Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98102237-2 "О государственном земельном кадастре"
1. Обоснование необходимости принятия законопроекта.
Действующий Земельный кодекс регулирует земельные отношения в целом. Регулирование отдельных вопросов связанных с использованием земли в качестве природного ресурса, объекта недвижимости и основного средства производства требует разработки специальных законов.
Принятие нового природоохранного законодательства, направленного на рациональное использование природных ресурсов, гражданского кодекса и принятых в его развитие законов, регулирующих имущественные отношения, законодательства направленного на охрану и воспроизводство земли как основного средства производства ставит перед земельным кадастром новые задачи. Основной из них является организация учета земли и обеспечение на этой основе рационального использования земли, с учетом интересов различных отраслей народного хозяйства, рачительного отношения к земле как к основному средству производства, гарантий прав собственников, владельцев, пользователей земли, полноты сбора налоговых платежей за землю.
Новые требования предъявляемые к государственному земельному кадастру приводят к необходимости создания соответствующей законодательной базы.
Необходимость принятия закона "О государственном земельном кадастре" указана в протоколе заседания "круглого стола", состоявшегося 26 декабря 1997 года и в постановлении Правительства Российской Федерации от 21.03.98 N 321 "Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 1997 году и задачах на 1998 год".
2. Цели и задачи принятия законопроекта.
Настоящий законопроект представляет собой комплекс основных положений и принципов, дающих целостное представление о роли и месте государственного земельного кадастра в системе регулирования земельных и связанных с ними имущественных отношений, о его функциях, структуре, составе сведений и задачах, решаемых с его использованием.
Задачами закона являются урегулирование отношений, возникающих при признании и удостоверении государством факта существования или прекращения существования объектов кадастрового учета, обеспечение заинтересованных лиц достоверными сведениями о характеристиках земельных участков и территориальных зон, их местоположении и налогооблагаемой базе.
3. Общая характеристика и основные положения законопроекта.
Законопроект включает систему норм, которые в логической последовательности раскрывают основные понятия государственного земельного кадастра и самого закона; содержание, цели, задачи и принципы его ведения; устанавливают права и обязанности участников кадастровых отношений; определяют состав кадастровых работ, обеспечивающих формирование и обновление сведений земельного кадастра, а также подробно раскрывает порядок ведения государственного земельного кадастра.
Детальная регламентация процедур процесса кадастрового учета имеет целью исключить юридически процессуальную неопределенность в порядке ведения государственного земельного кадастра, избежать споры, дорогостоящие административные и судебные разбирательства, которые чрезвычайно затрудняют сделки и тормозят гражданский оборот земель.
Такое содержание закона позволяет свести к минимуму разработку дополнительных нормативных актов, регулирующих эти процедуры и значительно ускорить создание системы государственного земельного кадастра России.
4. Состояние законодательства в данной сфере правового регулирования и место законопроекта в системе действующего законодательства.
Действующими нормативными актами и отдельными нормами федерального уровня (статьями 110, 111 Земельного кодекса РСФСР, Указом Президента Российской Федерации от 11.12.93 N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость") установлены самые общие требования к содержанию и назначению государственного земельного кадастра.
Порядок ведения государственного земельного кадастра в условиях перехода к рынку недвижимости, состав сведений и документов, функции органов осуществляющих его ведение, права и обязанности субъектов кадастровых отношений - эти и другие проблемы в указанных документах не раскрываются и не имеют своего развития в других нормативных актах действующего земельного законодательства.
В представленном законопроекте все перечисленные проблемы учтены и урегулированы, в нем обобщены необходимые положения всех действующих нормативно-правовых актов по ведению государственного земельного кадастра и устранены противоречия и несоответствия.
Принятие настоящего закона не потребует внесения существенных изменений в действующее законодательство, поскольку большинство вопросов, которые находят подробное решение в нормах предлагаемого законопроекта, не имели места в ранее принятых нормативных актах.
5. Финансово-экономическое обоснование.
Реализация Федерального закона "О государственном земельном кадастре" не требует дополнительных материальных и иных затрат кроме тех, которые уже используются на соответствующие цели.
6. Ожидаемые социально-экономические последствия принятия законопроекта.
Применение сведений о земельных участках, учтенных в государственном земельном кадастре, однозначно определенных и признанных государством о качестве объектов недвижимости позволит обеспечить:
- ясность и уверенность граждан и юридических лиц в правах на землю, обеспеченную заверенным документом, увязанным с положением на местности;
- гарантии государства по защите прав на землю, стимулирующие к более эффективному производству и инвестициям;
- безопасность длительного владения землей, снижение конфликтов между соседями и другими претендентами на земельные участки;
- эффективность и действенность механизма сбора налогов и платежей за землю и иную недвижимость посредством предоставления подробной информации о ней;
- функционирование земельного рынка и контроль за земельными сделками;
- охрану государственных и муниципальных земель;
- содействие осуществлению земельной реформы;
- совершенствование городского планирования и развития инфраструктуры; поддержку рационального использования земельных ресурсов;
- ведение государственной статистики.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации текст законопроекта направлялся на рассмотрение в органы государственной, власти субъектов Российской Федерации. На него поступило свыше 40 отзывов и заключений.
Отзывы и заключения субъектов Российской Федерации показывают глубокую заинтересованность исполнительной власти в скорейшем принятии этого закона. Законопроект получил поддержку в регионах.
Принципиальные предложения, связанные с изменением, расширением и введением новых положений, были проанализированы и сопоставлены с предложениями министерств и ведомств. В текст законопроекта внесены изменения, которые по мнению разработчиков, являются целесообразными и единственно возможными с точки зрения действующих законодательных норм.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.