Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 98079259-2 "О вкладах, внесенных в Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в период до 1 января 1992 года"
Досье на проект федерального закона
Целью настоящего проекта федерального закона является защита прав граждан, нарушаемых Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (далее по тексту - АКСБ) путем неисполнения Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР".
Законопроект не налагает на АКСБ никаких новых обязательств и не изменяет прежних, он лишь устраняет возможности для уклонения АКСБ от исполнения Закона об индексации, признанного Конституционным Судом РФ соответствующим Конституции РФ и обязательным к применению по отношению ко вкладам, внесенным в АКСБ до 01.01.1992 г.
Законопроект не требует финансово-экономического обоснования и заключения Правительства Российской Федерации, поскольку не создает никаких новых, не существовавших до него, финансовых обязательств ни для АКСБ, ни, тем более, для государства. Наоборот, статья 9 законопроекта существенно облегчает субсидиарную ответственность государства по обязательствам АКСБ в случае его банкротства и национализации, позволяя заменить погашение долга АКСБ перед вкладчиками переводом этого долга в целевые долговые обязательства РФ и надлежащим обслуживанием этого долга в соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" и последующими законами.
Вступление в силу федерального закона "О вкладах, внесенных в Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в период до 1 января 1992 года" не требует изменения или дополнения действующего законодательства.
АКСБ принимал вклады граждан на условиях исполнения им договорных обязательств по вкладам в соответствии с нормами гражданского законодательства, в частности, Основами законодательства СССР и республик об индексации доходов населения от 25 июня 1991 года и Законом РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" от 24 октября 1991 года.
Согласно ст.6 последнего Закона сбережения в Сбербанке РФ индексируются путем изменения процентных ставок, для чего, согласно ст.3, используется индекс потребительских цен, и в результате достигается установленная ст.1 цель Закона - поддержание покупательной способности сбережений.
Однако, в течение последних 7 лет АКСБ производил изменение процентных ставок по вкладам без использования индекса потребительских цен и безотносительно к нему. В результате вклады граждан были обесценены и цель Закона об индексации, сформулированная в его ст.1, оказалась не достигнута. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ N 12-П от 31.05.93 г. "...Нерешенность вопросов об индексации вкладов, находящихся в Сберегательном банке (на 1 января 1992 года)... нарушает конституционные права граждан РФ. ...несоблюдение порядка введения в действие и неприменение всех требований, предусмотренных статьями 1 и 2 Закона РСФСР "Об индексации ...", нарушает основные права граждан, закрепленные в статьях 13 и 52 Конституции РФ".
Согласно Федеральному закону "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" государство за счет своих средств гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных путем помещения денежных средств на вклады в государственный Сбербанк в период до 20 июня 1991 года. После 20 июня 1991 г. Сбербанк был уже не государственным, а акционерным коммерческим банком, и должен исполнять свои обязательства, в том числе и по индексации вкладов, за счет своих средств.
Уклоняясь от исполнения обязанностей по индексации вкладов, АКСБ дал свое толкование Закона об индексации, противоречащее и тексту названного Закона, и Конституции РФ. АКСБ, по существу, утверждает, что любое изменение им процентных ставок по вкладам, в том числе проведенное без учета индекса потребительских цен, означает исполнение им требований Закона об индексации.
При рассмотрении требований граждан об индексации вкладов суды РФ руководствуются не тем толкованием Закона об индексации, которое дал законодатель и Конституционный Суд РФ, а толкованием АКСБ, ставя, таким образом, интересы банковского капитала выше соображений конституционности.
Такая порочная правоприменительная практика самым отрицательным образом влияет на прочность самого конституционного строя в России, не говоря уже о нарушении прав и законных интересов десятков миллионов людей.
Именно для пресечения указанной практики и необходимо принятие настоящего законопроекта, исключающего возможность применения АКСБ и судами превратного толкования Закона об индексации по отношению к вкладам, внесенным в АКСБ до 01.01.92 г. Часть 2 статьи 5 законопроекта устанавливает критерий, позволяющий по величине остатка денежных средств на счете легко установить, исполняет или не исполняет АКСБ Закон об индексации надлежащим образом. Это главное содержание законопроекта, другие статьи законопроекта выполняют вспомогательные и подчиненные функции.
