Проект федерального закона N 98102019-2
"О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные
Воды"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень нормативных актов для отмены
Глава I. Общие положения
Глава II. Государственное управление кавказскими
Минеральными Водами
Глава III. Порядок природопользования в пределах округа
горно-санитарной охраны Кавказских Минеральных Вод
Глава IV. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы создания и функционирования уникального курортного региона федерального значения Кавказские Минеральные Воды (далее Кавказские Минеральные Воды), как национального достояния народов Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон также определяет государственную политику и регулирует отношения в сфере сохранения, развития и рационального использования природных лечебных ресурсов Кавказских Минеральных Вод в целях лечения, реабилитации, профилактики заболеваний и организации отдыха населения Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Государственный статус Кавказских Минеральных Вод
Кавказские Минеральные Воды являются курортным регионом федерального значения, который объединяет уникальные природные лечебные ресурсы, представляющие собой единое геологическое образование, обеспечивающее основы материальной базы курортных комплексов и расположен на территории трех субъектов Российской Федерации - Кабардино-Балкарской республики, Карачаево-Черкесской республики и Ставропольского края.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области создания и функционирования Кавказских Минеральных Вод
Законодательство Российской Федерации в области создания и функционирования Кавказских Минеральных Вод основывается на положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и федеральных законов "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", "Об особо охраняемых природных территориях", других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Границы Кавказских Минеральных Вод
1. Границы Кавказских Минеральных Вод совпадают с границами округа горно-санитарной охраны и проходят по территории Ставропольского края, Кабардино-Балкарской республики и Карачаево-Черкесской республики.
2. В состав округа горно-санитарной охраны входят:
1) в Ставропольском крае - города Георгиевск, Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Лермонтов, Минеральные Воды, Пятигорск, а также районы Георгиевский, Минераловодский и Предгорный;
2) в Кабардино-Балкарской республике - Зольский район;
3) в Карачаево-Черкесской республике - Малокарачаевский и Прикубанский районы.
Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения функционирования Кавказских Минеральных Вод
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации Правительство Российской Федерации в области обеспечения функционирования Кавказских Минеральных Вод вправе:
1) определять основные направления государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха на Кавказских Минеральных Водах;
2) утверждать целевые федеральные программы развития курортного региона;
3) устанавливать нормы и правила пользования природными лечебными ресурсами Кавказских Минеральных Вод;
4) устанавливать границы и режим округа горно-санитарной охраны курортов Кавказских Минеральных Вод;
5) осуществлять государственную экспертизу генеральных планов (программ) развития Кавказских Минеральных Вод;
6) устанавливать инвестиционные льготы, стимулирующие сохранение и развитие курортов;
7) осуществлять международное сотрудничество в сфере курортного дела.
Правительство Российской Федерации осуществляет и иные полномочия в области обеспечения функционирования Кавказских Минеральных Вод, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Указами Президента Российской Федерации.
2. В сфере государственной политики и координации деятельности курортного дела, оперативного управления и контроля за использованием земельных и природных лечебных ресурсов Правительство Российской Федерации реализует свои полномочия через администрацию Кавказских Минеральных Вод.
Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения функционирования Кавказских Минеральных Вод
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти Ставропольского края, Кабардино-Балкарской республики и Карачаево-Черкесской республики в области обеспечения функционирования Кавказских Минеральных Вод вправе:
1) реализовывать единую государственную политику в вопросах недропользования;
2) разрабатывать и реализовывать целевые программы, обеспечивающие развитие курортов Кавказских Минеральных Вод;
3) участвовать во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха.
Указанные в настоящей статье органы исполнительной власти могут иметь и иные полномочия в области функционирования Кавказских Минеральных Вод, не противоречащие законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации.
2. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами курортов Кавказских Минеральных Вод в границах округа горно-санитарной охраны находятся в совместном ведении Российской Федерации, Ставропольского края, Кабардино-Балкарской республики и Карачаево-Черкесской республики.
3. Обеспечение особого режима в области природопользования и охраны окружающей среды на территории Кавказских Минеральных Вод осуществляется органами государственной власти Ставропольского края, Кабардино-Балкарской республики и Карачаево-Черкесской республики на договорных основах.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения функционирования Кавказских Минеральных Вод
Органы местного самоуправления в области обеспечения функционирования Кавказских Минеральных Вод осуществляют свою деятельность в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Глава II. Государственное управление кавказскими
Минеральными Водами
Статья 7. Организация управления Кавказскими Минеральными Водами
1. Государственное управление Кавказскими Минеральными Водами возлагается на администрацию Кавказских Минеральных Вод, действующую в соответствии с Положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
2. Руководитель администрации Кавказских Минеральных Вод назначается Президентом Российской Федерации по представлению губернатора Ставропольского края и имеет статус первого заместителя председателя Правительства Ставропольского края по должности.
