Проект федерального закона N 97700202-2
"О телевизионном вещании и радиовещании"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
(с поправками в тексте, внесенными на второе чтение)
Глава I. Общие положения
Глава II. Организация телевизионного вещания и радиовещания
Глава III. Вещатели
Глава IV. Лицензирование деятельности в области
телевизионного вещания и радиовещания
Глава V. Телевизионное вещание и радиовещание
без лицензии на вещание
Глава VI. Заключительные положения
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования и применение настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации.
2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на деятельность вещателей, зарегистрированных в Российской Федерации, а также на вещателей и производителей теле- и радиопродукции, созданных за пределами Российской Федерации, в части содержания распространяемой ими теле- и радиопродукции посредством телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации.
3. Правила, установленные настоящим Федеральным законом для осуществления телевизионного вещания и радиовещания с использованием радиочастот, действуют и при осуществлении телевизионного и радиовещания с использованием кабельной или проводной сети, если федеральным законом не установлено иное.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
телевизионное вещание и радиовещание - распространение с использованием электромагнитных волн. осуществляемое в открытой или закодированной форме, телепрограмм, радиопрограмм и дополнительной информации, предназначенных для индивидуального приема неограниченным кругом лиц;
теле- и радиопрограмма - совокупность телепередач или радиопередач. имеющая постоянное название, выходящая в свет (эфир) не реже одного раза в год и зарегистрированная в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
теле- и радиовещательный сигнал - электромагнитная волна, характеристики которой могут меняться для передачи теле- или радиопрограмм и дополнительной информации;
дополнительная информация - буквенная, цифровая, графическая, звуковая и иная информация, содержание которой не связано с содержанием основных теле- или радиопрограмм, передаваемая в составе теле- или радиовещательного сигнала;
теле- и радиопередача - совокупность сообщений и иных материалов, подготовленная и предназначенная для телевизионного вещания или радиовещания, и являющаяся отдельной, законченной в организационном и тематическом отношении частью телепрограммы или радиопрограммы;
лицензия на вещание - разрешение (право) на осуществление телевизионного вещания, радиовещания или вещания дополнительной информации при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом вещателю;
сетка вещания - документ, составляемый вещателем, содержащий перечень, последовательность, наименование, время выхода в эфир теле- или радиопрограмм, теле- или радиопередач, реализующий основные направления эфирной политики вещателя на конкретный период без подробной детализации;
вещатель - юридическое лицо, независимо от формы собственности, или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющее телевизионное вещание и (или) радиовещание на основании лицензии на вещание;
государственный вещатель - вещатель, имеющий статус юридического лица, имущество которого находится в собственности Российской Федерации или в собственности субъекта Российской Федерации;
общероссийский вещатель - вещатель, осуществляющий телевизионное вещание и (или) радиовещание в зоне обслуживания, захватывающей территории более половины субъектов Российской Федерации и более половины административно-территориальных единиц в соответствующих субъектах Российской Федерации и обслуживающий большинство населения, проживающего на этих территориях;
региональный вещатель - вещатель, осуществляющий телевизионное вещание и (или) радиовещание в зоне обслуживания, захватывающей территории от двух до половины субъектов Российской Федерации и обслуживающий большинство населения, проживающего на этих территориях;
территориальный вещатель - вещатель, осуществляющий телевизионное вещание и (или) радиовещание в зоне обслуживания на территории одного субъекта Российской Федерации;
ретрансляция - прием и одновременная, независимо от используемых технических средств, полная и неизменяемая передача теле- или радиопрограмм, теле- или радиопередач, передаваемых вещателем, для неограниченного круга лиц;
индивидуальный прием - непосредственный прием населением от передающих устройств теле- и (или) радиопрограмм, теле- и (или) радиопередач бытовыми приемными устройствами без права последующей ретрансляции;
производитель теле- и радиопродукции - физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство (создание, изготовление) теле- и (или) радиопрограмм, теле- и (или) радиопередач, предназначенных для телевизионного вещания или радиовещания;
зона обслуживания - территория, в пределах которой условия индивидуального приема соответствуют требованиям государственных технических стандартов и норм;
перечень частот телевизионного вещания и радиовещания - документ, содержащий частоты, выделенные соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти для целей телевизионного вещания и радиовещания;
сеть телевизионного вещания или радиовещания - определенные лицензией на вещание радиочастоты, каналы кабельных и проводных сетей, используемые вещателем для распространения теле- или радиопродукции,
контрольная фонограмма (видеофонограмма) - фонограмма (видеофонограмма), записанная с выхода технических средств вещателя, содержащая сигналы вышедшей в эфир теле- или радиопрограммы или дополнительной информации, а также сигналы даты и времени, и предназначенная для контроля вышедших в эфир программ и передач;
трансграничное телевизионное вещание и радиовещание - телевизионное вещание и радиовещание, при котором зона обслуживания включает в себя территорию другого государства или государств.
Статья 3. Цели настоящего Федерального закона
Целями настоящего Федерального закона являются:
реализация конституционного права на свободу массовой информации;
обеспечение правовой основы организации и деятельности вещателя;
обеспечение посредством телевизионного вещания и радиовещания объективности и полноты информации обо всех сторонах жизни общества, Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
реализация государственной политики в области телевизионного вещания и радиовещания;
создание условий для рационального использования естественно ограниченного ресурса частот, выделенных для целей телевизионного вещания и радиовещания;
установление особенностей лицензирования телевизионного вещания и радиовещания;
обеспечение посредством телевизионного вещания и радиовещания духовного и эстетического развития общества, сохранения и распространения традиций отечественной культуры;
создание посредством телевизионного вещания и радиовещания необходимых условий для сохранения культуры народов, проживающих на территории Российской Федерации;
осуществление телевизионного вещания и радиовещания преимущественно отечественных теле- и радиопрограмм;
защита потребителей теле- и радиопродукции от теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач низкого технического качества.
