Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99010856-2 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на устранение пробела в правовом регулировании отношений по приватизации гражданами жилых помещений в коммунальных квартирах. Этот пробел возник в результате признания Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ограничивающих право граждан на приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1998 года N 25-IП).
Как сказано в постановлении Конституционного Суда: "граждане, проживающие в коммунальных квартирах, имеют право на приватизацию жилых помещений без каких-либо предварительных условий, в частности независимо от воли собственника коммунальной квартиры (т.е. собственника жилищного фонда) и других нанимателей, так и от того, приватизируются ли другие жилые помещения в той же квартире".
Концепция законопроекта заключается в законодательном закреплении права граждан Российской Федерации приватизировать занимаемые ими изолированные жилые помещения (т.е. комнаты) в коммунальных квартирах, а также в установлении механизма отчуждения собственником жилого помещения в коммунальной квартире с предоставлением преимущественного права его покупки гражданам, проживающим в этой же квартире, а также собственникам других жилых помещений в этой же квартире. В случае нереализации указанными лицами этого права (в течение месяца со дня извещения о намерении собственника продать жилое помещение), преимущественное право покупки возникает у соответствующих органов местного самоуправления (или других собственников жилого фонда), которые вправе реализовать это право, при согласии вышеуказанных лиц, только с целью дальнейшего расселения коммунальной квартиры.
Законопроект также предусматривает право граждан, проживающих в коммунальных квартирах на получение субсидии для покупки продаваемой комнаты в этой же квартире, в пределах социальной нормы площади жилья, при этом порядок получения, размеры субсидий устанавливаются законами субъектов Российской Федерации с учетом месячного дохода на одного члена семьи, длительности пребывания на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (часть 4 новой статьи 5).
Особо следует отметить, что ясная и достаточно подробная регламентация порядка отчуждения (в том числе путем продажи) приватизированного помещения в коммунальной квартире, закрепленная в предложенной новой редакции статьи 5 действующего Закона, является необходимой юридической гарантией учета интересов всех граждан, проживающих в коммунальной квартире. Такие нормы могут быть закреплены только федеральным законом, поэтому они и включены в рассматриваемый проект закона.
В законопроекте также имеются положения (часть 5 новой статьи 5), способствующие расселению коммунальных квартир с согласия проживающих в них граждан в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Концептуально важными особенностями проекта закона являются:
1) отсутствие в нем положений, реализация которых потребовала бы затрат федерального бюджета;
2) отсутствие дополнений, расширяющих перечень жилых помещений, приватизация которых не допускается.
Этим законопроектом также вносятся минимальные корректировки в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" с целью приведения терминологии в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.
Используемое в пактах 2, 6 статьи 1 проекта закона понятие "договор социального найма" соответствует терминологии статьи 672 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 672 ГК РФ "договор социального найма заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством".
Но, так как в действующем Жилищном кодексе РСФСР (статьи 51, 52 ЖК РСФСР) и на практике все еще используется понятие "договор найма" в значении понятия "договор социального найма", а новый Жилищный кодекс РФ еще не принят, то в подпункте 2 пункта 2 статьи 1 представленного законопроекта используется формулировка, распространяющая право на приватизацию жилья как на граждан, занявших жилые помещения его по договору социального найма (что уже имеется в некоторых субъектах Российской Федерации), так и на занявших помещения по договору найма в значении, используемом действующим Жилищным кодексом РСФСР.
Законопроект не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и, следовательно, заключения Правительства Российской Федерации не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.