Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99001861-2 "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Киринский перспективный блок проекта "Сахалин-3")"
Досье на проект федерального закона
1. Обоснование необходимости принятия законопроекта
Настоящий проект федерального закона определяет участок недр, право пользования которым может быть предоставлено на условиях раздела продукции в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". В данный проект включен Киринский перспективный блок проекта "Сахалин-3", расположенный в пределах территориального моря и на шельфе Российской Федерации в Охотском море.
Освоение указанного объекта на условиях соглашений о разделе продукции позволит решить социальные проблемы: сохранение рабочих мест, жизнеобеспечение крупных населенных пунктов Дальневосточного региона энергоресурсами, проведение конверсии на предприятиях оборонной промышленности. Для освоения указанного объекта требуются значительные капитальные вложения. Без привлечения средств инвесторов на условиях соглашений о разделе продукции освоение этого перспективного блока не будет реализовано.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 357-р по Киринскому блоку был проведен открытый конкурс на право пользования недрами, победителями которого были признаны дочерние компании "Мобил" и Тексако", выступившие в качестве единого участника конкурса.
По данному законопроекту имеется положительное решение Сахалинской областной Думы.
Кроме того, принятие данного Закона позволит на основании подписанного с компаниями "Мобил" и "Тексако" протокола включить российских партнеров (ОАО "НК Роснефть" и ОАО "Роснефть - Сахалинморнефтегаз") в соглашение с долевым участием 33%.
Основные данные по объекту недропользования, включенному в законопроект, прилагаются.
2. Справка о состоянии законодательства в сфере недропользования
В сфере недропользования в Российской Федерации действуют Закон Российской Федерации "О недрах", Федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "О соглашениях о разделе продукции".
3. Предложение о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации закона
Реализация вносимого Федерального закона не потребует разработки и принятия нормативных правовых актов.
4. Перечень законов и иных нормативных актов, отмены, изменения, дополнения или принятие которых потребует принятие законопроекта
Принятие вносимого проекта федерального закона не потребует отмены, изменения, дополнения или принятия дополнительных законов и иных нормативных актов.
5. Финансово-экономическое обоснование
Реализация Федерального закона "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Киринский перспективный блок проекта "Сахалин-3")" не потребует дополнительных и иных затрат из Федерального бюджета Российской Федерации.
Обосновывающие материалы
1. Общие сведения
Киринский перспективный блок входит в проект "Сахалин-3", расположен в пределах территориального моря и на континентальном шельфе Российской Федерации в Охотском море и занимает площадь около 7 тыс.кв.км. Киринский блок включает несколько разведочных объектов, наиболее перспективным их которых является Южно-Киринская структура. Поисковое и разведочное бурение в пределах Киринского участка не проводилось, перспективы на нефть и газ обусловлены проведенными сейсмическими и геохимическими исследованиями.
2. Недропользователь
Победителем международного конкурса на право пользования недрами Киринского поискового блока, проведенного в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.03.93 г. N 357-р, конкурсной комиссией были признаны компании "Мобил Венчерс Инк." и "Тексако Эксплорейшн Сахалин Инк.", выступавшие в качестве единого участника конкурса.
3. Краткая геологическая характеристика
По результатам геофизических исследований, проведенных начиная с 1996 г. на восточном шельфе о.Сахалин был выявлен целый ряд перспективных структур, в том числе и на Киринском блоке. Потенциальные ресурсы углеводородного сырья Киринского блока по оценке специалистов треста Дальморнефтегазразведка составляют: нефти - 1811 млн.т, газа - 873 млрд.м3, газового конденсата - 62,3 млн.т. Основные ресурсы углеводородного сырья приурочены к Южно-Киринской и Мынгинской структурам Киринского поискового блока, однако степень их достоверности не высока, так как эти структуры геофизическими исследованиями не подготовлены под поисковое и разведочное бурение и перспективные ресурсы не поставлены на государственный баланс запасов. Поисково-разведочное бурение в пределах Киринского блока не проводилось.
4. Основные критерии целесообразности включения Киринского блока в перечень
Конкурс на право пользования недрами Киринского блока и переговоры по условиям соглашения о разделе продукции проводились до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции". Проект Соглашения был одобрен конкурсной комиссией 22 мая 1996 г., т.е. после вступления в силу Федерального закона, в связи с чем возникла необходимость включения указанного объекта в Федеральный закон "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции".
В целях решения вопросов социально-экономического развития Дальнего Востока и для снижения затрат на освоение шельфа Охотского моря, необходимо проводить комплексную реализацию проектов Сахалин-1, Сахалин-2, Сахалин-3, Сахалин-5 и Сахалин-6. Для реализации указанных проектов требуется вложение огромных капитальных затрат, что обусловлено сложными природно-климатическими условиями, строительством специальных ледостойких платформ для осуществления бурения скважин и последующей добычи углеводородного сырья, созданием специальной инфраструктуры нефтедобычи, нефтепереработки и заводов по подготовке сжиженного газа на о.Сахалин.
Реализация указанных проектов, требующих привлечения огромных инвестиций, возможна только на условиях СРП. Добыча углеводородов на шельфе о.Сахалин позволит снять напряжение со снабжением энергоносителями регионов Дальнего Востока и приблизит рынки сбыта углеводородного сырья на экспорт.
5. Основные технико-экономические показатели освоения
Результаты предварительного экономического анализа разработки Киринского блока показывают, что инвестор должен вложить в проект более 30 млрд.долл. США без учета инфляции, в том числе в капитальные вложения - 13,5 млрд.долл. Срок отрицательного потока наличности при действующей налоговой системе будет составлять 16 лет, при этом проект будет убыточным для инвестора около 45 лет.
По результатам переговоров об условиях соглашения, которые проводились до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", компании Мобил и Тексако обязались вложить только в программу поисково-разведочных работ на Киринском блоке не менее 151 млн.долл. США и выплатить разовых платежей в виде бонусов 50 млн.долл.
В случае открытия промышленных скоплений углеводородного сырья на Киринском блоке и добычи его на условиях СРП валовый доход по проекту за период действия соглашения составит 58,5 млрд.долл. США, при этом государственная доля в чистой прибыли составит 62,3%, а с учетом доли российских партнеров - 75%, доля иностранного инвестора - 25%. Предполагаемый объем добычи нефти за период действия соглашения составит 453 млн.т.
6. Оценка социальных последствий реализации проекта
Включение Киринского блока в Федеральный закон "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции" в 1998 году и последующее заключение соглашения о разделе продукции по этому блоку, послужит основанием для участия, в равных с компаниями Мобил и Тексако долях, российских партнеров ОАО "Роснефть - Сахалинморнефтегаз" и ОАО "НК "Роснефть" (33%) в реализации соглашения о разделе продукции Киринского блока.
При реализации соглашения о разделе продукции государство получит около 20 млрд.долл. прямых поступлений от проекта в виде налогов и прибыльной доли государства при добыче углеводородного сырья только по Южно-Киринской площади.
Реализация проекта приведет к созданию 10000 рабочих мест в период строительно-монтажных работ и 4000 рабочих мест в период добычи.
Занятость в подрядных и субподрядных работах по проекту составит ориентировочно около 20000 рабочих мест.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.