Проект федерального закона N 96700131-2
"Об управлении собственностью Российской Федерации,
находящейся за рубежом"
Досье на проект федерального закона
(с поправками в тексте, принятыми во втором чтении)
Раздел I. Основные положения
Раздел II. Обеспечение права собственности РФ,
находящейся за рубежом
Раздел III. Учет собственности РФ, находящейся за рубежом
Раздел IV. Управление собственностью РФ, находящейся за рубежом
Раздел V. Особенности управления отдельными объектами
собственности РФ, находящейся за рубежом
Раздел I. Основные положения
Статья 1. Основные цели и задачи
Настоящий федеральный закон устанавливает организационные и правовые основы управления федеральной собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом, защиты права собственности Российской Федерации, создания и функционирования системы учета и регистрации объектов зарубежной собственности, организации контроля за эффективностью ее использования, определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти, представляющих Российскую Федерацию в отношениях собственности Российской Федерации при заключении международных договоров Российской Федерации.
Статья 2. Законодательство о собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом
Законодательство о собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом, основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, общепризнанных норм международного права, международных договоров и соглашений, заключенных Российской Федерацией и состоит из настоящего федерального закона, других федеральных законов и иных правовых и нормативных актов Российской Федерации.
Статья 3. Понятия, термины и сокращения
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные термины, понятия и сокращения:
"собственность Российской Федерации (федеральная собственность) находящаяся за рубежом" - вещи, включая ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, результаты интеллектуальной деятельности принадлежащие на праве собственности Российской Федерации и находящиеся за пределами территории Российской Федерации;
"За рубежом" - за пределами территории Российской Федерации:
"Российская Федерация" - государство, принявшее на себя все права и обязательства СССР на движимую и недвижимую собственность СССР;
"декларирование" - добровольное заявление от имени государства, правительства, международной организации, физического, юридического лица о наличии у этого государства, правительства, физического, юридического лица на основаниях, не истекающих из законодательства Российской Федерации во владении, пользовании, распоряжении объектов, имеющих признаки принадлежности к собственности Российской Федерации;
"управление собственностью Российской Федерацией, находящейся за рубежом" - деятельность федеральных органов исполнительной власти, предприятий и учреждений, которым федеральное имущество передано в хозяйственное ведение и оперативное управление, а также деятельность российских и иностранных юридических и физических лиц, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации объекты собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом, переданы в установленном порядке в пользование и владение по иным основаниям, направленная на осуществление единой государственной политики по эффективному использованию и сохранности собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом.
Статья 4. Субъекты права собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом
1. Собственность Российской Федерации, находящаяся за рубежом и управление ею, находится в ведении Российской Федерации.
От имени Российской Федерации правами пользования, владения и распоряжения собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом, выступают Правительство Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, в компетенции которого находятся полномочия на осуществление функций управления и распоряжения государственным имуществом (далее - федеральный орган по управлению государственным имуществом), иные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, пользующиеся всеми правами собственника объектов собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом (далее - субъекты права собственности).
2. Незаконными владельцами для целей настоящего федерального закона могут являться государства, иностранные и российские юридические и физические лица, неправомерно удерживающие объекты собственности Российской Федерации, находящиеся за рубежом, в своем владении, пользовании, распоряжении. Отношения с незаконными владельцами регулируются нормами международного права, национального законодательства страны нахождения объекта собственности, настоящим федеральным законом, другими законами Российской Федерации.
Статья 5. Сфера применения настоящего федерального закона
Настоящий федеральный закон распространяется на находящиеся за рубежом объекты собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации независимо от видов объектов собственности и их ведомственной принадлежности.
Правовые гарантии и законные интересы субъектов Российской Федерации относительно объектов государственной собственности, расположенных за рубежом и находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, осуществляются в соответствии с принципами и нормами международного права, статьями 72 и 73 Конституции Российской Федерации и регулируются международными договорами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Права владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся за рубежом, принадлежащим на праве собственности муниципальным образованиям, осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Применимость к объектам собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом, норм международного права, международных договоров Российской Федерации и национального законодательства иностранных государств местонахождения объектов собственности Российской Федерации
1. В отношениях с иностранными государствами и международными организациями, связанных с собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом, применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
2. В отношениях с иностранными юридическими и физическими лицами, связанных с собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом, применяются нормы международного права, национального законодательства государств местонахождения собственности Российской Федерации в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
3. Российские юридические и физические лица в отношениях, связанных с собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом, руководствуются настоящим федеральным законом.