Статья 8. Полномочия администрации Кавказских Минеральных Вод
1. От имени Российской Федерации, Ставропольского края, Кабардино-Балкарской республики и Карачаево-Черкесской республики полномочия по управлению, сохранению и рациональному использованию природных лечебных ресурсов Кавказских Минеральных Вод осуществляет администрация Кавказских Минеральных Вод в рамках полномочий, устанавливаемых Положением об администрации Кавказских Минеральных Вод.
2. Приоритетным направлением деятельности администрации Кавказских Минеральных Вод является обеспечение комплексного развития Кавказских Минеральных Вод как лечебно-оздоровительной местности и курортов федерального значения.
3. Администрация Кавказских Минеральных Вод:
1) осуществляет координацию деятельности государственных региональных органов в части обеспечения развития курортов, охраны и использования природных лечебных ресурсов Кавказских Минеральных Вод и их пользователей;
2) осуществляет разработку и реализацию федеральных и региональных программ развития региона;
3) проводит мероприятия по охране окружающей природной среды, рациональному использованию, сохранению и восстановлению природных ресурсов;
4) осуществляет обязательное согласование лицензии на разработку месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, в пределах округа горно-санитарной охраны Кавказских Минеральных Вод;
5) согласовывает предоставление земельных участков для строительства и расширения предприятий всех форм собственности на территории курортного региона, в том числе ведения садоводства и огородничества, индивидуального жилищного строительства;
6) обеспечивает сохранение и рациональное использование объектов природного и культурного наследия на территории Кавказских Минеральных Вод;
7) формирует внебюджетные фонды и обеспечивает использование полученных средств в соответствии с федеральными и региональными программами развития Кавказских Минеральных Вод;
8) осуществляет иные полномочия, определенные Положением об администрации Кавказских Минеральных Вод.
Статья 9. Финансовое обеспечение функционирования Кавказских Минеральных Вод
1. Финансовое обеспечение функционирования Кавказских Минеральных Вод осуществляется в соответствии с федеральными и региональными программами развития Кавказских Минеральных Вод за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов органов местного самоуправления и иных источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Расходы по реализации федеральных программ по развитию Кавказских Минеральных Вод определяется в федеральном бюджете отдельной строкой.
3. В целях привлечения дополнительных источников финансирования для реализации федеральных программ Правительством Российской Федерации на территории Кавказских Минеральных Вод могут создаваться особые экономические зоны в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок и сроки деятельности особых экономических зон определяются Положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Глава III. Порядок природопользования в пределах округа
горно-санитарной охраны Кавказских Минеральных Вод
Статья 10. Приоритеты природопользования
Использование природных лечебных ресурсов, земельных участков Кавказских Минеральных Вод для нужд курортного дела является приоритетным и осуществляется в целях сохранения, рационального использования и воспроизводства природных лечебных ресурсов и развития курортов.
Статья 11. Порядок пользования земельными участками
1. Земельные участки и природные лечебные ресурсы в границах округа горно-санитарной охраны Кавказских Минеральных Вод являются государственной собственностью. Продажа и передача земельных участков в иные виды собственности на территории Кавказских Минеральных Вод запрещается.
2. Земельные участки на территории муниципальных образований региона Кавказских Минеральных Вод передаются в постоянное (бессрочное) пользование органам местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, на территории которых они расположены.
3. Застройка и освоение земельных участков осуществляется на основании генеральных планов развития, проекта округа и зон горно-санитарной охраны курортов Кавказских Минеральных Вод.
Статья 12. Порядок пользования лесом, лесным фондом и землями лесного фонда
1. Леса, лесной фонд и земли лесного фонда, расположенные на территории Кавказских Минеральных Вод, являются природным лечебным ресурсом, оказывают непосредственное влияние на формирование и сохранение месторождений минеральных вод и относятся к государственной собственности.
2. Порядок пользования лесами, лесным фондом и земельными участками лесного фонда, расположенными на территории Кавказских Минеральных Вод, определяется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, на территории которых они находятся.
Глава IV. Заключительные положения
Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
За нарушения настоящего Федерального закона устанавливается административная, уголовная и иная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Поручить Правительству Российской Федерации и предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
3. В целях обеспечения исполнения настоящего Федерального закона Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления его в силу разработать соответствующие нормативные правовые акты.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.