Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98097556-2 "О ратификации Дополнительного протокола к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Протокола об ослепляющем лазерном оружии (Протокола IV))"
Досье на проект федерального закона
Протокол об ослепляющем лазерном оружии был принят осенью 1995 года в Вене на Конференции по рассмотрению действия Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.
Протокол - важный элемент международного гуманитарного права, предотвращающий новые формы страдания военного персонала и гражданского населения в случае возникновения боевых действий. Он запрещает применение государствами участниками лазерного оружия, специально предназначенного для ослепления людей и вызывающего постоянную слепоту, а также передачу этого оружия как государственным, так и негосударственным образованиям. Тем самым предотвращается возможность попадания данного вида оружия в руки тех, кто мог бы его использовать не только в военных, но и террористических либо иных криминальных целях.
Протокол также предусматривает, что государства-участники будут использовать все возможные меры предосторожности, с тем чтобы избежать причинения постоянной слепоты посредством правомерного использования других лазерных систем, например, лазерных дальномеров и средств наведения.
В то же время Протокол не запрещает разрабатывать, производить, накапливать и совершенствовать военную технику любого вида и назначения, в которой используются лазеры.
В июле 1998 года Протокол вступил в силу, так как его уже ратифицировало необходимое количество государств - 20. Среди них Австралия, Германия, Греция, Дания, Испания, Канада, Швеция и Япония. По имеющейся информации, ведется подготовка к ратификации Протокола в США.
Ратификация Протокола лежит в русле гуманитарной инициативы, выдвинутой Российской Федерацией 31 августа 1993 года. Вступление данного документа в силу позволит впервые в международной практике поставить заслон на пути применения и распространения качественно нового вида лазерного оружия неизбирательного действия, специально предназначенного для ослепления людей, еще до начала его широкомасштабной разработки и принятия на вооружение, послужит идее гуманизации боевых действий. Применение ослепляющего лазерного оружия могло бы привести к появлению большого количества инвалидов с необратимой потерей зрения и как следствие - социальной проблемы для всего общества.
Протокол не содержит правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Россия в результате выполнения Протокола IV не понесет значительных дополнительных финансовых расходов из средств федерального бюджета, поскольку, в отличие от некоторых западных стран, она не разрабатывала и не производила лазерное оружие, специально предназначенное для ослепления личного состава.
В то же время в соответствии с требованиями Протокола на утилизацию имеющихся устаревших лазерных приборов, а также корректировку конструкторской и эксплуатационной документации и модернизацию комплексов, состоящих на вооружении, может потребоваться до 42 млн.рублей. Финансирование этих мероприятий можно было бы провести в плановом порядке, не требующем немедленного выделения указанных средств.
В связи с тем, что Протокол касается вопросов разоружения и международного контроля над вооружениями, в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", он подлежит ратификации.
Протокол, запрещая необратимое ослепление личного состава вооруженных сил, в то же время не снижает боевых возможностей, состоящих на вооружении Вооруженных Сил Российской Федерации средств поражения, так как не ограничивает применение лазеров в качестве средств наведения, борьбы с оптикой противника и т.д.
Ратификация Протокола об ослепляющем лазерном оружии отвечает нашим интересам, так как позволит России стать полноправным участником этого международного договора и активно отстаивать свои позиции на Конференции по разоружению в случае внесения каким-либо из государств-участников неприемлемых для нас поправок к данному документу.
С СВР (В.И.Трубников) согласовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.