Статья 7. Правопреемство Российской Федерации в отношении государственной собственности
Российская Федерация, как государство - правопреемник Союза Советских Социалистических Республик, принимает на себя все права и обязательства на расположенные за рубежом Российской Федерации объекты:
бывшей Российской империи - государства, признанного мировым сообществом и существовавшего до 1917 года;
бывшего Союза Советских Социалистических Республик - государства, признанного мировым сообществом и образованного в 1922 году;
бывших Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и иных государств, действовавших в границах СССР в период с 1917 по 1922 годы.
Правомочным представителем Российской Федерации по вопросам правопреемства Российской Федерации в отношении находящейся за рубежом собственности Российской Федерации является уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган по управлению государственным имуществом.
Статья 8. Иммунитет собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом
К объектам собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом, не допускается применение односторонних действий, ущемляющих интересы Российской Федерации со стороны государства места нахождения этих объектов, его органов власти и управления, юридических и физических лиц.
Объекты собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом, обладающие иммунитетом собственности государства не могут быть предметом иска, обеспечения иска (ареста и т.п.) и объектами принудительного исполнения судебных решений.
В случае нарушения какими-либо государствами, его органами власти, юридическими и физическими лицами иммунитета собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом, со стороны Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения и приняты адекватные меры в отношении объектов собственности этих государств, юридических и физических лиц на территории Российской Федерации, регулируемые нормами международного права и законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Объекты федеральной собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом
Объектами собственности Российской Федерации, находящимися за рубежом, являются имущество и имущественные права бывших Российской империи, Союза Советских Социалистических Республик, Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, имущество, приобретенное Российской Федерацией и (или) от ее имени до введения в действие настоящего Федерального закона, и имущество, приобретенное Российской Федерацией и(или) по ее поручению после введения в действие настоящего Федерального закона, с учетом законных переходов прав собственности на это имущество.
К объектам собственности Российской Федерации, находящимся за рубежом, относятся:
движимое и недвижимое имущество, находящееся у федеральных органов исполнительной власти, предприятий и учреждений на правах хозяйственного ведения, оперативного управления, или находящееся у хозяйствующих субъектов на правах аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления (далее - субъекты права пользования и владения) в иных обязательственных отношениях, в том числе:
ценные бумаги, доли, паи и акции, принадлежащие Российской Федерации в находящихся за рубежом юридических лицах; валюта и другие валютные ценности;
плоды и продукция, полученные от выполнения всех видов контрактных и других работ в соответствии с двухсторонними и многосторонними соглашениями, включая межправительственные и межведомственные;
специальные (космические, воздушные, морские, наземные объекты и их инфраструктуры, результаты интеллектуальной деятельности, информационные и архивные ресурсы и иные объекты с учетом действующих в отношении этих объектов соглашений и специфики самих объектов);
движимое и недвижимое имущество, которое находилось во владении, пользовании и распоряжении государственных органов и юридических лиц, находившихся под юрисдикцией Российской империи, СССР, РСФСР правопреемником по которым является Российская Федерации;
государственные внешние (зарубежные) кредиты и инвестиции, иные внешние права требования, правопреемником по которым является Российская Федерация;
имущество, находящееся за рубежом, бывших общесоюзных министерств и ведомств, а также неправительственных организаций, имевших общесоюзный (общероссийский) статус в СССР и РСФСР и выполнявших общегосударственные функции;
имущество, находящееся за рубежом, религиозных организаций, правообладателем которого Российская Федерация определена международными договорами и соглашениями Российской империи, СССР, РСФСР, Российской Федерации;
имущество, находящееся в розыске или законно оформленное в розыск, имущество, неправомерно отчужденное (оформленное или неоформленное) иностранными государствами, юридическими или физическими лицами, претензии по которому подлежат урегулированию в международном правовом порядке;
результаты интеллектуальной деятельности, права обладания и использования которыми переданы Российской Федерации, в том числе произведения науки, литературы, искусства, ноу-хау, торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания;
имущественные права Российской Федерации за рубежом.
