Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Сергеевой Е.В., действующей на основании доверенности в интересах Администрации г.о. Тольятти Самарской области на постановление мирового судьи судебного участка N114 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области 15.05.2019г. и решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 11.07.2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении Администрации г.о. Тольятти Самарской области,
установил:
12.03.2019 года главным инспектором Счетной палаты Самарской области в отношении юридического лица - Администрации г.о. Тольятти за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 114 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области от 15.05.2019 года юридическое лицо - Администрация г.о. Тольятти признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 5 процентов суммы средств, полученных из бюджета, использованных не по целевому назначению, что составляет 4000 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 11.07.2019 года постановление мирового судьи от 15.05.2019 года оставлено без изменения.
В надзорной жалобе Сергеева Е.В, действующая в интересах Администрации г.о. Тольятти указывая на отсутствие доказательств виновности юридического лица в данном административном правонарушении, просит отменить состоявшиеся судебные решения за отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона N36-ГД от 06.04.2010г. "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды" финансовые средства, направляемые из областного бюджета на реализацию органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, носят целевое назначение и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные Законом N36-ГД.
Согласно п.1 ст.6 Закона N36-ГД финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в форме субвенций с выделением отдельной строкой и расшифровкой по каждому муниципальному образованию.
Статьями 4,6 Закона N36-ГД, методикой расчета годового норматива финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды, определено, что расходование средств осуществляется на материально - техническое обеспечение и заработную плату должностных лиц, осуществляющих переданные отдельные государственные полномочия.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в период с 26.12.2018г. по 31.01.2019г. при проведении проверки соблюдения условий, целей и порядка использования субвенций, выделенных из областного бюджета бюджету городского округа Тольятти в соответствии с государственной программой Самарской области "Охрана окружающей среды Самарской области на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 года N668, на реализацию отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления на основании Закона Самарской области от 06.04.2010 года N36-ГД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды", в рамках контрольного мероприятия на основании распоряжения председателя Счетной палаты N137 от 25.10.2018г, выявлен факт нецелевого использования средств областного бюджета, предоставленных Администрации г.о. Тольятти на основании соглашения о предоставлении субвенций из областного бюджета бюджету муниципального образования на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды от 09.01.2017г. NООС-11/210-ДГ/1, путем заключения муниципального контракта N 677-дл/2.1 от 23.08.2017г. Администрацией г.о. Тольятти с ГБУ СО "Природоохранный центр" в размере 80 000 рублей, в целях выполнения услуг по аналитическому обеспечению регионального государственного экологического надзора с выдачей протоколов испытаний и экспертных заключений соответствия установленным требованиям санитарно- гигиеническим нормативам и предельно - допустимым концентрациям, то есть Администрация г.о. Тольятти использовала часть средств субвенции не по целевому назначению, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.14 КоАП РФ.
Судебными инстанциями в подтверждение, что Администрацией г..о. Тольятти совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.14 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении N9 от 12.03.2019г. (л.д.5-17); смета расходов, источников финансового обеспечения которых является субвенция на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды по г..о. Тольятти на 2017г, утвержденная мэром г..о. Тольятти (л.д.18); извещения о дате и месте составления протокола об административном правонарушении от 22.02.2019г. и от 06.03.2019г. (л.д.20-21, 23-24); распоряжение председателя Счетной палаты N137 от 25.10.2018г. о проведении контрольного мероприятия "Проверка использования средств областного бюджета, предоставленных министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в 2014-2017г.г. и истекшем периоде 2018 на реализацию государственной программы Самарской области "Охрана окружающей среды Самарской области на 2014-2020г.г." (л.д.34); Акт контрольного мероприятия от 28.12.2018г. (л.д. 35-40); выписка из заключения на пояснения и замечания министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области N27-02-03/662 от 15.01.2019г. (л.д.41- 46); соглашение N ООС-11/210-дг/1 от 09.01.2017г. о предоставлении субвенций из областного бюджета бюджету муниципального образования на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды (л.д.47-52); отчет о расходовании субвенции (л.д.53); платежные поручения N (л.д. 54,55,56,57); муниципальный контракт N 677-дг/2.1 от 23.08.2017г. заключенный между Администрацией г..о.
Тольятти и ГБУ Самарской области "Природоохранный центр" (л.д.58-63); техническое задание (л.д.64-75); перечень и цена единицы услуги по аналитическому обеспечению регионального государственного экологического надзора с выдачей протоколов испытаний и экспертных заключений соответствия установленным требованиям санитарно-гигиеническим нормативам и предельно - допустимым концентрациям (л.д.76-85); Акты сдачи - приемки оказанных услуг от 31.10.2017г. и от 30.11.2017г. (л.д.86-87, 88-89); платежные поручения ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.90,91).
Указанные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности Администрации г.о. Тольятти в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Доводы надзорной жалобы, что привлечение ГБУ СО "Природоохранный центр" с предоставлением услуги по аналитическому обеспечению регионального государственного экологического надзора с выдачей протоколов испытаний и экспертных заключений соответствия установленным требованиям санитарно - гигиеническим нормативам и предельно допустимым концентрациям, которые подготовлены на основании инструментальных замеров отобранных проб с использованием лабораторного оборудования (спектофотометр "ПЭ 5400В", хроматограф "Хроматэк-Кристал 5000", атомно - абсорбционный спектометр ZEEnit 700Р, газоанализатор, концентратомер "КН-2М" и т.д.) являются материально- техническим обеспечением государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды и относятся к иным мероприятиям, направленным на обеспечение функционирования органов местного самоуправления, предусмотренными п.п. 12, 14 Порядка N1270, а также Администрацией г.о. Тольятти в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на согласование предоставлена смета расходов, источником финансового обеспечения которых является субвенция с детальной расшифровкой и с указанием в графе "прочие расходы" расходов на "услуги по отбору проб и проведению лабораторных анализов", которая согласована с Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, и соответственно денежные средства федерального бюджета направлены на целевое использование в соответствии с целями и задачами заключенного Соглашения, не состоятельны.