Статья 4. Законодательство Российской Федерации о телевизионном вещании и радиовещании
Законодательство Российской Федерации о телевизионном вещании и радиовещании основывается на Конституции Российской Федерации, законе о средствах массовой информации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Статья 5. Свобода телевизионного вещания и радиовещания
1. В Российской Федерации свобода массовой информации гарантируется Конституцией Российской Федерации.
2. Телевизионное вещание и радиовещание в Российской Федерации осуществляется свободно и не подлежит ограничениям, за исключением случаев предусмотренных Конституцией Российской Федерации, настоящим и иными федеральными законами.
В интересах безопасности государства, сохранения его территориальной целостности, общественного согласия, в целях предотвращения массовых беспорядков и преступлений, защиты здоровья, нравственности, репутации и прав граждан, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально и охраняемой в соответствии с федеральным законом, обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия, телевизионное вещание и радиовещание в особых случаях, предусмотренных федеральным законом, ограничивается.
3. Государство способствует развитию телевизионного вещания и радиовещания в целях удовлетворения разнообразных информационных потребностей общества, сохранения и укрепления безопасности государства, общественного согласия, прав и свобод граждан, развития образования и культуры, утверждения законности и общественной морали, здорового образа жизни и укрепления семьи.
4. В области телевизионного вещания и радиовещания не допускаются цензура и создание организационных структур, в обязанности которых входит осуществление цензорских функций.
5. Распространение вещателем информации, которая влечет или может повлечь массовые беспорядки, панику, мародерство, повреждение или уничтожение собственности, угрозу жизни и здоровью людей или животных, распространения эпидемий или эпизоотий, а также иных тяжких последствий, запрещается. Распространение вещателем информации, которая может предотвратить указанные действия, является его обязанностью.
Глава II. Организация телевизионного вещания и радиовещания
Статья 6. Порядок осуществления телевизионного вещания и радиовещания
1. Телевизионное вещание и радиовещание в Российской Федерации осуществляется на основании лицензии на вещание, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. Частоты, выделенные для телевизионного вещания и радиовещания, являются общественным достоянием, контроль за использованием которого осуществляет государство. Указанные частоты предоставляются вещателю для использования в целях телевизионного вещания и радиовещания в установленном федеральным законом порядке.
Техническое обеспечение реализации права вещателя на телевизионное вещание и радиовещание, с использованием выделенных частот, осуществляется оператором связи, действующим на основании лицензии на осуществление деятельности в области связи, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Вещателем, действующим на основании лицензии на вещание, и оператором связи, действующим на основании лицензии на осуществление деятельности в области связи, может быть один и тот же субъект.
Статья 7. Производство теле- и радиопродукции
1. Производство теле- и радиопродукции, в том числе дополнительной информации, осуществляется производителями теле- и радиопродукции или самостоятельно вещателем.
2. Отношения, возникающие между производителями теле- и радиопродукции и вещателем регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах.
Статья 8. Деятельность вещателей в области распространения культуры и образования
1. Вещатели способствуют развитию культуры и образования в Российской Федерации.
Государство посредством лицензионной и иной политики содействует созданию теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, направленных на повышение культурного, эстетического, нравственного и образовательного уровня общества и приобщение граждан к духовному богатству отечественной и мировой культуры, формирование у них творческих начал и художественного вкуса.
2. Доля отечественных теле- и радиопередач, распространяемых по каждой сети телевизионного вещания или радиовещания общероссийского государственного вещателя не может быть менее двух третей суммарного еженедельного времени вещания без учета времени вещания спортивных и научно-популярных теле- и радиопередач.
Под отечественными теле- и радиопередачами для целей настоящего Федерального закона понимаются теле- или радиопередачи, об образе жизни, быте, национальных, культурных и исторических традициях народов, населяющих Российскую Федерацию.
Статья 9. Основные условия телевизионного вещания и радиовещания
1. Вещатель осуществляет распространение теле- и радиопрограмм, зарегистрированных в качестве средств массовой информации.
2. Телевизионное вещание и радиовещание осуществляется вещателем посредством использования технических средств связи, находящихся в его собственности, либо используемых им на иных законных основаниях.
3. При распространении вещателем теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, ссылка на производителя этих теле- и радиопрограмм и теле- и радиопередач обязательна.
4. Ретрансляция теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач допускается только на основании договора, заключенного между вещателем и организацией, осуществляющей ретрансляцию.
Статья 10. Распространение официальных сообщений
Порядок распространения вещателем официальных сообщений федеральных органов государственной власти, органов государственной масти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в том числе сообщений экстренного характера, устанавливается федеральным законом.
Статья 11. Распространение предвыборных материалов
Порядок распространения вещателями предвыборных материалов устанавливаются законодательством о выборах Российской Федерации и законодательством о выборах субъектов Российской Федерации.
Статья 12. Информация о возрастных ограничениях
1. В целях защиты нравственности граждан, охраны интересов несовершеннолетних, федеральный орган исполнительной власти в области телевизионного вещания и радиовещания для теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, телевизионное вещание и радиовещание которых осуществляется без кодирования, устанавливает обязательную градацию программ и передач по возрастным категориям, влекущую за собой выполнение вещателем соответствующих требований.
2. Объявление о теле- и радиопрограммах, теле- и радиопередачах, получивших ограничение на просмотр или прослушивание для определенных возрастных категорий, должно осуществляться перед началом показа или прослушивания таких программ и передач. При анонсировании таких программ и передач обязательно указание о градации просмотра или прослушивания, которое также включается в анонсы.