Раздел II. Обеспечение права собственности Российской Федерации,
находящейся за рубежом
Статья 10. Приобретение и прекращение права собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом
1. Приобретение и прекращение, права собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом, определяются законодательством Российской Федерации с учетом международных договоров, заключенных Российской Федерацией, общепризнанных норм международного права и законодательства иностранных государств по месту нахождения объектов собственности.
2. Изъятие федеральной собственности Российской Федерации, не допускается, кроме случаев, предусмотренных нормами международного права, признанных Российской Федерацией, или в соответствии с международными договорами, заключенными Российской Федерацией, а также по решениям судов, рассматривающие предъявленные к Российской Федерации иски с согласия Российской Федерации.
В случае изъятия или использования объектов собственности Российской Федерации государством, являющимся местом расположения объектов собственности Российской Федерации, для предотвращения или ликвидации последствий стихийных бедствий, или при других обстоятельствах, имеющих чрезвычайный характер, органы государственной власти, государства, на территории которой эти объекты находятся, обязаны в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международных договоров, заключенных Российской Федерацией, передать Российской Федерации равноценную собственность или выплатить эквивалентную стоимость имущества. Оценка стоимости имущества осуществляется с учетом рыночных цен, складывающихся по местонахождению объектов собственности и их возможному перемещению на территорию других государств.
3. Прекращение права собственности Российской Федерации в отношении объектов собственности Российской Федерации, находящихся за рубежом, вследствие волеизъявления Российской Федерации (отказ от права собственности, отчуждение либо совершение иных действий, определенно и недвусмысленно свидетельствующих об отказе Российской Федерации от владения, пользования, распоряжения объектами собственности Российской Федерации без намерения сохранить какие-либо права на эту собственность) не влечет прекращения права собственности Российской Федерации и обязанностей Российской Федерации по владению, пользованию и распоряжению этими объектами до приобретения права собственности на них другими лицами.
Статья 11. Розыск объектов права собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом.
Объекты, имеющие признаки принадлежности к собственности Российской Федерации, находящиеся за рубежом, могут быть объявлены в розыск.
Розыск объектов, имеющих признаки принадлежности к собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом, осуществляется на основе доверенности, выданной Правительством Российской Федерации либо иным уполномоченным органом от имени Российской Федерации.
Процедуры розыска и установления права собственности Российской Федерации должны открывать разумную возможность для ведения широкого переговорного процесса с иностранными государствами по возвращению и сохранению собственности Российской Федерации и оформлению в необходимых случаях права собственности Российской Федерации.
Расходы, связанные с проведением поиска, защиты и оформления права собственности Российской Федерации на объекты собственности, находящиеся за рубежом, финансируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Оформление права собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом.
Оформление права собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом, осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и международными договорами.
Статья 13. Бремя содержания собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом
1. Российская Федерация несет бремя содержания собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом, если иное не установлено федеральными законами, договорами или международными договорами, заключенными Российской Федерацией.
2. При передаче Российской Федерацией объектов собственности Российской Федерации другому собственнику в порядке отчуждения или иной передаче объектов собственности одновременно передается и бремя содержания данного объекта независимо от коммерческих результатов его использования, при этом ответственность за сохранность объекта собственности Российской Федерации, за неуплату и (или) несвоевременную или неполную уплату платежей по содержанию названного объекта собственности Российской Федерации переходит к новому субъекту права собственности с момента передачи этого объекта.
3. Объекты собственности Российской Федерации, находящиеся за рубежом и не участвующие в коммерческом обороте (имущество и архивы посольств, консульств, иных объектов, предназначенных для обеспечения дипломатической международной неторговой деятельности Российской Федерации) содержатся за счет федерального бюджета Российской Федерации в порядке, установленном законодательством о государственном бюджете Российской Федерации и иными законодательными актами.
Статья 14. Страхование имущества
Имущество объектов федеральной собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом, подлежит имущественному страхованию в пользу Российской Федерации.
Субъекты права пользования и владения осуществляют страхование переданного им в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду или по иным основаниям федерального имущества от рисков полной или частичной его утраты, или повреждения и страхование гражданской ответственности юридического лица, которому передано это имущество в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду или по иным основаниям.