Согласно п.1.3 Соглашения ООС-11/210-дг/1 от 09.01.2017г, субвенция предоставлялась на основании годового норматива финансовых средств, определенного в соответствии с Методикой расчета годового норматива финансовых средств, прилагаемой к Закону Самарской области от 06.04.2010 года N36-ГД, должна была использоваться либо на материально-техническое обеспечение, либо на заработную плату должностных лиц, осуществляющих переданные отдельные государственные полномочия, а оплата на организационное обеспечение функционирования органов местного самоуправления должна была осуществляться за счет собственных финансовых средств.
Согласно части 1 статьи 4 Закона Самарской области от 06.04.2010 года-N36-ГД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды" органы местного самоуправления имеют право приобретать за счет субвенций имущество, необходимое для материально-технического обеспечения исполнения отдельных государственных полномочий.
Таким образом, материально-технические средства - имущество, необходимое для исполнения отдельных государственных полномочий.
Понятие имущества, необходимого для материально-технического обеспечения исполнения отдельных государственных полномочий, содержится в Порядке от 10.07.2013 года N1270, утвержденном решением Думы г.о. Тольятти Самарской области.
Материально-техническим обеспечением деятельности органов местного самоуправления является комплекс работ и услуг по обеспечению органов местного самоуправления необходимым оборудованием, оргтехникой, транспортом, зданиями, сооружениями и другими материально-техническими средствами, необходимыми для стабильного функционирования, исполнения ими полномочий и должностных обязанностей.
Направление Администрацией г.о. Тольятти субвенции на услуги по аналитическому обеспечению регионального государственного экологического надзора с выдачей протоколов испытаний и экспертных заключений соответствия установленным требованиям санитарно-гигиеническим нормативам и предельно-допустимым концентрациям не является приобретением материально-технических средств.
Приобретение материально-технических средств подтверждается первичным бухгалтерским: документом - товарной накладной (форма N ТОРГ-12 Альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденного Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 года N132), тогда как согласно заключенному Администрацией г.о.Тольятти муниципальному контракту N677-дг/2.1 от 23.08.2017 года оказание услуг по аналитическому обеспечению регионального государственного экологического надзора с выдачей протоколов испытаний и экспертных заключений соответствия установленным требованиям санитарно-гигиеническим нормативам и предельно-допустимым концентрациям подтверждается актом приемки оказанных услуг.
Вышеуказанные услуги по аналитическому обеспечению регионального государственного экологического надзора согласно п.4 главы 1 "Общие положения" Порядка от 10.07.2013 года N1270 относятся к организационному обеспечению деятельности органа местного самоуправления.
Организационным обеспечением деятельности органа местного самоуправления являются действия по подготовке и проведению мероприятий, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления, и также деятельность, направленная на создание полноценных условий для эффективного осуществления органами местного самоуправления своих полномочий.
Услуги по аналитическому обеспечению регионального государственного экологического надзора оказывались в рамках осуществления должностными лицами Администрации государственного экологического надзора в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды. Указанные действия по проведению мероприятий, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления, относятся к организационному обеспечению деятельности органов местного самоуправления, что соответствует пп.12 п. 14 главы 3 "Организационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления" Порядка от 10.07.2013 года N1270, утвержденного решением Думы г.о. Тольятти Самарской области, в котором предусмотрены иные мероприятия, направленные на организационное обеспечение функционирования органов местного самоуправлении.
Согласно п. 1.6 соглашения от 09.01.2017 года NООС-11/210-гд/1 субвенция, указанная в п.1.1 соглашения, расходуется только на материально-техническое и финансовое обеспечение лиц, осуществляющих исполнение переданных государственных полномочий, в связи с чем, расходование средств субвенции на организационное обеспечение функционирования органов местного самоуправления, а также согласование такого расходования со стороны Министерства, является неправомерным, и не может являться подтверждением целевого использования денежных средств.
Исходя из диспозиции статьи 15.14 КоАП РФ, предусмотренный данной нормой закона состав правонарушения является формальным. Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, образует факт направления средств, полученных из бюджета Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением), являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Допустив нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в расходовании средств субвенции на организационное обеспечение функционирования органов местного самоуправления, Администрация г.о. Тольятти совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.14 КоАП РФ.
Доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность правовой оценки доказательств сомнений не вызывает.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировой судья установилвсе фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Администрации г.о. Тольятти состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
Наказание Администрации г.о. Тольятти назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 15.14 КоАП РФ.
Законность и обоснованность вынесенного мировым судьей 15.05.2019г. постановления о привлечении Администрации г.о. Тольятти к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ проверены судьей районного суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, и в решении от 11.07.2019г. дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы на постановление мирового судьи, указаны мотивы, по которым судья районного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных решений не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N114 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области 15.05.2019г. и решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 11.07.2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении Администрации г.о. Тольятти Самарской области, оставить без изменения, а надзорную жалобу Сергеевой Е.В, действующей на основании доверенности в интересах Администрации г.о. Тольятти Самарской области оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.