В законопроекте применена юридическая конструкция, прошедшая правовую экспертизу в Правовом управлении Госдумы РФ. Эта конструкция была разработана в Комитете по делам общественных объединений Госдумы РФ и уже была применена в Федеральном законе" О сертификатах Сберегательного банка СССР, размещение которых производилось Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование проекта Федерального закона "О
вкладах, внесенных в Акционерный коммерческий Сберегательный банк
Российской Федерации в период до 1 января 1992 года"
Законопроект исполняется за счет средств Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ и не влечет дополнительных государственных расходов.
С 21 июня по 31 декабря 1991 года в АК Сбербанк РФ (далее - АКСБ) были внесены вклады на сумму 50 млрд.руб., что с учетом индексации составило бы 150 млрд.руб. на середину 1998 г. (при коэффициенте индексации - 3000). Однако, вследствие движения вкладов после 1991 г. объем долга по сохранившимся вкладам (вклады несуществующие, закрытые вкладчиками, под действие законопроекта не подпадают) должен быть по крайней мере 2 раза меньше, и мы можем исходить из суммы в 75 млрд.руб. для середины 1998 г. Точная оценка коэффициента "рассасывания" вкладов за прошедшие 7 лет АКСБ не производилась, существует лишь экспертная оценка Отделения экономики РАН, содержащаяся в Рекомендациях, направленных Отделением экономки РАН в высшие органы власти РФ (исх.14300-2113 от 09.01.98 г.).
Исполнение законопроекта предполагает выделение из пассивов АКСБ вкладов граждан указанного выше общего объема и сохранение их покупательной способности путем изменения АКСБ процентных ставок с учетом индексов потребительских цен и за счет средств АКСБ.
Общий принцип организации сберегательного дела заключается в исполнении обязательств перед вкладчиками не путем единовременного погашения долга, а путем его обслуживания, то есть поддержания баланса между притоком и оттоком вкладов в этом долге посредством изменения процентных ставок. Для обслуживания выделенного законопроектом долга, обеспечивающего неизменность его реальной величины (покупательной способности), АКСБ должен начислять на вклады процент инфляции и капитализировать его, что не требует от АКСБ никаких расходов. Но для поддержания баланса между притоком и оттоком вкладов АКСБ должен сверх того и уже за счет своих доходов начислять на вклады процент, соответствующий проценту по валютным вкладам (или несколько ниже, поскольку недостаток доходности может компенсироваться особой надежностью АКСБ).
Таким образом, для исполнения законопроекта АКСБ должен за счет своих доходов выплачивать некапитализируемую часть процентов, составляющую около 7% в год, что для 1998 г. составило бы около 5 млрд.руб., а для 1997 и 1996 г.г. - суммы на 20% и на 40% меньшие.
Размер годовой прибыли АКСБ в 1995-97 г.г. регулярно превышал 4 млрд. деноминированных руб., а в 1995 г. превысил даже 14 млрд.руб.
Доход АКСБ за 1997 г. превысил 40 млрд.руб., при этом на выплату процентов АКСБ затратил менее половины этой суммы. То есть недопустимо много, более половины доходов (около 20 млрд.руб.), АКСБ тратил на строительство офисов, зарплаты, премии и т.д.
Таким образом, доходы АКСБ белее чем достаточны для исполнения им законопроекта за счет собственных средств.
Если же АКСБ по каким-то причинам обанкротится, его обязательства по выделенному законопроектом долгу будут на основании ст.9 реструктуризованы Правительством РФ в соответствии с Ф.з. "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" наравне с госдолгом РФ по "дореформенным" сбережения, незначительно его увеличив. Такая возможность, предусмотренная законопроектом, облегчают нагрузку на бюджет в случае осуществлении государством установленной ст.840 ГК РФ субсидиарной ответственности РФ по требованиям вкладчиков к АКСБ о выдаче вкладов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.