Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Турумтаевой Г.Я.
судей Александровой Н.А, Якуповой Н.Н.
с участием прокурора Крупновой А.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Киселевой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сулейманова А.А. к Территориальной избирательной комиссии муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты Совета сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан
по апелляционной жалобе представителя Сулейманова А.А. Мулюкова И.Н. на решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 3 сентября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Якуповой Н.Н, объяснения представителя истца Мулюкова И.Н, представителя Территориальной избирательной комиссии муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан Галимовой А.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, Лебедя В.С, согласившегося с решением суда, заключение прокурора Крупновой А.И, полагавшей решение суда законным, судебная коллегия
установила:
Сулейманов А.А. обратился в суд с вышеназванным административным иском к Территориальной избирательной комиссии муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (далее - ТИК муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан) об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты Совета сельского поселения Акбердинский сельский совет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан.
В обоснование административного иска указано, что 19 июля 2019 г. решением ТИК муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан N 992/82-4 кандидатом в депутаты Совета сельского поселения Акбердинский сельский совет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан по одномандатному избирательному округу N 3 зарегистрирован Лебедь В.С. Регистрация данного кандидата подлежит отмене в связи с тем, что количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, недостаточно для регистрации Лебедя В.С. кандидатом в депутаты Совета сельского поселения Акбердинский сельский совет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан по одномандатному избирательному округу N 3.
С учетом изложенного административный истец Сулейманов А.А. просит суд отменить регистрацию кандидата в депутаты Совета сельского поселения Акбердинский сельский совет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан по одномандатному избирательному округу N 3 Лебедя В.С.
Определением суда от 2 сентября 2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан.
Представитель административного истца Мулюков И.Н. требования поддержал по приведенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика ТИК муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан Галимова А.А. просила отказать в удовлетворении требований ввиду их необоснованности.
Заинтересованное лицо Лебедь В.С, прокурор Афанасьев С.А. возражали против удовлетворения иска.
Заинтересованное лицо ЦИК Республики Башкортостан, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Решением Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 3 сентября 2019 г. в удовлетворении административного иска Сулейманова А.А. отказано.
Представителем Сулейманова А.А. Мулюковым И.Н. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения - об удовлетворении заявленных требований. В жалобе поддерживается позиция административного истца, изложенная в суде первой инстанции.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся представителей, заключение прокурора, признав возможным в соответствии с требованиями норм КАС РФ рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, проверив решение суда в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется по правилам, установленным главой 24 КАС РФ.
Частью 2 ст. 32 Конституции РФ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п.п. 2, 2.2, 3 и 3.1 ст. 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
Исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата установлен п. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ, в качестве которых федеральный законодатель предусмотрел в том числе: - недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (пп. "д").
Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного п. 17 ст. 38 названного закона (ч. 1 ст. 34 Федерального закона N 67-ФЗ).
В соответствии с ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, Сулейманов А.А. и Лебедь В.С. являются зарегистрированными кандидатами в депутаты Совета сельского поселения Акбердинский сельский совет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан по одномандатному избирательному округу N 3.
Таким образом, Сулейманов А.А. имеет законодательно закрепленное право на оспаривание регистрации кандидата в депутаты Лебедя В.С.
Решением ТИК муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 19 июня 2019 г. N 644/71-4 утверждена рабочая группа по приему и проверке документов, представляемых избирательными объединениями, кандидатами на выдвижение и регистрацию при проведении выборов в депутаты Советы сельских поселений муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан 8 сентября 2019 г.
Согласно ч. 4 и 5 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.
Административный истец обратился с данным административным исковым заявлением в суд 26 июля 2019 г, в связи с чем суд пришел к правильному выводу, что установленный законом срок на его подачу стороной не нарушен.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пп. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В силу п. 1 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с п. 10 ст. 16 данного Федерального закона, за исключением случая, предусмотренного п. 1.1 настоящей статьи, но не может составлять менее 10 подписей.
В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ утверждена форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложению 8 к данному Федеральному закону.
В соответствии с п. 11 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в пп. 5 ст. 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номере дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно. Если избиратель, участник референдума является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись.
