Проект федерального закона N 98102313-2
"О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
в первом чтении
Статья 1. Право граждан Российской Федерации участвовать в осуществлении правосудия
1. Гражданин Российской Федерации имеет право участвовать в осуществлении правосудия в качестве народного заседателя.
2. Народными заседателями являются представители народа, наделенные в установленном настоящим Федеральным законом, федеральным процессуальным законом порядке полномочиями по осуществлению правосудия по гражданским и уголовным делам в составе суда и исполняющие свои обязанности на непрофессиональной основе.
3. Какие-либо ограничения права граждан Российской Федерации на участие в осуществлении правосудия в качестве народных заседателей в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям не допускаются. Ограничения права граждан Российской Федерации на участие в осуществлении правосудия в зависимости от языка, должностного положения, рода занятий, места жительства, отношения к религии, убеждений могут быть установлены только настоящим Федеральным законом.
4. Участие народных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.
Статья 2. Требования, предъявляемые к кандидатам в народные заседатели
1. Народными заседателями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 25 лет.
2. Не привлекаются к осуществлению правосудия в качестве народных заседателей:
1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;
2) лица, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
3) лица, замещающие государственные должности категории "А", предусмотренные Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;
4) прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, судебные приставы, а также лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказание, а также лица, имеющие специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной деятельности;
5) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления;
6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.
Статья 3. Освобождение от исполнения обязанностей народного заседателя
1. Судья может освободить от исполнения обязанностей народного заседателя по его просьбе:
1) лицо, достигшее возраста 70 лет;
2) лицо, имеющее ребенка или детей в возрасте до трех лет и находящееся в отпуске по уходу за ребенком или детьми;
3) священнослужителя, а также лицо, которое в силу своих убеждений или вероисповедания считает для себя невозможным участие в осуществлении правосудия;
4) лицо, являющееся инвалидом I или II группы, а также немое, глухое или слепое лицо;
5) лицо, отвлечение которого от исполнения служебных обязанностей может повлечь существенный вред общественным или государственным интересам;
6) военнослужащего;
7) лицо, не владеющее языком, на котором ведется судопроизводство в данной местности;
8) иное лицо при наличии уважительной причины.
2. Граждане, вызванные в суд в качестве кандидатов в народные заседатели, могут быть освобождены от исполнения соответствующих обязанностей по их желанию, заявленному до вынесения судьей решения об образовании состава суда с народными заседателями.
3. От исполнения обязанностей народного заседателя по конкретному делу судья освобождает всякое лицо, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого мнения, знания им обстоятельств дела из непроцессуальных источников, а также по другим причинам.
Статья 4. Порядок формирования состава суда с участием народных заседателей в районном суде, военном гарнизонном суде
1. Формирование состава суда с участием народных заседателей для рассмотрения дела осуществляется на основе общего списка присяжных, народных заседателей.
2. Общий список присяжных, народных заседателей районного суда формируется органом местного самоуправления соответствующего района на основе списка избирателей района, на территорию которого распространяется юрисдикция районного суда, с учетом требований статьи 2 настоящего Федерального закона.
Общий список присяжных, народных заседателей районного суда представляется органом местного самоуправления района соответствующему районному суду ежегодно, 30 января и 30 июля.
3. Отбор кандидатов в народные заседатели для участия в рассмотрении дела в районном суде производится судьей из общего списка присяжных, народных заседателей путем случайной выборки. Для отбора определяются необходимое число народных заседателей, в три раза превышающее число, установленное законом, и произвольный критерий случайной выборки.
4. Кандидаты в народные заседатели, отобранные в соответствии с настоящей статьей для участия в рассмотрении конкретного дела, по распоряжению судьи вызываются аппаратом суда. Состав суда с участием народных заседателей формируется судьей в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
5. Формирование состава суда с участием народных заседателей в гарнизонном военном суде производится в соответствии с настоящей статьей. Для формирования состава суда с участием народных заседателей в гарнизонном военном суде используются списки избирателей районов, на территориях которых расположен соответствующий военный гарнизон.
Статья 5. Порядок формирования состава суда с участием народных заседателей в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном военном суде
1. Формирование состава суда с участием народных заседателей в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа производится судьей в порядке, предусмотренном статьей 4 настоящего Федерального закона, на основе общих списков присяжных, народных заседателей районов соответствующего субъекта Российской Федерации, определенных путем случайной выборки, а в субъектах Российской Федерации, в составе которых более пяти районов, - на основе общих списков присяжных, народных заседателей трех районов, определенных путем случайной выборки.
2. Формирование состава суда с участием народных заседателей в окружном военном суде производится в соответствии с настоящей статьей. Для формирования состава суда с участием народных заседателей в окружном военном суде используются списки избирателей субъектов Российской Федерации, на территории которых расположен соответствующий военный округ, а в случае если таковых более пяти - на основе общих списков присяжных, народных заседателей трех субъектов Российской Федерации, определенных путем случайной выборки.
Статья 6. Порядок формирования состава суда с участием народных заседателей в Верховном Суде Российской Федерации
Формирование состава суда с участием народных заседателей в Верховном Суде Российской Федерации производится судьей в порядке, предусмотренном статьями 4 и 5 настоящего Федерального закона, на основе общих списков присяжных, народных заседателей трех субъектов Российской Федерации, определенных путем случайной выборки.
Статья 7. Обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц предоставлять информацию для формирования общих списков присяжных, народных заседателей
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны предоставлять ежегодно, 20 января и 20 июля, органу местного самоуправления обновленные списки избирателей, проживающих на соответствующей территории, а также иную информацию, необходимую для формирования общих списков присяжных, народных заседателей.
Статья 8. Сроки привлечения граждан Российской Федерации к участию в осуществлении правосудия в качестве народных заседателей
1. Граждане Российской Федерации привлекаются к исполнению обязанностей народных заседателей на срок рассмотрения в суде конкретного дела.
2. Граждане Российской Федерации привлекаются к исполнению обязанностей народных заседателей не чаще одного раза в три года.
Статья 9. Оплата труда народного заседателя
1. Народному заседателю выплачивается судом за счет средств федерального бюджета вознаграждение в размере половины должностного оклада судьи федерального суда соответствующего уровня, но не менее среднего заработка народного заседателя по месту его основной работы пропорционально количеству рабочих дней присутствия в суде.
2. Народному заседателю возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно по тарифам, действующим в данной местности.
3. Время исполнения народным заседателем обязанностей в суде учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.
4. За народным заседателем сохраняются все гарантии и льготы, предусмотренные по месту его основной работы.
Статья 10. Гарантии независимости и неприкосновенности народного заседателя
На народного заседателя, членов его семьи на период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.