3. В течение всей теле- и радиопрограммы, теле- и радиопередачи, получивших ограничения на просмотр или прослушивание для определенных возрастных категорий, должен присутствовать установленный федеральным органом исполнительной власти в области телевизионного вещания и радиовещания символ, надпись или иные, предупреждающие о характере программы или передачи, сообщения.
Статья 13. Обязанности вещателя
1. Вещатели обязаны:
обеспечивать беспристрастность и объективность в изложении новостей и информации о текущих событиях, путем ограничения информации от комментариев;
представлять различные точки зрения по тому или иному вопросу для обеспечения сбалансированности мнений;
не допускать распространения теле- и радиопередач, изображающих сцены насилия таким образом, что это выражает прославление или безобидность такого насилия;
не разглашать данные предварительного следствия, без письменного разрешения прокурора, следователя или лица, производящего дознание;
не разглашать информацию о частной жизни лица, его персональных данных без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
не разглашать иную информацию, ограничения на распространение которой установлены федеральным законом;
обеспечивать вещание в объеме не менее минимального уровня вещательного обслуживания, устанавливаемого федеральным органом исполнительной власти в области телевизионного вещания и радиовещания;
соблюдать государственные технические стандарты в области телевизионного вещания и радиовещания.
2. Вещатели, взимающие плату за свои теле- и (или) радиопрограммы:
обязаны предупреждать телезрителей и радиослушателей о платности теле- и радиопрограмм;
не вправе существенным образом менять характер и объем вещания без предварительного (не менее чем за два месяца) оповещения телезрителей и радиослушателей о таком изменении в своих передачах;
не вправе в одностороннем порядке увеличивать размер платы за теле- и (или) радиопрограммы до истечения срока договора, если иное не предусмотрено договором.
Статья 14. Получение теле- и радиопродукции
1. Потребители теле- и радиопродукции вправе свободно принимать теле- и радиопрограммы, теле- и радиопередачи и дополнительную информацию, в том числе и со спутников, бесплатно или за плату как с использованием дополнительных декодирующих устройств, так и по открытым сетям телевизионного вещания и радиовещания.
2. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, создают необходимые условия и принимают меры для гарантированного получения без дополнительных декодирующих устройств на территории каждого субъекта Российской Федерации теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, распространяемых не менее чем одним общероссийским государственным вещателем и теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, распространяемых не менее, чем одним территориальным государственным вещателем.
3. При организации телевизионного вещания и радиовещания с использованием кабельной или проводной сети, не должно ограничиваться право потребителей теле- и радиопродукции на получение теле- и (или) радиопрограмм, распространяемых с использованием радиочастот, в областях совпадения соответствующих зон обслуживания.
4. Федеральный орган исполнительной власти в области телевизионного вещания и радиовещания формирует по согласованию с общественными объединениями инвалидов перечень телепрограмм и телепередач, которые при осуществлении телевизионного вещания должны сопровождаться субтитрами в открытой форме для показа лицам с нарушениями слуха.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают необходимые условия и принимают меры для гарантированного получения на всей территории Российской Федерации подготовленных государственным вещателем телепрограмм, телепередач в сопровождении субтитров или сурдоперевода для лиц с нарушениями слуха.
Статья 15. Хранение материалов телевизионного вещания и радиовещания
1. Вещатель обязан обеспечить запись контрольных фонограмм (видеофонограмм) всех распространяемых им теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, и обеспечить их хранение в течение месяца после выхода в эфир.
2. Вещатель обязан вести по установленной форме журнал регистрации теле- и (или) радиопрограмм, теле- и (или) радиопередач, в котором фиксируются тема (название), краткое содержание, дата и время выхода в эфир, хронометраж, фамилии авторов и исполнителей.
Срок хранения журнала регистрации теле- и (или) радиопрограмм, теле- и (или) радиопередач не менее чем один год с даты последней записи.
3. По истечении установленного пунктом 1 настоящей статьи срока контрольные фонограммы (видеофонограммы) теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач могут быть уничтожены, если в течение указанного срока вещателю не поступили заявления, оспаривающие правомерность вышедших в эфир теле- или радиопрограмм, теле- или радиопередач или требований об опровержении, либо в течение этого срока в суде не начато производство по делу о качестве или содержании вышедших в эфир теле- или радиопрограмм, теле- или радиопередач. В этом случае указанные фонограммы (видеофонограммы) теле- или радиопрограмм, теле- или радиопередач уничтожаются после разрешения спора в установленном законом порядке.
Статья 16. Деятельность в области связи для целей телевизионного вещания и радиовещания
1. Юридическим и физическим лицам, владеющим на праве собственности или на иных законных основаниях средствами связи, используемыми для целей телевизионного вещания и радиовещания, либо имеющим намерение приобрести в собственность средства связи для целей телевизионного вещания и радиовещания, федеральный орган исполнительной власти в области связи в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет:
присвоение радиочастот телевизионного вещания и радиовещания, используемых и планируемых для целей телевизионного вещания и радиовещания;
оформление лицензий на осуществление деятельности в области связи для целей телевизионного вещания и радиовещания и других документов, необходимых для осуществления такой деятельности.
2. Организации связи, действующие в области телевизионного вещания и радиовещания и включенные в реестр субъектов естественных монополий в области связи, предоставляют услуги по распространению теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач вещателей на основе тарифов, устанавливаемых или регулируемых уполномоченным на то государственным органом в порядке, установленным федеральным законом.
Статья 17. Спонсорская и благотворительная деятельность в области телевизионного вещания и радиовещания
1. Спонсорская деятельность в области телевизионного вещания и радиовещания должна отвечать следующим условиям и требованиям:
спонсор не вправе вмешиваться в программную политику вещателя, в содержание спонсируемой им теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи или устанавливать время и сроки выхода ее в эфир;
спонсируемая теле- или радиопрограмма, теле- или радиопередача должна содержать четкие и понятные сообщающие об этом титры, символы, надписи или объявления, передаваемые в начале и (или) в конце программы или передачи;
для государственного вещателя допускается спонсорство только в части производства и распространения спортивных и культурно-просветительских программ и передач и иных программ и передач на социальные темы.