Аналогичные положения содержатся в ч. 6 ст. 92; п. 5 ч. 6, п. 8 ч. 8 ст. 51; ч. 10 ст. 47 Кодекса Республики Башкортостан "О выборах".
По мнению административного истца в подписном листе Лебедя В.С. выявлены нарушения, а именно п. 2, 7 графы "Дата внесения и подписи" подпись внесена одним и тем же лицом (один и тот же почерк), в п. 1, 5,6, 11, 12 в графе "Дата внесения подписи" подпись внесена одним и тем же лицом (один и тот же почерк), п. 4, 13 графы "Дата внесения и подписи" подпись внесена одним и тем же лицом (один и тот же почерк), из представленных кандидатом 14 подписей избирателей недействительными являются 9.
Судом установлено, что Лебедь В.С. наряду с другими документами, необходимыми для решения вопроса о регистрации кандидата, представил собранные в поддержку самовыдвижения 14 подписей избирателей на 1 подписном листе, которые после проверки рабочей группой ТИК признаны действительными.
ТИК муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, рассматривая вопрос о регистрации кандидата Лебедя В.С, после обсуждения результатов проверки подписей избирателей рабочей группой, приняла решение о регистрации кандидата.
Согласно п. 6.1 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах.
В силу п. 6.3 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей.
Из содержания пп. "е" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ следует, что недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с п. 3 настоящей статьи. Аналогичные правила содержатся в п. 6 ч. 9 ст. 49 Кодекса Республики Башкортостан "О выборах".
По смыслу предписаний п. 3 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ, устанавливающих право избирательной комиссии привлекать к проверке подписных листов членов нижестоящих комиссий, экспертов из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов, избирательная комиссия обязана привлечь эксперта к проверке подписных листов в случае возникновения сомнений в достоверности и действительности подписей избирателей.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, у членов рабочей группы не возникало сомнений в достоверности подписей избирателей в подписных листах.
Таким образом, суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к правильному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для регистрации кандидата Лебедя В.С. и законности оспариваемого административным истцом решения территориальной избирательной комиссии.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, подтвержденными письменными доказательствами, правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также норм процессуального права.
В материалах дела отсутствуют доказательства, которые могли бы поставить под сомнение достоверность указанных в подписном листе сведений, не приведены они и в апелляционной жалобе.
В этой связи доводы административного истца о наличии оснований для отказа в регистрации Лебедя В.С. кандидатом в депутаты по п. 5 ч. 6 ст. 51 и п. 4 ч. 9 ст. 49 Кодекса Республики Башкортостан "О выборах", ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ несостоятельны.
Отклоняя доводы административного истца о наличии оснований для привлечения эксперта, что не было сделано избирательной комиссией и по его мнению, свидетельствует о ненадлежащей проверке подписных листов кандидата Лебедя В.С, повлекшей его незаконную регистрацию кандидатом в депутаты, судом первой инстанции правомерно указано, что экспертное исследование предполагает получение таких фактических данных, которые не были известны ранее и которые иным способом или процессуальными средствами установить невозможно.
Ходатайства о привлечении эксперта и проведении по делу почерковедческой экспертизы разрешены судом первой инстанции в соответствии с нормами процессуального права, мотивы отказа в удовлетворении которых приведены в протоколе судебного заседания и решении суда, не согласиться с которыми у судебной коллегии оснований не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для удовлетворения ходатайства представителя истца об исследовании подписей избирателей посредством проведения судебной почерковедческой экспертизы не имеется, поскольку Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, не распространяется.
С учетом изложенного утверждение административного истца о ненадлежащей проверке подписных листов и наличии оснований для признания подписей избирателей, содержащихся в них, недействительными и (или) недостоверными основано на предположениях, следовательно, правильно отклонено судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 61 КАС РФ обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Не находя оснований для удовлетворения заявления Сулейманова А.А, суд первой инстанции правильно сослался на то, что в судебном заседании не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность предъявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам административного истца, заявлявшимся в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения и изучения и не нашли своего подтверждения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установилправильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 307 - 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан
определила:
решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 3 сентября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Сулейманова А.А. Мулюкова И.Н. без удовлетворения.
Председательствующий Г.Я. Турумтаева
Судьи Н.А. Александрова
Н.Н. Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.