Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99001370-2 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" (по вопросу о защите объектов интеллектуальной собственности)
Настоящий законопроект разработан рабочей группой Комитета Государственной Думы по вопросам геополитики по инициативе Министерства внутренних дел Российской Федерации, Роспатента, Коллегии адвокатов г.Москвы, Российской видеоассоциации и других заинтересованных ведомств и общественных организаций.
Вносимые поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР исходят из того, что сложилась крайне тяжелая ситуация в области использования объектов интеллектуальной собственности.
Несовершенство правового механизма охраны объектов интеллектуальной собственности привели к массовому незаконному использованию в коммерческих целях аудио-, видеокассет, компакт-дисков, произведений науки, литературы, искусства, объектов смежных прав (фонограмм, передач радио и телевидения), промышленной собственности (изобретений, товарных знаков и т.д.) и в конечном итоге к возникновению организованной преступности в этой области.
Прилавки рынков завалены некачественной продукцией, изготовленной кустарно. До 90 % всех видеокассет, компакт-дисков, программ для ЭВМ, книг являются "пиратскими", т.е. изготовленными и продаваемыми с нарушением авторских прав. Идет безналоговое обворовывание государства на миллиарды долларов США ежегодно.
По оценкам российских и зарубежных экспертов ущерб Российской Федерации от "пиратства" оценивается в несколько миллиардов долларов США ежегодно.
Основная причина в том, что в Уголовном кодексе Российской Федерации должны быть серьезные уголовные санкции за экономические преступления в области интеллектуальной собственности. Ряд правовых норм сформулирован не полно и поэтому МВД России не в состоянии применять санкции в полной мере.
Уголовный кодекс Российской Федерации включает три статьи: 146 - "Нарушение авторских и смежных прав", 147 - "Нарушение изобретательских и патентных прав" и 180 - "Незаконное использование товарного знака". Однако они не охватывают всего круга подлежащих охране объектов интеллектуальной собственности, а их санкции не позволяют правоохранительным органам применять эффективные меры по пресечению незаконной деятельности в этой области.
Правительство Российской Федерации предложило расширить диспозицию статьи 146, дополнив ее квалифицирующими признаками "воспроизводство, распространение, публичный показ, передача в эфир объектов авторского права с извлечением дохода в крупном размере".
Крупный доход установлен в 10 минимальных размеров оплаты труда. Эта правовая норма более конкретна чем "крупный ущерб".
Сотрудникам МВД России и Государственной налоговой службы Российской Федерации доказать ущерб весьма затруднительно, так как при применении этой правоохранительной меры необходимо доказывать кому нанесен ущерб, да еще установить и его размер. А доход наиболее устанавливаемый признак. Сумма дохода преступника может быть установлена уже в момент его задержания, а не в процессе следствия.
Что касается суммы крупного дохода в 10 минимальных размеров оплаты труда, то эта сумма по мнению МВД России и Роспатента наиболее приемлема. Например, в статье 200 УК РФ ("Обман потребителя") крупный размер обмана установлен даже в 1 минимальный размер оплаты труда.
В диспозиции новой части статьи 146 установлен признак, связанный с извлечением дохода в особо крупным размере или совершение преступления организованной группой. Такой доход установлен в 500 минимальных размеров оплаты труда. Соответственно увеличивается и санкции.
Возникла необходимость дополнить санкции статьи "конфискацией имущества". Дополнения в статьи 147 и 180 изложены по аналогии со статьей 146.
По предложению Правительства Российской Федерации УК РФ дополнен новой статьей 147.1 "Незаконное патентование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов в иностранных государствах". Необходимость этой статьи продиктована тем, что участились случаи патентования за рубежом, что наносит значительный ущерб нашему государству, а в уголовном законодательстве это совсем не отражено.
В статью 180 добавлены третья и четвертая части, касающиеся совершения преступления неоднократно, по предварительному сговору, либо совершенные организованной группой с извлечением дохода в особо крупном размере. Эти части статьи направлены на борьбу с организованной преступностью в области интеллектуальной собственности.
Соответствующие изменения внесены и в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР.
В целом законопроект усиливает и детализирует механизм уголовной ответственности за незаконное использование основных объектов интеллектуальной собственности. Предлагаемые нормы находятся в соответствии с имеющимся международным опытом в этой области и ориентирован на учет положений ряда международных соглашений, в которых участвует или намерена участвовать Российская Федерация.
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат, создания новых федеральных органов исполнительной власти или изменения существующего налогового законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.