Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1998 год"
Проект бюджета Государственного фонда занятости населения Российской Федерации (далее - Фонд занятости) на 1998 год разработан на основе показателей социально-экономического развития Российской Федерации в 1998 году, Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Положения о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации, нормативных правовых актов в области содействия занятости населения.
Доходы Фонда занятости на 1998 год рассчитаны в соответствии с Федеральным законом "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" исходя из тарифа страховых взносов в размере 1,5% от фонда оплаты труда.
Проект бюджета Фонда занятости на 1998 год сформирован по доходам в сумме 10558,6 млн.рублей и по расходам в сумме 10558,6 млн.рублей.
Проект бюджета по доходам
Поступления доходов в бюджет Фонда занятости в 1998 году предусмотрены в следующих суммах:
Статьи доходов | млн.руб. |
1. Остаток средств Фонда на начало года 333,0
2. Текущие поступления 10225,6
в том числе:
страховые взносы работодателей 8958,6
мобилизация просроченной задолженности 800,0
организаций по платежам в Фонд занятости
прочие поступления 467,0
-------------------------------------------------------------------------
Итого доходов 10558,6
При расчете поступлений страховых взносов принят фонд оплаты труда на 1998 год в сумме 700,0 млрд. рублей (в соответствии с уточненными данными Минэкономики России). Однако с учетом освобождения части плательщиков от отчислений в Фонд занятости в соответствии с законодательством для расчета поступлений принят фонд оплаты труда в размере 663,6 млрд. рублей.
Среднегодовой коэффициент сбора страховых взносов в Фонд занятости предусмотрен в размере 90%.
Намечено мобилизовать просроченную задолженность организаций в Фонд занятости в сумме 800,0 млн.рублей.
Прочие доходы в сумме 467,0 млн. рублей формируются за счет поступления в счет оплаты за пользование возвратными ссудами, выданными из Фонда занятости работодателям на создание и сохранение рабочих мест.
Проект бюджета по расходам
Расходы бюджета Фонда занятости на 1998 год направлены на реализацию мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 годы:
Направления расходования | млн.руб. |
Программы активной политики занятости 1496,1
Программы материальной поддержки безработных 7098,0
Информационная поддержка программ занятости 222,8
Капитальные вложения (незавершенное строительство) 50,4
Содержание территориальных органов Минтруда 1642,3
России по вопросам занятости населения (далее -
территориальные органы службы занятости)
в том числе:
фонд оплаты труда работников территориальных 747,4
органов службы занятости
начисления на заработную плату 287,7
социальные гарантии высвобожденных работников 17,1
территориальных органов службы занятости
коммунальные услуги 300,0
командировочные расходы 7,2
приобретение оборудования и инвентаря 59,2
капитальный ремонт 123,0
прочие расходы 100,7
Возмещение затрат по займу МБРР 49,0
-------------------------------------------------------------------------
Итого расходов 10558,6
Проект расходной части бюджета подготовлен исходя из прогноза численности безработных на 1998 год, разработанного Минэкономики России. В соответствии с данным прогнозом предложение рабочей силы по-прежнему будет превышать спрос на нее. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в среднегодовом исчислении в 1998 году составит около 1,9 млн.человек.
Кроме того, органы службы занятости окажут содействие в трудоустройстве гражданам, ищущим работу и состоящим на учете в службе занятости, но не имеющими статус безработного. К их числу относятся подростки в возрасте 14-15 лет, пенсионеры, занятые граждане, но желающие поменять место работы или получить дополнительную работу, учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время. Численность данной категории граждан в 1998 году может составить около 3 млн. человек.
Кроме того консультационными и профориентационными услугами центров занятости воспользуются около 4 млн.человек.
Таким образом, в 1998 году услугами органов службы занятости воспользуются около 9 млн. человек.
