Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери"
Федеральный Закон "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери" был введен в действие в августе 1997 года и предусматривал проведение эксперимента в течение 1997-1998 г.г. Однако до настоящего времени реализация его не начата по следующим объективным причинам.
Для перехода к налогу на недвижимость в городах Новгороде и Твери в течение 1997-1998 г.г. потребовалось провести большую подготовительную работу. В частности, были созданы автоматизированные реестры недвижимости для налогообложения, содержащие информацию о технических характеристиках каждого объекта недвижимости, оцененную стоимость, правовой статус и информацию о правообладателях - всего по 155 тысячам объектов недвижимости в г.Новгороде и более 200 тысячам объектов в г.Твери. Подготовлены методики оценки рыночной стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения. Значительных усилий потребовало определение прав и правообладателей по выявленным объектам недвижимости.
К настоящему времени проработаны все вопросы, связанные с введением нового налога, и согласована концепция переходного механизма. По г.Новгород предполагается уже в 1999 г. заменить налогом на недвижимость налоги на имущество физических лиц, землю, а также налог на имущество предприятий для тех юридических лиц, которые являются полными собственниками, то есть владеют на праве собственности как зданиями и сооружениями, так и земельными участками.
Учитывая это представленным законопроектом предусматривается возможность переноса срока проведения эксперимента, начав его с 1 января 1999 г.
Проведенные расчеты позволяют ожидать, что поступления от налога на недвижимость по г.Новгороду составят не меньше, чем поступления от заменяемых налогов. Кроме того, возможность перейти от налога на имущество предприятий к налогу на недвижимость, как ожидается, стимулирует выкуп земель в собственность и увеличение бюджетных поступлений от приватизации.
Переход к налогу на недвижимость в части имущества физических лиц приведет к увеличению налоговых поступлений от гаражей и других нежилых объектов, при этом планируется избежать увеличения налогового бремени собственников жилья по сравнению нанимателями квартир.
По г.Тверь предполагается, что на первом этапе налогом на недвижимость будут заменены налоги на имущество физических лиц и землю, тогда как налог на имущество предприятий на 1999 год остается без изменений. Переход в режим эксперимента позволит увеличить поступления от налогообложения земель в 1,5-2 раза, то есть по крайней мере, на 14 миллионов рублей.
Разработанная концепция переходного механизма позволяет обеспечить постепенную замену налога на имущество предприятий налогом на недвижимость, исключив как риск выпадения доходов вследствие сокращения налогооблагаемой базы, так и резкие изменения налогового бремени по группам плательщиков. Изменения предлагаемы в статью 2 Закона обеспечивают возможность постепенного введения налога на недвижимость.
Поступления от налога на недвижимость предлагается направить в местные бюджеты. Доходы федерального бюджета от земельного налога, выпадающие в связи с проведением эксперимента составят в 1999 году 4,8 миллиона рублей по г.Новгороду и 20,4 миллионов рублей по г.Твери (с учетом коэффициента 4). В связи с этим предлагается выпадающие доходы федерального бюджета по плате за землю учесть во взаимоотношениях с соответствующими субъектами Российской Федерации в счет трансфертов и средств по взаимным расчетам.
Изменения и дополнения в Федеральный Закон "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери", необходимые для проведения эксперимента, предусматриваются представленным законопроектом.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "О проведении эксперимента по налогообложению
недвижимости в городах Новгороде и Твери"
Принятие данного законопроекта обеспечит возможность органов местного самоуправления городов Новгорода и Твери по согласованию с органами власти соответствующих субъектов Российской Федерации ввести налог на недвижимость в 1999 году.
Переход к налогу на недвижимость и замену им налога на имущество юридических лиц, налога на имущество физических лиц и земельного налога предполагается осуществлять поэтапно, в течение переходного периода с целью избежать как выпадения доходов бюджетов, так и резких изменений налогового бремени по группам налогоплательщиков.
На первом этапе введения налога на недвижимость будут увеличены поступления от налогообложения земель, а также нежилой недвижимости, принадлежащей физическим лицам. Налоговое бремя на имущество юридических лиц будет сокращаться по г.Новгороду, и останется без изменений по г.Твери. В целом поступления от нового налога составят по Новгороду не меньше, чем поступления от заменяемых налогов, по г.Твери планируется рост поступлений.
Расходы, связанные с проведением эксперимента, финансируются за счет бюджетов городов Новгорода и Твери. Доходы, выпадающие из федерального бюджета в связи с заменой земельного налога налогом на недвижимость, будут учитываться во взаимоотношениях с соответствующими субъектами Российской Федерации в счет трансфертов и средств по взаимным расчетам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.