Страхование осуществляется за счет средств субъектов права пользования и владения в порядке и на условиях, устанавливаемых при передаче имущества в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду или по иным основаниям.
Статья 15. Обращения взыскания на собственность Российской Федерации, находящейся за рубежом
1. Обращения взыскания на собственность Российской Федерации, находящейся за рубежом, производится в порядке, установленном федеральными законами и международными договорами.
2. Убытки, причиненные Российской Федерации по вине российских и иностранных юридических лиц и граждан вследствие обращения взыскания третьих лиц на собственность Российской Федерации, находящуюся за рубежом, или иным нарушениям прав собственности Российской Федерации, взыскиваются с указанных иностранных и российских лиц в судебном порядке.
Раздел III. Учет собственности Российской Федерации, находящейся за
рубежом
Статья 16. Государственная регистрация объектов собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом
1. Государственная регистрация объектов недвижимости, находящихся в собственности Российской Федерации за рубежом осуществляется в порядке определяемым федеральными законами.
2. Право собственности на объекты собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат регистрации в "Государственном реестре собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом".
Регистрация собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом, производится федеральным органом исполнительной власти по управлению государственным имуществом, уполномоченным Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иным законодательством Российской Федерации.
Регистрация объектов собственности проводится на основании заявления субъекта права пользования и владения.
3. Регистрация по месту нахождения объектов собственности Российской Федерации, находящихся за рубежом, проводится в соответствии с законодательством государства местонахождения этой собственности.
4. Правила ведения "Государственного реестра собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом" определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим федеральным законом.
5. "Государственный реестр собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом" является документом строгой отчетности и вечного хранения.
6. Лица, допустившие утрату (искажение) данных "Государственного реестра собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом" несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Учет собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом
Учет и инвентаризация собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом, осуществляются субъектами права пользования и владения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Субъекты права пользования и владения ведут бухгалтерский учет соответствующих объектов, представляют необходимую информацию по запросам федеральному органу исполнительной власти по управлению государственным имуществом.
Акт инвентаризации в обязательном порядке представляется в федеральный орган по управлению государственным имуществом.
Статья 18. Декларирование объектов собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом
Российские юридические и физические лица в течение 3-х месяцев со дня официального опубликования настоящего федерального закона могут декларировать объекты зарубежной собственности Российской Федерации, незаконно находящиеся в их владении, пользовании, распоряжении, в том числе на правах хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды, лизинга, доверительного управления, а также информировать учреждения юстиции, федеральный орган исполнительной власти по управлению государственным имуществом об обнаружении у указанных объектов, признаков их принадлежности к собственности Российской Федерации.
Иностранные юридические и физические лица в тот же срок могут декларировать объекты, незаконно находящиеся в их владении, пользовании, распоряжении в консульства или посольства Российской Федерации по месту нахождения объекта собственности.
При декларировании российскими и иностранными юридическими и физическими лицами неправомерно находящихся у них во владении, пользовании, распоряжении объектов федеральной собственности, информировании указанных органов об обнаружении у этих объектов признаков их принадлежности к собственности Российской Федерации, Российская Федерация гарантирует этим лицам преимущественное предоставление правомочий на дальнейшее пользование продекларированными объектами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями настоящего федерального закона.
При несвоевременном декларировании и информировании, Российская Федерация вправе истребовать в судебном порядке свое имущество в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права.
В отношении российских юридических и физических лиц эти же действия влекут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Раздел IV. Управление собственностью Российской Федерации,
находящейся за рубежом
Статья 19. Органы управления собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом.
Управление собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом, осуществляет Правительство Российской Федерации либо по его поручению федеральный орган исполнительной власти по управлению государственным имуществом, иные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной нормативно-правовыми актами, определяющими полномочия этих органов, а также субъекты права пользования и владения.
Статья 20. Управление собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом, на основании доверенности
Управление собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом может осуществляться юридическими лицами и гражданами на основании доверенностей, выданных в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим федеральным законом.
Правила выдачи (изъятия) доверенности на управление, инспекцию и инвентаризацию собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом, устанавливает Правительство Российской Федерации.
