Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе"
Подготовка новой редакции Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", принятого в 1993 г., вызвана следующими обстоятельствами:
1. В течение 1993-1998 гг. в правовой системе Российской Федерации произошли серьезные изменения, которые должны быть учтены в таможенном законодательстве. В частности, с 1995 года Правительством Российской Федерации не выполняется Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", требующий представления на утверждение в Федеральное Собрание Российской Федерации ставок таможенных пошлин и пределов их возможного изменения (статья 24 пункт 7 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"). Сложившаяся ситуация требует прямого включения в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" нормы, устанавливающей порядок утверждения и изменения таможенного тарифа;
2. Действующий Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" не смог обеспечить стабильных условий развития внешней торговли. Частые изменения ставок таможенных пошлин и правил применения таможенного тарифа не только дезорганизуют внешнюю торговлю России, но и отрицательно сказываются на привлекательность нашей страны для производственного инвестирования.
Таможенный тариф объединяет, по существу, около 10 тысяч налоговых ставок (пошлин), небольшое изменение каждой из которых может стать причиной мгновенного разорения одних компаний и процветания других. Соответственно, очевидна необходимость гласного, публичного и основанного на стабильных правилах подхода к установлению таможенного тарифа, который может обеспечить только законодательная процедура.
3. В действующем Законе не могли быть отражены правовые стандарты и положения Всемирной торговой организации, начавшей действовать в январе 1995 г. Их применяют более 130 государств мира. Стандарты и положения ВТО представляют собой обобщение мировой практики, которая должна быть достаточно точно учтена в Законе безотносительно к членству России в ВТО.
Вместе с тем, уже более года в ВТО находятся предложения российской стороны о связывании (практически - фиксации) ставок таможенных пошлин по 96 процентам номенклатуры таможенного тарифа. Другими словами, обезличенным чиновником в результате негласной процедуры задан уровень ставок таможенного обложения, определяющих четвертую часть доходов федерального бюджета и предельно допустимую степень защиты отраслей и производств национальной экономики, который с момента вступления России в ВТО не сможет быть изменен никаким национальным законом. Очевидна необходимость гласного и публичного подхода к формированию подобных международных обязательств Российской Федерации;
4. В действующем Законе недостаточно развиты положения по защите экономики России от материального ущерба, наносимого недобросовестной конкуренцией иностранных товаропроизводителей, практика его применения выявила опасную несбалансированность прав и обязанностей таможенных органов и лиц, занимающихся внешнеторговой предпринимательской деятельностью. Закон не создал достаточной правовой основы для использования таможенного тарифа в качестве инструмента внешнеторговой политики, обеспечивающего экономическую безопасность России, защиту ключевых отраслей национальной экономики и содействующего необходимым структурным преобразованиям в промышленности, в нем отсутствуют правовые положения, устанавливающие методологические основы расчета ставок пошлин и развития товарной номенклатуры таможенного тарифа.
На исправление указанных недостатков действующего Закона и направлен вносимый законопроект.
Принципиальные изменения, вносимые в закон Российской Федерации
"О таможенном тарифе"
Законопроект содержит два положения, принципиально изменяющих порядок и принципы установления таможенного тарифа и таможенных льгот:
1. Законопроектом предусмотрено расширение возможностей исполнительной власти по реагированию на недобросовестную конференцию иностранных товаропроизводителей на внутреннем рынке России. Тем самым усиливается роль Правительства Российской Федерации в использовании оперативных методов тарифного регулирования - применения сезонных, специальных, компенсационных и антидемпинговых пошлин, тарифных квот и преференций, разрешенных Генеральным Соглашением о тарифах и торговле и правилами Всемирной торговой организации.
В то же время, в отличаю от установленного действующим Законом порядка, по которому "Ставки ввозных таможенных пошлин в пределах, установленных настоящим Законом, определяются Правительство Российской Федерации" (ст.3. п.2) законопроектом устанавливается, что изменения ставок таможенных пошлин, дополнительное их включение и исключение из таможенного тарифа осуществляется федеральными законами об изменениях и дополнениях в настоящий Федеральный закон на основании представления Правительства, которое вносится в Государственную Думу, как правило не чаще, чем один раз в год. Таможенный тариф Российской Федерации прилагается к настоящему Федеральному закону и является неотъемлемой его частью (ст.1 п.3. ст.3 пп.1 и 3).
