Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Хачатряна** на постановление судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 09 августа 2019 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Пресненского районного суда г. Москвы 09 августа 2019 года Хачатрян**признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Хачатрян**ставит вопрос об отмене названного постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь, что постановление вынесено с нарушениями материального и процессуального права, а назначенное наказание является чрезмерным, указывает об отсутствии состава правонарушения, так как участвовал в одиночном пикете, публичное мероприятие носило мирный характер, нарушено право на свободу выражения мнений, не были приняты представленные им доказательства, нарушена подсудность при рассмотрении дела, он был незаконно задержан и несвоевременно доставлен в отделение полиции, нарушена подсудность при рассмотрении дела.
Проверив материалы дела, выслушав Хачатряна**. и его защитника Макарову **, обозрев видеозапись задержания на телефоне Хачатряна**, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи
Положениями ст.7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрено проведение публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) с предварительным уведомлением о его проведении.
Как установилсуд первой инстанции 03.08.2019 г. в период времени с 14 час. 00 мин. до 20 час. 20 мин. по адресу: г.Москва, Трубная пл, около памятника "Солдатам правопорядка", Хачатрян** в составе группы граждан в количестве около 100 человек, продолжал принимать участие в несогласованном публичном мероприятии, на требования сотрудников полиции покинуть место проведения несогласованной акции и прекратить участие в ней не реагировал, при этом привлекая внимание граждан и средств массовой информации, хлопая в ладоши и размахивая руками, чем нарушил требования ч.3 ст. 6 Федерального Закона от 19.06.2004 г. N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", и закона города Москвы N 10 от 04.04.2007 года "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований", т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ, и виновность Хачатряна**подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:
- протоколом об административном правонарушении от 03.08.2019 года, согласно которому 03 августа 2019 года в центральной части города Москвы, в том числе по адресу: г..Москва, Трубная пл, около памятника "Солдаты правопорядка", состоялось публичное массовое мероприятие в форме митинга и шествия, несогласованного с органами исполнительной власти г..Москвы с количеством участников около 100 человек, одним из участников которого являлся Хачатрян** Проведение в центральной части г..Москвы 03.08.2019 г..публичных массовых акций (митингов, шествий и т.д.) Правительством г..Москвы не согласовывалось. В целях информирования граждан, в том числе граждан, желающих принять участие в данной акции, в сети "Интернет" с 13 час. 37 мин. 02.08.2019 г..на общедоступном официальном сайте ГУ МВД России по г..Москве в разделе "Новости" размещено официальное предупреждение о том, что проведение публичного мероприятия 03.08.2019 г..в центральной части г..Москвы и участие в нем незаконно. Кроме того, 03.08.2019 г..сотрудниками полиции непосредственно во время проведения данного несанкционированного митинга посредством громкоговорителей осуществлялось информирование его участников о том, что проведение публичного мероприятия 03.08.2019 г..в центральной части города не согласовано с органами исполнительной власти г..Москвы и участие в нем незаконно, а также участникам мероприятия неоднократно было предложено покинуть место проведения несогласованной акции и прекратить участие в ней.
Вместе с тем, 03.08.2019 г..в период времени с 14 час. 00 мин. до 20 час. 20 мин. по адресу: г..Москва, Трубная пл, около памятника "Солдатам правопорядка", Хачатрян А.С. в составе группы граждан в количестве около 100 человек, продолжал принимать участие в несогласованном публичном мероприятии, на требования сотрудников полиции покинуть место проведения несогласованной акции и прекратить участие в ней не реагировал, при этом привлекая внимание граждан и средств массовой информации, хлопая в ладоши и размахивая руками, чем нарушил требования ч.3 ст. 6 Федерального Закона от 19.06.2004 г..N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", и закона города Москвы N 10 от 04.04.2007 года "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований", т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ;
- рапортами полицейского 1 роты 1 батальона 2 ОПП ГУ МВД России по г. Москве сержанта полиции Ностаева** и полицейского 2 роты батальона моторизованного 2 ОПП ГУ МВД России по г. Москве сержанта полиции Борисова **, согласно которым 03.08.2019 г. они находились на службе по охране общественного порядка и общественной безопасности, при проведении несогласованного с органами исполнительной власти г. Москвы публичного мероприятия в форме шествия, по адресу: г. Москва, Трубная площадь, напротив памятника "Солдатам правопорядка".Сотрудниками полиции непосредственно во время проведения данного несанкционированного митинга посредством громкоговорителей осуществлялось информирование его участников о том, что проведение публичного мероприятия 03.08.2019 г. в центральной части города не согласовано с органами исполнительной власти г.Москвы и участие в нем незаконно, а также участникам мероприятия неоднократно было предложено покинуть место проведения несогласованной акции и прекратить участие в ней. Вместе с тем, 03.08.2019 г. в период времени с 14 час. 00 мин. до 20 час. 20 мин. по адресу: г.Москва, Трубная пл, около памятника "Солдатам правопорядка", Хачатрян** в составе группы граждан в количестве около 100 человек, продолжал принимать участие в несогласованном публичном мероприятии, на требования сотрудников полиции покинуть место проведения несогласованной акции и прекратить участие в ней не реагировал, при этом привлекая внимание граждан и средств массовой информации, хлопая в ладоши и размахивая руками, чем нарушил требования ч.3 ст. 6 Федерального Закона от 19.06.2004 г. N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", и закона города Москвы N 10 от 04.04.2007 года "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований", т.е. Хачатрян** совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ;
- протоколом об административном задержании Хачатрян**. от 03.08.2019 г. в связи с совершением им административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ;
- объяснениями Борисова ** и Ностаева ** от 03.08.2019 г, которые по своему содержанию аналогичны составленным им рапортам;
- ответом первого заместителя руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г.Москвы Олейник В.В. от 03.08.2019 г, из которого следует, что публичные мероприятия на 03.08.2019 г. в центральной части г. Москвы не согласовывались, а также иными материалами дела.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Представленная видеозапись не отражает полностью всех действий Хачатряна** на публичном мероприятии, поэтому не свидетельствует о его невиновности.
