Пояснительная записка
к проекту федерального конституционного закона N 98102315-2 "О судах
общей юрисдикции в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (далее именуется - законопроект) разработан в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации в развитие Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации".
Законопроектом определяются система судов общей юрисдикции, подсудность этих судов, основные задачи и принципы организации их деятельности, а также регулируются вопросы их финансирования и материально-технического обеспечения. При этом законопроект исходит из того, что ряд вопросов, связанных с функционированием Верховного Суда Российской Федерации, будет урегулирован специальным федеральным конституционным законом.
Один раздел законопроекта посвящен порядку формирования института присяжных и народных заседателей, другой - вопросам организации и деятельности аппаратов судов общей юрисдикции. Определены задачи и компетенция аппаратов судов, вытекающие из конституционного принципа доступности правосудия.
Законопроект в целом сохраняет действующую в настоящее время в стране систему судов общей юрисдикции, однако ряд его новелл направлен на повышение эффективности правосудия, осуществление конституционных принципов состязательности и равноправия сторон, доступности правосудия для граждан.
Одна из таких новелл связана с организацией пересмотра решений судов, вступивших в силу. Законопроект исходит из того, что началом этой стадии процесса является не внесение протеста председателем соответствующего суда, прокурором или их заместителями, а принесение стороной жалобы на решение суда, вступившее в силу. Такая жалоба подается в суд, принявший решение, и вместе с делом поступает в областной или приравненный к нему суд. Решение об отказе в удовлетворении жалобы принимается судом в составе судьи единолично. Если же судья считает, что жалоба полностью или частично подлежит удовлетворению, он выносит соответствующее постановление и направляет дело в президиум суда, который и принимает решение.
Решение областного или приравненного к нему суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации, который принимает решение об отказе в удовлетворении жалобы в составе судьи единолично, если же жалоба подлежит удовлетворению, решение об этом принимается судебным присутствием (новое название судебного состава) соответствующей судебной коллегии. В целях обеспечения единства практики судов общей юрисдикции, в том числе Верховного Суда Российской Федерации, за Председателем Верховного Суда Российской Федерации и его заместителями сохраняется право принесения протеста в Президиум Верховного Суда Российской Федерации. Решение Президиума Верховного Суда Российской Федерации является окончательным, и дальнейший пересмотр дела возможен только по вновь открывшимся обстоятельствам.
Законопроект не предопределяет характер пересмотра дел во второй инстанции, однако несомненной является необходимость повышения эффективности кассационного производства за счет расширения полномочий суда второй инстанции, придания ей черт производства апелляционного.
Другой новеллой законопроекта является иной порядок участия в осуществлении правосудия представителей народа. Требования, предъявляемые к кандидатам в присяжные и народные заседатели, а также порядок формирования коллегии присяжных заседателей или состава суда с участием народных заседателей унифицированы. Установлено, что общий список присяжных и народных заседателей формируется работниками аппарата суда путем случайной выборки из списка избирателей региона, на территорию которого распространяется юрисдикция соответствующего суда, а формирование коллегии присяжных заседателей или состава суда с участием народных заседателей в судах субъектов Российской Федерации, в составе которых более пяти районов, - на основе общих списков присяжных, народных заседателей трех районов, определенных также путем случайной выборки.
В развитие положений Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" специальный раздел законопроекта посвящен судам субъектов Российской Федерации - мировым судьям. Законопроект закрепляет на федеральном уровне требования, предъявляемые к мировому судье, определяет подсудность дел мировому судье. В то же время порядок назначения или избрания мирового судьи должен быть установлен законом соответствующего субъекта Российской Федерации, а общее число мировых судей и судебных участков субъекта Российской Федерации будет определяться федеральным законом по инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.
Учитывая, что Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" военные суды определены в качестве судов общей юрисдикции, законопроектом урегулирован и этот вопрос.
Предполагаемое законопроектом расширение полномочий суда второй инстанции и, в особенности, изменение порядка пересмотра дел, решения по которым вступили в силу, потребуют увеличения штатов судов, прежде всего областного звена. Вместе с тем в настоящее время невозможно представить исчерпывающее финансово-экономическое обоснование бюджетных затрат, поскольку предполагаемое увеличение нагрузки на судей носит весьма оценочный характер. В то же время уже сейчас совершенно ясно, что штаты судей и аппаратов судов нуждаются в значительном увеличении, поскольку суды работают с колоссальным перенапряжением, а уровень финансирования судебной деятельности крайне низок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.