Вместе с тем Правительству РФ предоставляется право изменять ставки таможенных пошлин в 20-процентном диапазоне от утвержденных законом базовых ставок, что полностью удовлетворяет объективные потребности в оперативном регулировании пошлин.
Таким образом, предлагается передать функции утверждения базовых тарифных ставок и номенклатуры Таможенного тарифа Федеральному Собранию с ограничением частоты их пересмотра. Тем самым, осуществляется шаг в направлении создания стабильной и предсказуемой системы таможенного тарифа в полной аналогии с мерами по совершенствованию отечественного налогового законодательства и в соответствии с международной практикой.
Так, законами о внешней торговле Соединенных Штатов Америки устанавливаются пределы (как правило - несколько процентов), в которых Президент США может своей властью в ходе торговых переговоров изменять ставки таможенных пошлин, утвержденные Конгрессом США, т.е. законодательно. В частности, это означает, что нет необходимости ежегодно рассматривать тысячи ставок таможенного тарифа. Достаточно один раз утвердить Таможенный тариф в целом, в дальнейшем принимая лишь поправки к нему, касающиеся уровня отдельных базовых ставок пошлин (практически - не более двух-трех сотен в год), а также пределов полномочий Правительства РФ по оперативному изменению таможенных пошлин.
2. Статья 34 действующего Закона содержит противоречивую формулу, одновременно утверждая, что тарифные льготы устанавливаются настоящим Законом и, что тарифные льготы предоставляются исключительно по решению Правительства.
Дополнительную неопределенность вопросу о таможенных льготах придает нерасшифрованность понятия индивидуального характера льготы.
Как следствие, "пробиваемое" по разнообразным каналам предоставление таможенных льгот на индивидуальной основе в последние годы приобрело не только массовый, но и чрезвычайно скандальный характер, а в экономической жизни страны возникли своеобразные циклы, выражающиеся в периодических громких кампаниях по отмене льгот с последующим их стремительным возрождением.
Статьей 38 представляемого законопроекта устанавливается, что применение индивидуальных таможенных льгот для отдельных лиц (групп лиц), товаров и транспортных средств запрещается, за исключением случаев, указанных в содержащемся в статье перечне.
Таким образом, законопроект предусматривает, что освобождение от уплаты таможенных пошлин может осуществляться только в отношении лиц и товаров, подпадающих под утверждаемый Законом закрытый перечень.
Основные методологические и редакционные изменения, вносимые в закон
Российской Федерации "О таможенном тарифе"
1. Основные понятия, используемые в Законе (ст.2), приведены в соответствие со стандартами и нормами ГАТТ/ВТО и Киотской конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур, в частности, в отношении понятий таможенной территории, таможенной пошлины, таможенного тарифа, тарифных квот, таможенной стоимости товара, взаимозависимых лиц и др.
Необходимо специально отметить, что в определение таможенной территории (ст.2, п.4) введено положение о запрете каких-либо ограничений на перемещение товаров, транспортных средств, валютных ценностей в пределах таможенной территории Российской Федерации, что должно содействовать сохранению единого экономического и правового пространства в стране и является одним из важнейших требований ВТО (единство таможенной территории).
2. В соответствие с Соглашением об интерпретации статьи VII ГАТТ приведены положения, касающиеся определения таможенной стоимости товара, содержащиеся в разделе V (статьи 17-24) законопроекта. То же относится и к разделу III "Особые виды пошлин".
При этом, в частности, предусматривается право декларанта получить от таможенных властей письменное заявление об основаниях непризнания декларированной таможенной стоимости (ст.17, п.6), а также право декларанта получить товар под гарантию в форме депозита в случае разногласий с определением таможенной стоимости (ст.27).
3. Статья 6 содержит важное техническое дополнение о том, что пошлина рассчитывается и взимается по ставке, действующей на момент подачи таможенной декларации.
4. Законопроект (ст.4) перечисляет критерии расчета ставок таможенных пошлин и формирования товарной номенклатуры таможенного тарифа, на базе которых могут быть разработаны развернутые практические методики. Введение этих достаточно общих положений в текст законопроекта имеет целью поставить дополнительный барьер произвольным и субъективным действиям в сфере таможенного обложения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.