Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 98105955-2 "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности"
В настоящее время отсутствует законодательная база, регулирующая вопросы создания и использования автомобильных дорог в Российской Федерации, определяющая компетенцию в этой сфере органов государственной власти различных уровней, права и обязанности субъектов хозяйственной деятельности.
Вместе с тем, потребности экономики и обороны страны, необходимость повышения жизненного и культурного уровня населения требуют формирования в России единой дорожной сети, способной обеспечить транспортную доступность и свободное перемещение по ней грузов и пассажиров в интересах государства в целом и отдельных регионов.
Эта проблема становится особенно актуальной в современных условиях, когда изменилось государственное устройство страны и возникли новые отношения в сфере собственности.
В этой связи весьма остро встает вопрос создания системы законодательного регулирования, позволяющей органам государственной власти во взаимодействии с субъектами хозяйственной деятельности создавать и содержать автомобильные дороги, устанавливать в интересах населения и экономики страны единые правила пользования и передвижения по этим дорогам, а также обеспечивать сохранность и безопасность дорог и дорожных сооружений.
Целью данного законопроекта является создание основы законодательного регулирования в сфере отношений, связанных с созданием и использованием автомобильных дорог, направленной на реализацию конституционных положений, предусматривающих гарантии свободы перемещения товаров и услуг, формирование единого экономического пространства.
Основной задачей проекта закона является закрепление принципов государственной политики в сфере дорожной деятельности, основ государственного управления в этой области в целях развития и обеспечения надежной эксплуатации сети автомобильных дорог в Российской Федерации для удовлетворения потребностей населения, государства и субъектов хозяйственной деятельности в автомобильных перевозках грузов и пассажиров.
Проект закона определяет классификацию автомобильных дорог по видам собственности и их назначению, а также единые правила обозначения и учета автодорог. В нем устанавливаются общие принципы системы государственного управления, имеющей цель формирования в стране единой сети автомобильных дорог, являющейся составной частью системы путей сообщения и экономики страны.
Рассматривая автомобильную дорогу как имущественный комплекс предназначенный для передвижения автотранспортных средств, проект закона, исходя из необходимости обеспечения их сохранности и безопасной эксплуатации, регулирует экономические основы деятельности по строительству, ремонту, содержанию и использованию автодорог.
Основываясь на действующем земельном законодательстве, в законопроекте устанавливается особый правовой режим использования земель, занятых автомобильными дорогами, в целях обеспечения безопасности населения, дорожных сооружений, а также безопасности дорожного движения.
Проект закона устанавливает требования к содержанию, охране и использованию автодорог и занятых ими земель различными субъектами хозяйственной деятельности, регламентирует действия органов государственного управления при принятии решений о закрытии движения на автодорогах или введения ограничений этого движения, а также устанавливает права и обязанности пользователей автодорог.
Действующие в настоящее время нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере дорожной деятельности, к которым можно отнести утвержденные Правительством РСФСР "Правила по охране автомобильных дорог", "Положение о порядке пользования автомобильными дорогами", "Положение о землях транспорта" были приняты более 20 лет назад и в настоящее время вошли в противоречие с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.
Эти акты не регулируют вопросы собственности в ныне действующих понятиях, установленных Гражданским кодекс Российской Федерации, а также систему взаимоотношений между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возникающих при создании и использовании автодорог.
Кроме того, в настоящее время отсутствуют законодательные акты, закрепляющие права пользователей автомобильных дорог и обязанности и права владельцев этих дорог.
Принятие настоящего законопроекта потребует внесения изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, а также отмену и пересмотр целого ряда нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области дорожного хозяйства.
Реализация положений данного законопроекта не потребует дополнительных материальных и иных затрат, а его принятие будет способствовать развитию и формированию единой дорожной сети страны, улучшению социально-экономического положения населения, в том числе проживающего в сельской местности, а также содействовать развитию экономики государства и укреплению его обороноспособности.
Финансово-экономическое обоснование проекта Федерального закона
"Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности"
Принятие и введение в действие Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности" не потребует дополнительных средств из федерального бюджета и не обусловлено другими финансовыми затратами, поскольку они уже определены действующим законодательством.
Перечень
Законодательных актов, требующих изменения, дополнения или отмены
в связи с принятием проекта Федерального закона "Об автомобильных
дорогах и дорожной деятельности"
Принятие Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности" потребует внесения изменений или дополнений в Закон Российской Федерации от 8 октября 1991 года N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и в "Кодекс РСФСР об административных правонарушениях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.