2. Осуществление спонсорской деятельности запрещается:
производителям, основным видом деятельности которых является производство товаров, работ и услуг, реклама которых запрещена федеральным законом;
общественным объединениям, религиозным организациям, если спонсорская помощь направлена на формирование общественного мнения в интересах спонсора.
3. Благотворительная деятельность в области телевизионного вещания и радиовещания осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности.
Распространение вещателем сведении о производимых благотворителем товарах, работах и услугах не допускается.
4. Запрещается благотворительная и спонсорская деятельность в отношении информационно-политических теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач.
5. В соответствии с федеральными законами федеральный орган исполнительной власти в области телевизионного вещания и радиовещания вправе детально разрабатывать и предъявлять требования к субъектам спонсорской деятельности.
Благотворительное финансирование и спонсирование государственных вещателей допускается в порядке и на условиях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в области телевизионного вещания и радиовещания, с обязательным ежегодным обнародованием сведений об объемах и субъектах спонсорской деятельности в отношении государственных вещателей.
6. Общественные советы государственных вещателей и вещателей, образованных с участием государство, вправе получать от упомянутых вещателей информацию о спонсорах и условиях предоставления спонсорской помощи, если она не относится к информации, доступ к которой ограничен законом.
Статья 18. Продукция для государственных нужд.
1. Любой вещатель и производитель теле- и радиопродукции независимо от формы собственности имеет право на выполнение государственного заказа на производство и распространение теле- и радиопродукции. Государственным заказчиком выступает федеральный орган исполнительной власти в области телевизионного вещания и радиовещания.
Государственные заказы на производство и распространение теле- и радиопродукции для федеральных государственных нужд размещаются на конкурсной основе.
Порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе государственных заказов на производство и распространение теле- и радиопродукции для федеральных государственных нужд, устанавливается федеральным законом.
Порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе государственных заказов на производство и распространение теле- и радиопродукции для государственных нужд субъектов Российской Федерации, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Оплата теле- или радиопродукции для федеральных государственных нужд производится за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей.
3. Федеральный орган исполнительной власти в области телевизионного вещания и радиовещания формирует перечень программ и передач, прежде всего, для детей и юношества, лиц с нарушениями слуха, а также справочных, учебных и образовательных, производство и распространение которых должно осуществляться в целях реализации соответствующих федеральных целевых программ, разрабатываемых Правительством Российской Федерации.
Статья 19. Контроль вышедших в эфир теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач
Лицензирующий орган осуществляет контроль за соответствием вышедших в эфир теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
По запросу лицензирующего органа, направленному в пределах установленного настоящим Федеральным законом срока хранения контрольных фонограмм (видеофонограмм) вышедших в эфир теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, вещатели представляют запрашиваемые материалы в срок, не превышающий десять дней со дня получения данного запроса.
Статья 20. Выходные данные
При осуществлении вещателем телевизионного вещания на экране должен постоянно присутствовать хорошо различимый знак индивидуализации вещателя, зарегистрированный в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности и позволяющий определить вещателя, осуществляющего телевизионное вещание.
При осуществлении вещателем радиовещания он должен не менее чем один раз в час сообщать в эфир наименование вещателя, осуществляющего радиовещание.
Глава III. Вещатели
Статья 21. Особенности управления в государственном вещателе.
1. При образовании государственных вещателей и осуществлении ими своей деятельности Российскую Федерацию представляют Коллегии специальных уполномоченных (далее по тексту - Коллегия).
Каждая Коллегия является органом, уполномоченным государством, как собственником имущества государственного вещателя, и действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Коллегия государственного вещателя, имущество которого находится в федеральной собственности, состоит из равного количества представителей Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Коллегия государственного вещателя, имущество которого находится в собственности субъекта Российской Федерации состоит соответственно из равного количество представителей законодательных и исполнительных органов государственной масти субъекта Российской Федерации.
Коллегию возглавляет председатель, избираемый из числа членов Коллегии на первом заседании Коллегии. В случае, если голоса членов Коллегии по вопросу избрания председателя Коллегии разделились поровну, соответствующие органы государственной власти обязаны в двухнедельный срок назначить новых представителей в состав Коллегии.
После избрания председателя Коллегии при решении каких-либо иных вопросов, требующих проведения голосования членов Коллегии, в случае если голоса членов Коллегии разделились поровну, голос председателя Коллегии считается решающим.
Иные вопросы организации деятельности Коллегии устанавливаются Регламентом Коллегии, утверждаемым ею большинством голосов.
Коллегия, как уполномоченный собственником орган, назначает и освобождает от должности руководителя государственного вещателя.
Председатель, на основании решения Коллегии, от имени собственника заключает с руководителем государственного вещателя контракт в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Руководитель государственного вещателя подотчетен Коллегии.
Коллегия по представлению руководителя государственного вещателя утверждает:
годовые баланс и отчет о хозяйственно-финансовой деятельности;
программу развития государственного вещателя;
концепцию вещания.
Вмешательство Коллегии в деятельность государственного вещателя по иным вопросам не допускается.
3. Коллегия имеет право:
осуществлять контроль за эффективностью деятельности государственного вещателя и с этой целью запрашивать необходимые документы, материалы и сведения;
привлекать специалистов и экспертов для дачи заключений по вопросам, требующим специальных познаний;
давать рекомендации руководителю государственного вещателя по вопросам, отнесенным к компетенции Коллегии настоящим Федеральным законом.
