Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98108951-2 "О внесении изменений в статью 96 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР"
Досье на проект федерального закона
Обстановка в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции России из-за постоянного переполнения арестованными, крайне недостаточного выделения бюджетных ассигнований для обеспечения жизнедеятельности и развития учреждений приблизилась к критическому уровню.
Имеющиеся в системе возможности по соблюдению установленных законом норм содержания под стражей исчерпаны. Около 90 тысяч подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений лишены индивидуальных спальных мест, вынуждены спать по очереди в две-три смены. Надлежащие условия для изоляции здоровых лиц от инфекционных больных отсутствуют. Скученность арестованных способствует обострению хронических заболеваний, распространению инфекций, росту смертности.
Бюджетных ассигнований, выделяемых ежегодно на обновление изношенной материально-технической базы следственных изоляторов и тюрем и ее расширение в соответствии с целевой федеральной программой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года N 1231, чрезвычайно мало. Они составляют не более одного-двух процентов от потребности в капитальных вложениях, необходимых для реализации этой программы. Фактическое финансирование с учетом средств, привлекаемых из местных бюджетов, не позволяет изменить неблагоприятную ситуацию с размещением арестованных.
Частичному решению проблемы нормализации условий содержания под стражей и приведения их в соответствие с обязательствами, взятыми на себя Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы, могут способствовать конкретные меры правового регулирования, направленные на сокращение численности арестованных, что даст определенную экономию бюджетных ассигнований, выделяемых на их содержание в следственных изоляторах.
Практика работы мест предварительного заключения под стражу свидетельствует о том, что из-за несовершенства законодательства и по иным причинам в последнее время ежегодно из следственных изоляторов освобождается более 125 тыс.человек, или каждый четвертый из числа вновь арестованных, в связи с изменением меры пресечения, прекращением уголовных дел на стадии дознания, предварительного расследования, по оправдательным судебным приговорам либо приговорам, не связанным с лишением свободы. Кроме того, около 50 тыс.человек, числящихся за судами, содержится под стражей с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, из них более одной тысячи - свыше трех лет. Расчеты показывают, что государственные затраты на содержание в следственных изоляторах лиц, незаконно или необоснованно взятых под стражу (без учета расходов на их сопровождение и участие в следственных и судебных мероприятиях), составляют в среднем более 206 млн. рублей в год.
Вносимые законопроектом изменения в статью 96 УПК РСФСР исключают, кроме отдельных случаев, заключение под стражу обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок менее двух лет.
Принятие данного законопроекта позволит существенно сократить количество обвиняемых, содержащихся под стражей, и несколько нормализовать условия размещения арестованных в следственных изоляторах.
Концепция данного проекта закона соответствует концепции проекта нового Уголовно-процессуального закона Российской Федерации, принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 6 июня 1997 года в первом чтении.
На его реализацию не потребуется выделения расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.