Российская Федерация не несет ответственности по обязательствам юридического лица или гражданина, уполномоченного управлять собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом, не вытекающим из его полномочий по управлению собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом, переданных им Правительством Российской Федерации.
Статья 21. Условия выдачи доверенности на управление собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом
Доверенность на управление собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, государственному органу, юридическому лицу или гражданину, компетентному в вопросах управления собственностью на территории государства местонахождения объектов собственности Российской Федерации.
Обязательным условием выдачи доверенности юридическому и физическому лицу с целью коммерческого использования объекта собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом, является установление показателей, обеспечивающих реализацию и защиту экономических интересов Российской Федерации и конкурсная система выдачи доверенности.
Статья 22. Сделки с собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом
Сделки с собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом, осуществляются на основании настоящего федерального закона, иного законодательства Российской Федерации и страны местонахождения собственности.
Сделки, связанные с отчуждением собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом, в том числе сделки купли-продажи, мены, залога, дарения, а также изъятия, перераспределения между государственными предприятиями и учреждениями находящегося за рубежом федерального имущества, внесение ее в уставные капиталы юридических лиц, находящихся или создаваемых за рубежом, совершаются на основании решения Правительства Российской Федерации в порядке, установленном настоящим федеральным законом.
Являются ничтожными сделки, которые были совершены с объектами собственности Российской Федерации, находящимися за рубежом (за исключением специальных объектов) неуполномоченными лицами, с нарушением российского законодательства, а также в отношении которых не были произведены оценка рыночной стоимости и регистрация, в порядке, определенном настоящим Федеральным законом.
Правовой режим владения, пользования, распоряжения объектами федеральной собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом и используемой для обеспечения внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (имущество торговых представительств, представительств при международных организациях, агентства и другие организации), устанавливается специальными решениями Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и законодательством Российской Федерации.
Отношения собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом и приобретенной на основе взаимности, то есть на основе межправительственных соглашений и международных договоров, регулируются межправительственными соглашениями и международными договорами, заключаемыми с учетом принципов международного права и настоящего федерального закона. Имущество, приобретенное по указанным основаниям может находиться только в федеральной собственности Российской Федерации.
Порядок расходования средств, полученных в результате сделок с федеральной собственностью, находящейся за рубежом, включая доходы по ценным бумагам, паям, дивиденды на государственные акции акционерных обществ, а также доходы, полученные от разрешенных видов деятельности учреждений органов власти Российской Федерации, находящейся за рубежом, направляются в федеральный бюджет и отражаются в федеральном бюджете в порядке, определяемом федеральными законами.
Статья 23. Инспекции собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, осуществляет инспекцию объектов собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом.
Порядок проведения и финансирования инспекции устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и законодательством государств, на территории которых производится инспекция и располагаются объекты собственности Российской Федерации.
Раздел V. Особенности управления отдельными объектами собственности
Российской Федерации, находящейся за рубежом
Статья 24. Особенности управления объектами собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом, предназначенной для обеспечения дипломатической и международной неторговой деятельности Российской Федерации
Порядок владения, пользования и распоряжения объектами собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом, используемыми для обеспечения дипломатической и международной неторговой деятельности (имущество и архивы посольств, консульств, дипломатических, консульских представительств) определяются Венской Конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года, другими нормами международного права и специальными соглашениями, действующими между Российской Федерацией и государством местом нахождения объектами собственности Российской Федерации.
Вышеуказанные объекты собственности Российской Федерации, находящиеся за рубежом, обладают иммунитетом собственности государства.
Имущественные сделки с этой собственностью допустимы только после заключения специальных международных соглашений или после снятия иммунитета собственности.
Статья 25. Особенности управления специальными объектами собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом
Особенности управления специальными объектами собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и законодательства Российской Федерации.
Статья 26. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
За нарушение настоящего Федерального закона физические и юридические лица несут ответственность в случаях и в порядке, которые предусмотрены гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации.
Статья 27. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим федеральным законом
1. Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим федеральным законом.
2. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего федерального закона, признаются недействительными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 28. Порядок введения в действие настоящего федерального закона
Настоящий федеральный закон вступает в действие по истечении двух месяцев с момента его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.