Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего - Лайпанова А.И,
судей: Маковой Н.М, Боташевой А.Р,
при секретаре судебного заседания - Хабовой М.Т,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Есенеева М.А. на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 30 мая 2019 года по иску Есенеева М.А. к Мэрии муниципального образования города Черкесска о признании незаконным отказа о признании малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма, возложении обязанности признать его малоимущим и принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Лайпанова А.И, объяснения представителя Мэрии муниципального образования г.Черкесска - Джандубаева Э.О, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Есенеев М.А. обратился в суд с иском к Мэрии муниципального образования г. Черкесска о признании незаконным отказа от "дата" в признании его малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма; возложении обязанности признать его малоимущим и принять на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма.
В обоснование иска указал, что страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенного в перечень заболеваний, дающих право на дополнительную площадь. С "дата" состоит на учете в РГБЛПУ " "данные изъяты"". В сентябре "данные изъяты" истец обратился с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении дополнительной площади. "дата" комиссией по учету, обмену и распределению жилья Мэрии муниципального образования г.Черкесска было рассмотрено его заявление и письмом от "дата" N... было отказано в признании малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по причине того, что уровень его доходов и стоимость имущества заведомо превышает пороговые значения, установленные органом местного самоуправления. С данным отказом он не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Он является инвалидом "данные изъяты" группы, у него "данные изъяты" в тяжелой форме, состоит на " "данные изъяты"" учете, неоднократно проходил лечение в условиях стационара. Данное заболевание на основании постановления Правительства РФ от 19.07.2012 N608 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим им и, право на дополнительную жилую площадь", включено в список заболеваний, а также включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Но, несмотря на данное обстоятельство, он проживает с братом Е. в однокомнатной квартире по "адрес", принадлежащей брату на праве собственности. Своего жилья истец не имеет, что подтверждается справами и выписками.
Определением Черкесского городского суда от 17 мая 2019 года в качестве соответчика привлечено Управление по имущественным отношениям Мэрии муниципального образования г. Черкесска.
В ходе рассмотрения дела представитель истца в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования и просил суд признать незаконным отказ Мэрии муниципального образования г.Черкесска от "дата" об отказе в признании Есенеева М.А. малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; возложить обязанность на Мэрию муниципального образования "адрес" принять его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; обязать Мэрию муниципального образования г.Черкесска предоставить Есеневу М.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте г.Черкесска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца поддержал исковые требования и просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель Мэрии муниципального образования г.Черкесска в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на доводы письменных возражений, имеющихся в материалах дела.
Представитель соответчика Управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования г.Черкесска в судебном заседании также возражал против удовлетворения исковых требований.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 30.05.2019 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Есенев М.А. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, поскольку судом первой инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование указал, что является инвалидов "данные изъяты" группы, проживает с братом в однокомнатной квартире, у истца нет своего жилья, в связи с чем полагает, что он подлежит признанию нуждающимся в улучшении жилищных условий согласно ст. 59 ЖК РФ, а так же имеет право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Суд не принял в качестве доказательстве долговые расписки, представленные в суд первой инстанции, чем нарушил принцип состязательности сторон.
В возражениях на апелляционную жалобу Мэрия г.Черкесска просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Мэрии г. Черкесска поддержал доводы возражений на апелляционную жалобу, просил отказать в ее удовлетворении.
Истец Есенеев М.А, представитель Управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования г.Черкесска, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), предоставляющими возможность рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда КЧР считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Есенеев М.А, "дата" года рождения, является инвалидом "данные изъяты" группы, что подтверждается справкой СМЭ-2017г. N... от "дата".
Из справки ВК РГБЛПУ " "данные изъяты"" от "дата" N... усматривается, что Есенеев М.А. состоит на учете в данном учреждении с "дата" с диагнозом: "данные изъяты". На основании Постановления правительства РФ от 19.06.2012 N608 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" включен в список данных заболеваний.
Из письма РГБЛПУ " "данные изъяты"" от "дата" за N... следует, что Есенев М.А. состоит на диспансерном учете с "дата". Находится на лечении с диагнозом: "данные изъяты".
Указанное заболевание является тяжелой формой хронического заболевания включенного в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 30.11.2012 N991н. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", п.п. 5.2.108 Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N608.
Есенев М.А. зарегистрирован по адресу: "адрес", собственником которой является Е. Своего жилья Есенеев М.А. не имеет.
В соответствии с частями 1 и 2 ст.49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Частью 3 ст.49 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что для предоставления жилья по социальному найму необходимо одновременное наличие двух условий - признание малоимущим гражданина претендующего на предоставление жилья по социальному найму и нуждаемость в жилье.
По результатам рассмотрения заявления и представленных Есеневым М.А. документов Мэрия муниципального образования г. Черкесска отказала Есеневу М.А. в признании малоимущим, поскольку уровень его дохода превышает пороговые значения, установленные органом местного самоуправления, уровень имущественной обеспеченности позволяют приобрести жилое помещение не ниже нормы предоставления жилых помещений по договору социального найма за счет собственных или заемных средств, собственных накоплений или кредитных средств.