4. Государственные вещатели создаются с целью обеспечения государством конституционного права граждан на свободное получение информации, в том числе политической, экономической, художественной, образовательной, научно-просветительской и иной социально-значимой информации.
5. Задачи государственных вещателей определяются целью их создания и заключаются:
в отражении официальной позиции органов государственной власти в тех или иных вопросах политической и общественной жизни страны;
в осуществлении отечественного телевизионного вещания и радиовещания на уровне международных технических стандартов;
в производстве теле- и радиопродукции в соответствии с лучшими традициями отечественной и мировой культуры;
в осуществлении обязанности государства обеспечить право на свободный поиск и получение информации лицам с нарушениями слуха;
в осуществлении информационной политики, обеспечивающей безопасность и целостность государства.
В соответствии с указанными задачами государственный вещатель обязан обеспечивать разнообразие тематики распространяемой информации путем передачи информационных, экономических, образовательных, художественных, музыкальных, культурно-просветительских, научно-популярных, спортивных теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, а также теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач для детей и юношества, иных сообщений и материалов.
6. Государственный вещатель разрабатывает сетку вещания исходя из интересов общества и государства. При этом он обязан:
предоставлять гражданам возможность получать официальные сообщения органов государственной власти в удобное для граждан время;
освещать деятельность всех органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, политическую жизнь страны, избегая предоставления преимущественного положения отдельным политическим партиям и движениям;
предоставлять в эфире равные возможности для высказывания мнений различных национальных, социальных, возрастных и иных групп населения;
предоставлять в распространяемых теле- и радиопрограммах, теле- и радиопередачах информацию о политической и общественной жизни Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
способствовать сохранению и преумножению российских культурных ценностей, культурного достояния и наследия народов Российской Федерации;
способствовать сохранению русского языка и языков других народов, населяющих Российскую Федерацию;
способствовать распространению теле- и радиопродукции для детей и подростков, а также теле- и радиопродукции, предназначенной для семейного просмотра;
распространять сообщения и материалы для лиц с нарушениями слуха;
предоставлять телезрителям и радиослушателям возможность выбора теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач.
7. Распространение государственным вещателем теле- и радиопродукции, чрезмерно выделяющей насилие, включая художественные фильмы, осуществляется в соответствии с правилами, установленными пунктами 2 и 3 ст.12 настоящего Федерального закона.
Статья 22. Особенности деятельности вещателей, образованных с участием государства.
При осуществлении вещателем, образованным с участием Российской Федерации своей деятельности, Российскую Федерацию также представляет Коллегия специальных уполномоченных (Коллегия), образованная в порядке, предусмотренным пунктом 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Коллегия назначает представителей государства, уполномоченных ею, представлять интересы Российской Федерации в органах управления такого вещателя.
Указанные полномочные представители назначаются Коллегией в соответствии с настоящим Федеральным законом и подотчетны ей.
Полномочные представители действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом вещателя. Коллегия осуществляет контроль за деятельностью полномочных представителей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 23. Общественные советы при вещателях.
1. При государственных вещателях и вещателях, образованных с участием государства, создаются общественные советы, которые являются постоянно действующими консультативно-рекомендательными органами и обеспечивают широкое участие общественности в формировании основных направлений деятельности в области телевизионного вещания и радиовещания.
2. Общественные советы действуют на основании положения об общественном совете, которое разрабатывается общественным советом совместно с данным вещателем и утверждается органом управления вещателя.
3. Общественные советы создаются вещателями из числа специалистов в области телевизионного вещания и радиовещания, социологии, юриспруденции, деятелей культуры и искусства, делегированных в советы решениями общественных объединений и организаций.
Численность общественных советов определяется вещателями самостоятельно.
4. Общественные советы привлекаются к разработке политики государства в области телевизионного вещания и радиовещания.
Статья 24. Финансирование государственных вещателей.
Финансирование государственных вещателей осуществляется за счет средств федерального бюджета, самостоятельной предпринимательской деятельности и иных доходов в зависимости от организационно-правовой формы государственного вещателя.
Статья 25. Муниципальный вещатель.
Муниципальный вещатель - вещатель, имеющий статус юридического лица, имущество которого находится в муниципальной собственности.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют особенности правового режима деятельности муниципального вещателя с учетом положений настоящего Федерального закона.
Статья 26. Общественный вещатель.
Общественный вещатель - вещатель, имеющий статус юридического лица, имущество которого находится в собственности Российской Федерации или в собственности субъекта Российской Федерации, с особым порядком управления и финансирования.
Правовой режим использования государственной собственности, порядок финансирования, в том числе, за счет абонентной платы, и особенности управления общественного вещателя устанавливаются федеральным законом.
Статья 27. Деятельность некоммерческих организаций в области телевизионного вещания и радиовещания.
Вещатели, потребители и производители теле- и радиопродукции для защиты своих интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создавать общественные объединения, ассоциации и союзы, которые участвуют в регулировании телевизионного вещания и радиовещания путем реализации своих правомочий, установленных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях и уставами (учредительными документами) этих организаций.
Лицензирующий орган при осуществлении контроля за выполнением вещателями лицензионных условий обязаны учитывать мнение указанных общественных объединений, ассоциаций и союзов.
Глава IV. Лицензирование деятельности в области телевизионного
вещания и радиовещания
Статья 28. Лицензирование телевизионного вещания и радиовещания
Лицензирование телевизионного вещания и радиовещания осуществляется лицензирующим органом в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании и настоящим Федеральным законом, устанавливающим особенности лицензирования в области телевизионного вещания и радиовещания.
Статья 29. Ограничение прав на получение лицензией на вещание.
Вещателями не могут быть юридические и физические лица, контролируемые иностранными юридическими или физическими лицами. Для целей настоящего федерального закона юридическое или физическое лицо считается контролирующим другое физическое или юридическое лицо в случае, если в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом оно имеет возможность определять решения, принимаемые таким физическим или юридическим лицом.
