганизация, ликвидация ремесленных палат и иные вопросы, связанные с деятельностью ремесленных палат как некоммерческих организаций, регулируются в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 17. Полномочия ремесленных палат
Ремесленные палаты осуществляют следующие полномочия:
оказывают правовую и иную помощь, информационные и иные услуги органам бытового обслуживания населения, защищают их интересы, а также осуществляют представительство в вопросах, касающихся их деятельности;
содействуют органам бытового обслуживания населения в решении вопросов профессионального образования и профессиональной подготовки работников указанных органов;
принимают в установленном порядке участие в подготовке и реализации программ в области бытового обслуживания населения;
участвуют в проведении сертификации бытовых услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации в области сертификации и осуществляют присвоение категорий органам бытового обслуживания населения;
принимают меры по пресечению недобросовестной конкуренции, содействуют урегулированию споров, возникающих между органами бытового обслуживания населения - членами ремесленной палаты;
образуют постоянно действующие третейские суды и утверждают правила о порядке их организации, деятельности и разрешения ими споров в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществляют иные полномочия в соответствии с законом и уставом.
Статья 18. Ремесленная палата Российской Федерации
1. Ремесленная палата Российской Федерации учреждается ремесленными палатами, органами бытового обслуживания населения, их ассоциациями и союзами, созданными и осуществляющими свою деятельность на территориях не менее чем 15 субъектов Российской Федерации, и объединяет учредителей на основе членства. Членами Ремесленной палаты Российской Федерации могут быть и иные юридические лица.
2. Ремесленная палата Российской Федерации осуществляет координацию деятельности ремесленных палат в Российской Федерации.
3. Ремесленная палата Российской Федерации:
определяет в соответствии с настоящим Федеральным законом порядок создания ремесленных палат в Российской Федерации, принимает типовой устав ремесленных палат;
разрабатывает и принимает рекомендации, методические правила, направленные на совершенствование и повышение качества оказываемых бытовых услуг населению органами бытового обслуживания населения - членами ремесленных палат;
ведет реестр органов бытового обслуживания населения;
устанавливает порядок присвоения категорий органам бытового обслуживания населения - членам ремесленных палат;
создает образовательные учреждения в соответствии с законодательством для обеспечения профессионального образования и профессиональной подготовки работников органов бытового обслуживания населения;
принимает в установленном порядке участие в разработке проектов нормативных правовых актов, касающихся деятельности органов бытового обслуживания населения;
организует проведение конкурсов, семинаров, выставок, совещаний и иных мероприятий с участием органов бытового обслуживания населения Российской Федерации и иностранных организаций;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом Ремесленной палаты Российской Федерации международные связи и заключает соглашения по вопросам, относящимся к ее деятельности;
представляет интересы своих членов на территории Российской Федерации и за пределами ее территории;
выполняет иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и уставом Ремесленной палаты Российской Федерации функции.
4. Ремесленная палата Российской Федерации осуществляет деятельность в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, Федерального закона "О некоммерческих организациях", иных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации и своего устава.
Статья 19. Контроль в области бытового обслуживания населения
Контроль в области бытового обслуживания населения осуществляется в соответствии с законодательством федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями потребителей, а также ремесленными палатами (в отношении деятельности органов бытового обслуживания населения - членов указанных ремесленных палат).
Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Положения пункта 4 статьи 8 настоящего Федерального закона о выдаче кассовых чеков контрольно-кассовых машин организациями (юридическими лицами), оказывающими бытовые услуги населению, вступают в силу в порядке и в сроки, определяемые субъектами Российской Федерации.
3. Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.