Заключение Правительства РФ
от 26 декабря 1998 г. N 6207п-П12
на проект федерального закона
"О повышении минимального размера оплаты труда"
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О повышении минимального размера оплаты труда", внесенный депутатом Государственной Думы А.Г.Головым. По существу законопроекта Правительство Российской Федерации сообщает следующее.
Законопроектом предусмотрено установить с 1 января 1999 г. минимальный размер оплаты труда в сумме 200 рублей (увеличение по сравнению с действующим в 2,4 раза), а стипендии, пособия и другие социальные выплаты населению - исходя из минимального размера оплаты труда, равного одной пятой величины прожиточного минимума в Российской Федерации за ноябрь 1998 г.
Как следует из пояснительной записки, главные задачи законопроекта - увеличение минимального размера оплаты труда и освобождение его от несвойственной функции технического норматива при установлении размеров социальных выплат населению.
Правительство Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета на 1999 год внесло в Государственную Думу проект федерального закона "О порядке установления размеров социальных выплат гражданам Российской Федерации". Указанным законопроектом предусмотрено установить с 1 января 1999 г. размеры стипендий, пособий и других социальных выплат населению в твердых суммах, "оторвав" их тем самым от минимального размера оплаты труда с тем, чтобы в последующем индексировать указанные выплаты отдельными законами исходя из необходимости приближения к величине прожиточного минимума, наличия средств в бюджетах всех уровней, а также с учетом индекса потребительских цен.
Что касается минимального размера оплаты труда, то проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" его увеличение не предусмотрено. В проекте федерального бюджета на 1999 год учтены только средства на повышение с 1 апреля 1999 г. в 1,5 раза тарифных ставок и окладов Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы (ЕТС) в сумме 12,2 млрд. рублей, а также на поэтапную индексацию денежного довольствия военнослужащим в сумме 15 млрд. рублей.
Реализация же представленного законопроекта потребует увеличить тарифные ставки (оклады) ЕТС в 3,3 раза и повлечет за собой в 1999 году дополнительные расходы на эти цели из бюджетов всех уровней в сумме около 178,4 млрд. рублей, в том числе - 45,7 млрд. рублей из федерального бюджета.
Также потребуются дополнительные расходы на установление новых размеров стипендий, пособий и иных социальных выплат населению исходя из одной пятой величины прожиточного минимума в Российской Федерации за ноябрь 1998 г. в сумме 66,2 млрд. рублей из бюджетов всех уровней, в том числе из федерального бюджета - 34,5 млрд. рублей.
Кроме того, значительные дополнительные средства из федерального бюджета потребуются для повышения в 2,4 раза денежного довольствия военнослужащих в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Необходимо также отметить, что законопроектом предусмотрено введение фактически двух размеров минимальной заработной платы - 200 рублей (в статье 1) и одна пятая прожиточного минимума в Российской Федерации за ноябрь 1998 г. (в статье 3), что во-первых, нецелесообразно и, во-вторых, противоречит Федеральному закону "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". В соответствии с указанным законом величина прожиточного минимума должна определяться ежеквартально, а соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума - устанавливаться федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
В связи с изложенным, Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона "О повышении минимального размера оплаты труда".
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации |
В.Матвиенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.