Факт наличия такого контроля в отношении вещателя по мотивированному обращению заинтересованной стороны устанавливает суд в порядке предусмотренном гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Статья 30. Конкурс на получение лицензии на вещание
1. Лицензия на вещание предоставляется на конкурсной основе, кроме случаев, предусмотренных в пункте 3 статьи 34 настоящего Федерального закона, Конкурс проводится в соответствии с целями настоящего Федерального закона, с учетом творческих и финансовых возможностей соискателей лицензии на вещание. Лицензирующий орган разрабатывает положение о конкурсе, и его условия публикуются не позднее, чем за один месяц до окончания срока принятия заявок на участие в конкурсе.
2. Конкурсы на получение лицензии на вещание проводятся лицензирующим органом. Лицензирующий орган осуществляет окончательный выбор претендента.
3. Заявители, изъявившие желание участвовать в конкурсе, должны внести единовременный сбор в размере, определяемом лицензирующим органом.
Статья 31. Гарантии прав вещателей.
1. Лицензия на вещание является единственным необходимым законным основанием для осуществления телевизионного вещания и радиовещания, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
2. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждане и общественные объединения не вправе ограничивать приобретенных вещателем в соответствии с лицензией на вещание прав.
3. Лицензия на вещание является достаточным основанием для заключения договора между вещателем и обладателем лицензии на деятельность по связи в области телевизионного вещания и радиовещания на предоставление вещателю услуг связи, либо основанием для оформления собственной лицензии на деятельность по связи в области телевизионного вещания и радиовещания.
Статья 32. Перечень частот телевизионного вещания и радиовещания
1. Перечень частот телевизионного вещания и радиовещания составляется федеральным органом исполнительной власти в области телевизионного вещания и радиовещания и федеральным органом исполнительной власти в области связи на основе списка используемых на территории Российской Федерации частот для целей эфирного (радиочастоты) телевизионного вещания и радиовещания с учетом федеральной таблицы распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации.
2. В Перечень частот телевизионного вещания и радиовещания для наземного телевизионного вещания и радиовещания с использованием радиочастот, кабельных и проводных сетей на территории Российской Федерации включаются сведения о вещателях и операторах связи, использующих эти радиочастоты, каналы кабельных и проводных сетей, месторасположении соответствующих средств связи, номерах лицензий на вещание и лицензий на деятельность в области связи упомянутых вещателей и операторов связи и потенциальной зоне обслуживания.
3. В Перечень частот телевизионного вещания и радиовещания для спутникового телевизионного вещания и радиовещания на территорию Российской Федерации включаются сведения о позициях спутников на орбите и радиочастотных полосах, закрепленных за Российской Федерацией, вещателях и операторах связи, использующих эти полосы, номерах лицензий на вещание и лицензий на деятельность в области связи упомянутых вещателей и операторов связи и потенциальной зоне обслуживания.
4. Перечень частот телевизионного вещания и радиовещания ежегодно публикуется федеральным органом исполнительной власти в области телевизионного вещания и радиовещания и федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Статья 33. Заявление на получение лицензии на вещание.
1. В заявлении на получение лицензии на вещание указывается:
наименование и организационно-правовая форма, место нахождения, наименование банка и номер расчетного счета в банке - для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность гражданина - для индивидуального предпринимателя;
почтовый адрес;
виды связи, абонентные номера, по которым можно осуществлять связь с заявителем;
состав учредителей (участников) заявителя (юридического лица);
размер уставного капитала и его распределение среди учредителей (участников), в случаях, если формирование уставного капитала является, в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязательным (для юридических лиц);
источники финансирования телевизионного вещания или радиовещания;
сведения о технической базе телевизионного вещания и радиовещания, которую заявитель намерен использовать;
запрашиваемая частота (частоты) телевизионного вещания или радиовещания;
вид вещания (телевизионное вещание, радиовещание, вещание дополнительной информации);
срок, на который запрашивается лицензия на вещание;
примерная тематика и специализация телевизионного вещания или радиовещания;
периодичность, минимальный и максимальный объем телевизионного вещания или радиовещания;
язык (языки) телевизионного вещания или радиовещания;
предполагаемая зона обслуживания;
а также сведения:
о наличии у заявителя ранее выданных лицензий на вещание;
о зарегистрированных заявителем средствах массовой информации;
о средствах массовой информации, производство и (или) распространение которых осуществляет заявитель;
об участии заявителя прямо или через учрежденные им организации или иным опосредованным способом в уставном капитале каких-либо издателей и (или) вещателей.
Сведения, содержащиеся в абзацах 4, 7, 8, а также сведения, предусмотренные абзацами 17-20, подтверждаются заявителем соответствующими документами.
К заявлению на получение лицензии на вещание прилагаются:
технико-экономическое обоснование деятельности заявителя в случае получения им лицензии на вещание;
копии учредительных документов и свидетельства о регистрации заявителя с предъявлением оригиналов таких документов в случае, если копии не заверены нотариусом - для юридических лиц;
копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя с предъявлением оригинала такого свидетельства в случае, если копия не заверена нотариусом - для индивидуальных предпринимателей;
справка о постановке заявителя на учет в налоговом органе;
справка из банка о платежеспособности заявителя;
справка из налоговых органов о наличии у заявителем собственных и заемных средств;
копии свидетельств о регистрации средства массовой информации с предъявлением оригинала такого свидетельства в случае, если копия не заверена нотариусом;
копия ранее выданных лицензий на вещание с предъявлением оригинала таких лицензий в случае, если копия не заверена нотариусом;
документ, подтверждающий внесение заявителем платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.
Форма заявления на получение лицензии на вещание и требования к технико-экономическому обоснованию устанавливаются лицензирующим органом.
