Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99012777-2 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рекламе"
Досье на проект федерального закона
Данный законопроект разработан рабочей группой, созданной в соответствии с решением Комитета Государственной Думы по вопросам геополитики с участием специалистов из научно-исследовательских и производственных структур, непосредственно участвующих в реализации алкогольной продукции, табака и табачных изделий.
Актуальность вопроса, которому посвящен законопроект, вряд ли нуждается в особом обосновании - всем известна ситуация, которая сложилась в Российской Федерации в связи с тем, что статьей 33 Федерального закона "О рекламе" запрещена реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий в телепрограммах. Указанной статьей 33 прекращено действие пункта 1 статьи 16.
Во-первых, запрещение в телепрограммах рекламы алкогольных напитков, табака и табачных изделий создало ситуацию, когда граждане Российской Федерации ориентированы на приобретение алкогольной продукции, табака и табачных изделий иностранного производства, особенно табачных изделий, которые широко рекламировались до принятия Федерального закона "О рекламе" и заполнили российский рынок, вытеснив алкогольную продукцию, табак и табачные изделия российского производства.
Несмотря на то, что реклама алкогольной продукции, табака и табачных изделий в телепрограммах запрещена, на рынке товаров и услуг реклама иностранной продукции существует и даже усиливается, что носит значительный урон для продукции российского производства.
Иностранные компании и рекламодатели, заинтересованные в рекламе своей алкогольной продукции, табака и табачных изделий, имеют необходимые финансовые средства для размещения рекламы в видео-, аудио- и кинопродукции и в печатных изданиях. Они обращают внимание потребителя на конкретные марки (модели) товара либо на изготовителя и поддерживают интерес к ним российского потребителя.
Во-вторых, запрет российским телекомпаниям рекламировать алкогольную продукцию, табак и табачные изделия нанесли им определенные убытки не только из-за недополученных финансовых средств от иностранных рекламодателей, но и от российских производителей этой продукции. Запрет рекламы в телепрограммах наносит ущерб и экономике Российской Федерации, которая ориентирована на продукцию отечественных товаропроизводителей.
Отказ от запрещения рекламы алкогольной продукции, табака и табачных изделий в телепрограммах даст возможность российским производителям увеличить объем производства доброкачественного товара, что в свою очередь даст возможность увеличить отчисления в федеральный бюджет в виде налогов, сборов и акцизов.
В-третьих, разрешение рекламы алкогольной продукции, табака и табачных изделий в телепрограммах в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О рекламе" одновременно с информацией о вреде курения и алкоголя (20% стоимости размещения рекламы алкогольной продукции, табака и табачных изделий) сыграет положительную роль в отношении оздоровления алкогольной ситуации в Российской Федерации, защиты жизни и здоровья людей от алкоголизма и наркотической болезни.
Реализация пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О рекламе" даст возможность одновременно с рекламой алкогольной продукции, табака и табачных изделий:
направить усилия на воспитание несовершеннолетних и лиц в возрасте до 21 года на защиту их от пьянства, курения и алкоголизма;
запретить рекламу алкогольной продукции, табака и табачных изделий в детских, медицинских, спортивных, культурных организациях, а также ближе 100 метров от них.
Т.е. правовые нормы пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О рекламе" более суровы и дееспособны, чем простое запрещение рекламы в телепрограммах. Законопроектом предлагается вернуться к правовым нормам пункта 1 статьи 16.
Редакция вносимых дополнений и изменений в законопроект приведена в соответствие с формулировками и терминологией Федерального закона "О рекламе" и другими федеральными законами, регулирующими производство и оборот алкогольной продукции.
Реализация предлагаемого законопроекта не связана с дополнительными финансовыми затратами и его принятие не потребует разработки новых нормативных и правовых актов, а также отмены или дополнения ранее принятых законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.