Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе начальника Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Департамента культурного наследия города Москвы Добрянина С.В. на постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 20 мая 2019 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО "Эллионс" прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
09 ноября 2018 года главным инспектором Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Самашовым П.Е. в отношении ООО "Эллионс" составлен протокол N *** АД 2018 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Указанный протокол и материалы дела направлены в Замоскворецкий районный суд г. Москвы для решения вопроса о привлечения ООО "Эллионс" к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Постановлением судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 20 мая 2019 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО "Эллионс" прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с названным выше судебным актом, начальник Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Департамента культурного наследия города Москвы Добрянин С.В. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить. В обоснование доводов жалобы указал на то, что обжалуемое решение судьи вынесено без всестороннего и полного исследования материалов дела, вывод судьи о наличии оснований для прекращения производства по делу в отношении ООО "Эллионс" является необоснованным, так как ООО "Эллионс" организовало проведение работ (бездействие) в нарушение требований ст. 47.2 Федерального закона Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в связи с чем, бездействие Общества образует состав, предусмотренный ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Представитель Департамента культурного наследия города Москвы Серебрянникова С.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Защитник ООО "Эллионс" по доверенности Рябоконь Д.К. просил отказать в удовлетворении требований заявителя жалобы, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников судебного процесса, прихожу к следующему.
Согласно положениям ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Как следует из протокола об административном правонарушении, на основании задания на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия от 06 сентября 2018 года N ***, а также в связи с запросом Басманной межрайонной прокуратуры города Москвы, должностным лицом Мосгорнаследия 06 сентября 2018 года осуществлен осмотр территории объекта археологического наследия "Культурный слой "Белого города", Х IV -Х VII вв. н.э.", а также территории выявленного объекта археологического наследия "Культурный слой в границах горда Москвы Х VIII в. (Камер-Коллежского вала)" расположенной по адресу: г. *** (внутри дворовая территория) (далее -Объект).
Собственником здания, расположенного по адресу: ***, стр. 1 является ООО "Эллионс".
В ходе осмотра (акт осмотра 3 11П/2018 от 07 сентября 2018 года с материалами фотофиксации) выявлены нарушения обязательных требований законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия со стороны ООО "Эллионс", а именно организованы земляные работы с целью прокладки и ремонта инженерных сетей путем обустройства открытого разрытия прямоугольной формы в глубину превышающее 1,7 м. работы проводятся при отсутствии согласованной с Мосгорнаследием проектной документации содержащей обязательные раздел об обеспечении сохранности объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на объекте культурного наследия.
Должностным лицом Мосгорнаследия в вину ООО "Эллионс" вменялось совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, выразившееся в нарушении требований ст. 33, 36, 40, 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а именно: в организации земляных работ в границах территории Объекта без согласованной в установленном порядке проектной документации.
Судья районного суда в ходе рассмотрения дела пришел к выводу о прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указав на отсутствие в КоАП РФ понятия солидарной ответственности субъектов административного правонарушения, так как по адресу проверки ООО "Эллионс" земляные работы не осуществляло, работы проводились ИП *** Р.А, с которой 01 августа 2018 года Обществом заключен договор подряда N *** на производство земляных работ по адресу: г. *** Д анный факт установлен постановлением Басманного районного суда г. Москвы от 06 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении о привлечении ИП *** Р.А. к ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
В жалобе заявитель ссылается на то, что обжалуемое решение судьи вынесено без всестороннего и полного исследования материалов дела, в связи с чем, вывод судьи о наличии оснований для прекращения производства по делу в отношении ООО "Эллионс" является необоснованным. Нарушение со стороны ООО "Эллионс" выразилось в бездействии, а именно: в непринятии мер, направленных на разработку и согласование с Мосгорнаследием проектной документации с разделом об обеспечении сохранности объекта культурного наследия при проведении работ на территории Объекта, в соответствии с установленными законодательствами требованиями, тогда как ИП *** Р.А. привлечена к ответственности по факту проведения работ без проектной документации с разделом об обеспечении сохранности объекта культурного наследия. Начальник Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Департамента культурного наследия города Москвы Добрянин С.В. в жалобе указывает, что ООО "Эллионс" организовало проведение работ (бездействие) в нарушение требований ст. 47.2 Федерального закона Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а ИП *** Р.А. выполнила работы в отсутствие законных оснований (действие), чем нарушила требования ст. 36 вышеназванного закона.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ООО "Эллионс" дела об административном правонарушении, имели место 06 сентября 2018 года.
Статьей 4.5 КоАП РФ установлен срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, который составляет 1 (один) год.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истек 06 сентября 2019 года.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ, по истечении установленного срока давности вопрос о вине и административной ответственности лица, в отношении которого прекращено производство по делу, обсуждаться не может, поскольку это ухудшает положение лица, привлекаемого к ответственности.
Согласно положениям ст. 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено решение, которым усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В связи с вышеуказанными положениями КоАП РФ обсуждения вопроса о виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности в рамках рассмотрения настоящей жалобы на постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 20 мая 2019 года - невозможно.
Следует также отметить, что начальник Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Департамента культурного наследия города Москвы Добрянин С.В. в настоящей жалобе указывает на то, что ООО "Эллионс" организовало проведение работ (бездействие) в нарушение требований ст. 47.2 Федерального закона Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в связи с чем, бездействие Общества образует состав, предусмотренный ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Вместе с тем, при изучении протокола об административном правонарушении N *** АД 2018 от 09 ноября 2018 года (л.д. *** ) не следует, что ООО "Эллионс" вменено нарушение требований ст. 47.2 Федерального закона Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Должностным лицом в протоколе об административном правонарушении прямо указано, что действие ООО "Эллионс" по организации земляных работ в границах территории Объекта без согласованной в установленном порядке проектной документации нарушают установленные законодателем требования по сохранению, использованию объекта культурного наследия.
На данное противоречие было указано судьей Замоскворецкого районного суда г. Москвы в определении о возврате материалов дела в административной орган от 14 ноября 2018 года (л.д. *** ), которое не было устранено должностным лицом Мосгорнаследия.
Частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 данного Кодекса. В силу части 2 указанной статьи в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе событие административного правонарушения.
Данный протокол является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое ему обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
Поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности истек, возможность правовой оценки действий ООО "Эллионс" в силу закона отсутствует, предусмотренных КоАП РФ оснований для отмены постановления судьи не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 20 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО "Эллионс" - оставить без изменения, жалобу начальника Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Департамента культурного наследия города Москвы Добрянина С.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.