2. Заявление на получение лицензии на вещание подаются с учетом Перечня частот телевизионного вещания и радиовещания. Заявление на получение лицензии на вещание с использованием частот, не вошедших в Перечень частот телевизионного вещания и радиовещания, должны содержать также сведения о возможности использования этих частот для целей телевизионного вещания и радиовещания и квалифицированные сведения о предлагаемом заявителем техническом обеспечении использования этих частот. Федеральный орган исполнительной власти в области телевизионного вещания и радиовещания и федеральный орган исполнительной власти в области связи подтверждают возможность использования этих частот для целей телевизионного вещания и радиовещания и вносят соответствующие изменения в Перечень частот телевизионного вещания и радиовещания, с последующим опубликованием данных изменений.
3. Заявление на получение лицензии на вещание, поданные с нарушением требований настоящего Федерального закона, не подлежат рассмотрению.
Заявитель при отклонении заявления на получение лицензии на вещание по причине нарушения им требований, установленным настоящим Федеральным законом, имеет право повторно подать заявление на получение лицензии на вещание после устранения указанных нарушений, при этом повторная уплата государственной пошлины не производится.
Статья 34. Предоставление лицензии на вещание
1. При предоставлении лицензии на вещание учитываются:
интересы телезрителей, радиослушателей и государства;
соответствие заявленных условий соискателя условиям конкурса;
профессиональные, технические и финансовые возможности заявителя для осуществления телевизионного вещания и радиовещания с заявленными характеристиками;
результаты открытого заслушивания представителей заявителей и иных конкурсных процедур;
соблюдение требований ограничения концентрации средств массовой информации, установленные федеральным законом.
2. Согласование необходимых лицензионных условий и выбор вещателя должны быть осуществлены лицензирующим органом не позднее чем через шестьдесят дней после регистрации указанного заявления в лицензирующем органе.
3. В целях создания и (или) расширения сетей телевизионного вещания и радиовещания, государственным вещателям лицензии на вещание предоставляются без проведения конкурса.
4. Осуществление телевизионного вещания и радиовещания на зарубежные страны с территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, на основании лицензии на вещание, выдаваемой лицензирующим органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи и федеральным органом исполнительной власти в области международных отношений.
Статья 35. Отказ в выдаче лицензии на вещание
Отказ в выдаче лицензии на вещание может быть дан, если:
заявление на получение лицензии на вещание подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не может являться лицензиатом;
по результатам конкурса заявитель не выбран;
сведения, указанные в заявлении на получение лицензии на вещание, не соответствуют действительности;
не соблюдены требования ограничения концентрации средств массовой информации, установленные федеральным законом;
заявитель подподает под ограничения, установленные частью 1 статьи 29 настоящего Федерального закона.
Отказ в выдаче лицензии на вещание может быть обжалован в суд.
Статья 36. Содержание лицензии на вещание
1. Лицензия на вещание содержит следующие сообщаемые заявителем данные:
вид вещателя;
наименование, организационно-правовая форма и место нахождения - для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность гражданина - для индивидуального предпринимателя;
вид вещания (телевизионное вещание, радиовещание, вещание дополнительной информации).
2. Лицензия на вещание содержит следующие включаемые лицензирующим органом данные:
зона обслуживания;
время телевизионного вещания и радиовещания;
информация о том, какую ответственность будет нести вещатель в случае нарушения им законодательства о телевизионном вещании и радиовещании;
особые условия осуществления деятельности государственных вещателей.
3. Лицензия на вещание содержит следующие согласованные заявителем и лицензирующим органом данные:
частота (частоты) телевизионного вещания или радиовещания и мощность передатчика, излучающего теле- или радиовещательный сигнал по этой частоте;
месторасположение средств связи телевизионного вещания или радиовещания, в том числе являющихся источниками электромагнитного излучения;
предполагаемая аудитория;
язык (языки) телевизионного вещания или радиовещания;
примерная тематика и (или) специализация телевизионного вещания или радиовещания;
периодичность, максимальный и минимальный объем телевизионного вещания или радиовещания;
особые условия деятельности вещателей;
дата начала вещания.
4. При изменении данных о вещателе, внесенных в лицензию на вещание, а также данных представленных при подаче заявления на выдачу лицензии на вещание, вещатель обязан незамедлительно уведомить об этом лицензирующий орган.
Статья 37. Выдача лицензии на вещание
Лицензирующий орган выдает соискателю лицензию на вещание после представления им документа, подтверждающего внесение платы за оформление и выдачу лицензии на вещание. Заявители, являющиеся некоммерческими организациями, освобождаются от внесения указанной платы.
Статья 38. Срок действия лицензии на вещание
1. Срок действия лицензии на вещание составляет пять лет, если в заявлении не указан меньший срок.
В случае если использование частот, выделенных федеральным органом исполнительной власти в области связи для целей телевизионного вещания и радиовещания в указанные сроки технически невозможно, лицензия на вещание с согласия заявителя может быть оформлена на меньший срок.
2. Лицензирующий орган за три месяца до окончания срока действия лицензии на вещание, публикует сообщение о высвобождающемся частотном ресурсе, объявляет конкурс на получение лицензии на вещание, использующее этот русурс, и принимает заявления на получение лицензии на вещание но условиях, определяемых лицензирующим органом с учетом творческих и финансовых возможностей претендентов. Условия конкурса публикуются не позднее, чем за один месяц до окончания срока принятия заявок на участие в конкурсе.
Заявления от физических и юридических лиц принимаются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Вещатель, использующий данный частотный ресурс и обладающий соответствующей лицензией на вещание, имеющий намерение продлить срок действия своей лицензии на вещание, подает в лицензирующий орган заявление о намерении продлить срок ее действия на условиях, опубликованных лицензирующим органом.