Порядок признания граждан малоимущими в целях постановки их на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма установлен Законом Карачаево-Черкесской Республики от 26.03.2007 N14-РЗ "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки их на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" (принят Народным Собранием (Парламентом) КЧР 02.03.2007).
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 26.03.2007 N14-РЗ "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки их на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма", при определении размера дохода граждан в целях признания их малоимущими учитываются все виды доходов, полученные гражданином-заявителем и каждым членом его семьи или одиноко проживающим гражданином-заявителем в денежной и натуральной форме, в том числе:
1) все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с действующим законодательством;
2) средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством;
3) компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
4) выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, компенсация при выходе в отставку, заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников;
5) социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся:
а) пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров;
б) ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;
в) стипендии, выплачиваемые обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при образовательных организациях высшего образования и научных организациях, слушателям духовных учебных заведений, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;
г) пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам, а также стипендия и материальная помощь, выплачиваемая гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, выплаты безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также выплаты несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах;
д) пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
е) ежемесячное пособие на ребенка;
ж) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
з) ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства по специальности и были признаны в установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту воинской службы супруга, если по заключению медицинской организации их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постороннем уходе;
и) ежемесячная компенсационная выплата неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и учреждений уголовно-исполнительной системы в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;
к) ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
6) надбавки и доплаты ко всем видам выплат, указанных в пункте 5 части 1 настоящей статьи, и иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, Карачаево-Черкесской Республики и (или) иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями;
7) доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину, к которым относятся:
а) доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств;
б) доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы);
8) другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина, в которые включаются:
а) денежное довольствие военнослужащих (за исключением доходов военнослужащих, указанных в части 4 настоящей статьи), сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и других органов правоохранительной службы, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение, установленные законодательством Российской Федерации;
б) единовременное пособие при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и других органов правоохранительной службы;
в) оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
г) материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
д) авторские вознаграждения, получаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, в том числе по авторским договорам наследования;
е) доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства;
ж) доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организаций;
з) алименты, получаемые членами семьи или одиноко проживающим гражданином;
и) проценты по банковским вкладам;
к) наследуемые и подаренные денежные средства;
л) денежные эквиваленты полученных заявителем и членами его семьи мер социальной поддержки в виде скидок с оплаты, компенсаций на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и транспортных услуг, установленных органами государственной власти Российской Федерации, Карачаево-Черкесской Республики и (или) иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями;
9) денежные средства, выделяемые опекуну (попечителю) на содержание подопечного;
10) суммы ежемесячных денежных выплат и компенсаций отдельным категориям граждан в соответствии с действующими законами Российской Федерации, Карачаево-Черкесской Республики и других субъектов Российской Федерации;
11) суммы предоставленной государственной социальной помощи.
Размер дохода, приходящегося на заявителя исчислялся уполномоченным органом на основании представленных заявителем сведений, имеющихся в материалах дела: справки ОПФР по КЧР от "дата" о том, что Есенеев М.А. состоит на учете в УОПФР по КЧР в г. Черкесске, в котором указаны виды и размер ежемесячных выплат за период с "дата" по "дата"; справки о состоянии вкладов, открытых на имя Есенеева М.А. за период с "дата" по "дата".
Согласно произведенным расчетам, размер среднемесячного дохода Есенеева М.А. за указанный период составил "данные изъяты" руб.
Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений установлены в ст.14 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в числе прочих относится и установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 25 февраля 2005 года N17 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма".
Думой муниципального образования г. Черкесска принято решение от 26.09.2013 N73 "Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, для целей признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда города Черкесска", которым установлены пороговые значения доходов и стоимости имущества в целях признания гражданина малоимущим и формулы для исчисления пороговых значений доходов и стоимости имущества.
Расчет, произведенный по установленным формулам, позволяет сделать вывод о том, что величина порогового значения дохода Есенеев М.А. составляет "данные изъяты" руб.
В связи с тем, что уровень дохода Есенеев М.А. превышает пороговое значение, ему было отказано в признании его малоимущим.
В ходе рассмотрения дела истец представил суду расписки о долговых обязательствах, которые, по мнению истца, подтверждают факт перечисления денежных средств на банковские счета истца.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В нарушение приведенных норм, истец не представил суду первой инстанции и суду апелляционной инстанции доказательств, подтверждающих его доводы о том, что денежные средства, поступившие на его расчетные счета, были перечислены ему лицами, указанными в долговых расписках и были получены им в долг.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении искового заявления, являются законными и обоснованными.
Истец не был ограничен судом в представлении доказательств и судом при рассмотрении дела не был нарушен принцип состязательности сторон.
Доводы апелляционной жалобы истца, основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку только наличие болезни, при отсутствии нуждаемости в жилом помещении и отсутствии признания гражданина малоимущим, само по себе не является основанием для предоставления ему жилого помещения по социальному найму.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции не допущены нарушения, влекущие отмену решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 30 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Есенеева М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.