Согласно требованиям ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, являющееся участником публичного мероприятия в форме шествия, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вывод судьи районного суда о наличии в действиях Хачатряна**состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ, явл яется правильным, основан на материалах дела и действующем законодательстве.
О том, что Хачатрян**был проинформирован о незаконности названного выше публичного мероприятия, следует из представленных в материалы дела доказательств, в том числе, рапортов сотрудников полиции и их письменных объяснений.
При таких обстоятельствахХачатрян**, зная о несогласованности публичного мероприятия, принял в нем участие, не прекратил публичное мероприятие, его действия правильно квалифицированы по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Согласиться с доводом о нарушении права на свободу выражения мнения и свободу собраний не представляется возможным.
Положения Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства ( статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3)
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее в силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 года по делу "Махмудов против Российской Федерации", от 14 февраля 2006 года по делу "Христианско-демократическая народная партия против Молдовы" и от 20 февраля 2003 года по делу "Джавит Ан (DjavitAn) против Турции").
При таких обстоятельствах участие в публичном мероприятии, проводимом в нарушение требований положений Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" о согласовании указанного мероприятия с органом исполнительной власти, не свидетельствует о нарушении прав Хачатряна** на свободу выражения мнения и свободу собраний.
Протокол об административном правонарушении был оформлен уполномоченным должностным лицом.
К аких-либо обстоятельств, порочащих протокол об административном правонарушении как доказательство, судьей районного суда обоснованно не выявлено.
Согласно чч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются, в том числе документами, которые на основании ч. 1 ст. 26.7 КоАП РФ признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Поскольку рапорты сотрудников полиции Борисова ** и Ностаева**составлены в рамках осуществления их должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило выявление факта совершения административного правонарушения, рапорты содержат сведения, имеющие значение для установления фактических обстоятельств по делу, судья районного суда обоснованно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.
В материалах дела имеются объяснения Борисова ** и Ностаева**При этом указанные лица были предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний. Оснований для повторного допроса указанных свидетелей у суда не имелось.Их показания непротиворечивы и согласуются с иными доказательствами по делу. Оснований для оговора Хачатряна**.у Борисова**. и Ностаева **не имелось.
Материалы дела свидетельствуют о том, что к выводу о виновности Хачатряна**в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ, судья районного суда пришел на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Достоверность и допустимость доказательствпроверены, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины Хачатряна**в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Обязательное участие в судебном заседании лица, поддерживающего обвинение от имени государства для данной категории дел нормами КоАП РФ не предусмотрено.
Статьей 6 Конвенции о защите прав и основных свобод, ст. 46, 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом.
Из разъяснений п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
Таким образом, требованиями КоАП РФ не предусмотрена необходимость обязательного участия в рассмотрении в судебном заседании лица, поддерживающего обвинение от имени государства для данной категории дел.
Довод о незаконности доставления в отделение полиции не влияет на выводы о виновности Хачатряна**и квалификацию его действий.
Как усматривается из материалов дела, протокол об административном правонарушении, протокол о доставлении и протокол о задержании в отношении Хачатряна**составлены должностным лицом органов внутренних дел, уполномоченным составлять такие протоколы об административном правонарушении в соответствии с чч.1, 2 ст.28.3 КоАП РФ в нормативном единстве с п.9 ч.2 ст.23.3 КоАП РФ, в данных протоколах имеются все необходимые сведения, наличие которых установлено ст.ст.27.2, 27.4, 28.2 КоАП РФ.
Статьей 27.1 КоАП РФ доставление и задержание предусмотрены как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч.1 ст.27.3 КоАП РФ административное задержание может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
О произведенном доставлении и административном задержании составлены протоколы, имеющиеся в материалах дела. Данные протоколы соответствуют требованиям ст.27.2, 27.4 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, Хачатрян** принял участие в составе группы граждан в публичном мероприятии, в общественном месте, вследствие чего у сотрудников полиции отсутствовала объективная возможность для составления протокола об административном правонарушении в отношении него на месте выявления административного правонарушения.
При таких обстоятельствах нельзя согласиться с доводом о незаконности применения данных мер.
Вопреки мнению стороны защиты настоящее дело рассмотрено судьей Пресненского районного суда г. Москвы с соблюдением правил подсудности.
В силу ч. 1.2 ст. 29.5 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.3, 20.2 и 20.2.2 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту выявления административного правонарушения.
Согласно разъяснениям п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" ч. 1.2 ст. 29.5 КоАП РФ установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению в связи с заявлением лицом соответствующего ходатайства.Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.2, рассматриваются по месту выявления административного правонарушения, под которым следует понимать место, где должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, либо прокурором устанавливались данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, и иные обстоятельства совершения правонарушения и был составлен протокол об административном правонарушении, вынесено постановление о возбуждении дела.
Как усматривается из материалов дела, местом выявления вмененного Хачатряну**административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ является ОМВД России по Пресненскому району г. Москвы, территория которого относится к подсудности Пресненскогорайонного суда г. Москвы.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей назначено Хачатряну**в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ. При назначении административного наказания судья районного суда учел данные о личности виновного, характер совершенного им административного правонарушения, а также конкретные обстоятельства дела.
Порядок и срок давности привлечения Хачатряна**к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 09 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Хачатряна**оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда И.П. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.