Лицензирующий орган рассматривает заявления и осуществляет выбор лицензиата.
При выборе лицензиата прежний держатель лицензии на вещание имеет преимущественное право на получение лицензии на вещание, если за время действия своей лицензии на вещание не были зафиксированы случаи нарушения ее условий, по которым лицензирующим органом были вынесены предупреждения в соответствии с настоящим Федеральным законом, или нарушения имели место, но были устранены вещателем строго в установленный срок.
Статья 39. Право на вещание дополнительной информации
1. Вещатель осуществляет вещание дополнительной информации с соблюдением требований федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности и настоящего Федерального закона.
2. Вещание дополнительной информации, передаваемой в составе теле- и радиовещательного сигнала и не связанной с содержанием основных теле- или радиопрограмм, осуществляется на основании лицензии на вещание дополнительной информации.
Преимущественное право на получение лицензии на вещание дополнительной информации, не связанной с содержанием основных теле- или радиопрограмм, принадлежит вещателю основных теле- или радиопрограмм.
Статья 40. Приостановление действия и аннулирование лицензии на вещание
1. В случае, если вещателями не соблюдены условия, указанные в лицензии на вещание, а также условия, предусмотренные федеральным законом о лицензировании отдельных видов деятельности, действие лицензии на вещание может быть приостановлено до устранения таких нарушений.
2. Аннулирование лицензии на вещание помимо оснований, предусмотренных федеральным законом о лицензировании отдельных видов деятельности и законом Российской Федерации о средствах массовой информации, возможно в следующих случаях:
по заявлению лицензиата.
если вещателем повторно, в течение годе со дня первого письменного предупреждения были нарушены положения настоящего Федерального закона и иных федеральных законов или особые условия, указанные в лицензии на вещание;
если, лицензиат в пределах срока действия лицензии на вещание в течение трех и более месяцев подряд не осуществлял телевизионное вещание или радиовещание;
если лицензиат неоднократно не представлял или представлял с нарушением сроков установленных настоящим Федеральным законом копии контрольной фонограммы (видеофонограммы) вышедших в эфир теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, запрошенных в установленном настоящим Федеральным законом порядке лицензирующим органом;
если лицензиат подпадает под ограничения, установленные частью 1 статьи 29 настоящего Федерального закона;
если не соблюдены требования ограничения концентрации средств массовой информации, установленные федеральным законом.
Решение об аннулировании лицензии на вещание может быть обжаловано в суде. Уплаченный лицензиатом лицензионный сбор возврату не подлежит. За убытки, понесенные вещателем вследствие правомерного аннулирования лицензии на вещание, лицензирующий орган ответственности не несет.
Глава V. Телевизионное вещание и радиовещание
без лицензии на вещание
Статья 41. Условия телевизионного вещания и радиовещания без лицензии на вещание
1. Для осуществления телевизионного вещания и радиовещания с использованием кабельной или проводной сети не требуется лицензия на вещание, если:
число приемных устройств сети не превышает десять;
зона обслуживания ограничена помещениями зданий и территорией, на которой находится одно юридическое лицо, за исключением юридических лиц (гостиниц, гостиничных комплексов, домов отдыха и иных юридических лиц), использующих собственные либо арендуемые помещения для временного пребывания в них физических лиц за плату.
2. Не требуется лицензия на вещание, если телевизионное вещание и радиовещание предполагается осуществлять в течение срока, не превышающего сорока пяти дней в течении года, в связи с проведением технического экспериментального вещания на основании временного разрешения, выдаваемого лицензирующим органом.
Состав разрешения и порядок его предоставления определяется лицензирующим органом.
3. Телевизионное вещание и радиовещание без лицензии на вещание не должно приводить к ухудшению качества индивидуального приема населением теле- или радиопрограмм иных вещателей в зоне обслуживания телевизионным и радиовещанием без лицензии на вещание, а также создавать помехи иным радиопередающим и (или) радиоприемным средствам связи.
4. Телерадиовещание без лицензии на вещание, осуществляемое с нарушением требований настоящего Федерального закона, не допускается.
Статья 42. Уведомление о телевизионном вещании и радиовещании без лицензии на вещание
1. Лицо, ответственное за организацию телевизионного вещания или радиовещания без лицензии на вещание, обязано в срок не позднее чем сорок дней до начала такого телевизионного вещания или радиовещания направить в лицензирующий орган уведомление в письменной форме об организации такого телевизионного вещания и радиовещания.
2. Уведомление о телевизионном вещании или радиовещании без лицензии на вещание должно содержать сведения о:
лице, ответственном за осуществление такого телевизионного вещания и радиовещания;
зоне обслуживания;
предполагаемом максимальном числе телезрителей или радиослушателей;
примерной тематике теле- или радиопрограмм и специализации телевизионного вещания и радиовещания;
времени телевизионного вещания и радиовещания.
Статья 43. Сертификация в области телевизионного вещания и радиовещания
Технические средства вещателя, обеспечивающие подготовку, производство, формирование и выпуск теле- или радиопрограмм, теле- или радиопередач и их передачу на технические средства связи и составляющие техническую базу телевизионного вещания и радиовещания, подлежат обязательной сертификации на соответствие требованиям государственных стандартов в области телевизионного вещания и радиовещания, в соответствии с законодательством Российской Федерации о сертификации.
Глава VI. Заключительные положения
Статья 44. О вступлении настоящего Федерального закона в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 45. Переходные положения
1. Лицензии на вещание, выданные до вступления настоящего Федерального закона в силу, действительны в течение определенного в них срока действия.
2. До принятия федерального закона, регулирующего отношения, возникающие в области конкуренции и ограничения влияния на общественное мнение путем концентрации средств массовой информации, а также порядок формирования, размещения и исполнения заказов для государственных нужд, указанные отношения регулируются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 46. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.