Программы активной политики занятости
Расходы на реализацию активной политики на рынке труда в 1998 году составят 1469,1 млн.рублей. Основные направления расходования средств Фонда занятости включают в себя специальные программы занятости (организация рабочих мест, общественных работ, поддержка предпринимательства, занятости молодежи и др.) с расходами в сумме 779,0 млн.рублей и программы обучения лиц, признанных безработными (717,1 млн.рублей).
Организация рабочих мест
Программа предусматривает предоставление на конкурсной основе финансовой помощи предприятиям для гарантированного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, определенной договором на срок не менее года. Финансовая помощь на организацию одного дополнительного рабочего места предоставляется в размере, не превышающем 12-месячного размера среднего уровня заработка, сложившегося в регионе. Финансовая помощь оказывается на безвозмездной или возвратной основе в зависимости от категории граждан, для которых создаются дополнительные рабочие места.
В первую очередь дополнительные рабочие места создаются для трудоустройства зарегистрированных в центре занятости безработных граждан, которые испытывают трудности в поиске работы и входят в следующие социально не защищенные группы населения:
молодежь до 18 лет, не имеющая профессии;
граждане, продолжительное время (более 12 месяцев) не имеющие работы;
лица, освобожденные из мест лишения свободы;
многодетные и одинокие родители, воспитывающие детей дошкольного возраста или детей-инвалидов;
беженцы и вынужденные переселенцы;
выпускники начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
ищущие работу инвалиды I и II групп, зарегистрированные в органах службы занятости;
безработные других социально-профессиональных групп, определяемых органами исполнительной власти, которые не могут трудоустроиться обычным путем и не участвуют в целевых программах содействия занятости.
Кроме того в рамках данной программы предусматривается предоставление субсидий для организации рабочих мест и финансирование других мероприятий, связанных с межтерриториальным перераспределением рабочей силы.
В рамках данной программы органы службы занятости осуществляют:
поощрение работодателей, принимающих на работу граждан, прибывающих из других регионов (использование программ субсидирования занятости);
содействие развитию различных форм временной и сезонной занятости граждан с применением вахтового метода;
взаимодействие с организациями и предприятиями, объединениями и союзами работодателей по вопросам формирования банка данных о предложении рабочей силы и спросе на нее, которые не могут быть удовлетворены в границах конкретного региона, с целью поощрения межтерриториальной миграции населения;
осуществление информирования населения о возможностях трудоустройва в другой местности.
Планируемая сумма затрат на реализацию этой программы - 392,7 млн.рублей (в 1997 г. - 365,9 млн.рублей) для обеспечения занятости 50 тыс.человек.
Организация занятости длительно безработных
В 1998 году безработица приобретет еще более выраженные структурные формы. Характерной чертой будет являться увеличение численности длительно безработных граждан.
Одной из мер, способствующих трудоустройству длительно безработных граждан, станет реализация специальной программы содействия занятости населения "Организация занятости длительно безработных граждан" ("Клуб ищущих работу" и "Новый старт"), которая позволит охватить в 1998 году около 100 тыс.человек.
Основной целью данных программ является преодоление негативных последствий безработицы, восстановление мотивации безработных граждан по возвращению к трудовой деятельности, обучение навыкам самостоятельного поиска работы, применение специальных форм интенсивного консультирования граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Расходы Фонда занятости на эти цели составят 7,0 млн.рублей.
Организация занятости молодежи
В настоящее время среди безработных молодежь составляет свыше 600 тыс.человек (или 32,2%), из них с неполным средним образованием - 17,7%, средним образованием - 35,5%, с высшим образованием - 10 %.
Проблемы занятости молодежи предполагается решать с учетом текущих потребностей в рабочей силе и перспективных задач развития профессионального образования.
Участниками программы могут стать безработные молодые люди в возрасте 16-26 лет (включительно), если:
они состоят на учете в районном (городском) центре занятости в качестве безработных свыше 3 месяцев, при этом приоритетным правом пользуются граждане, длительное время не имеющие работы. В исключительных случаях для выпускников образовательных учреждений среднего (полного) общего образования и лиц, не закончивших обучение, в случае их отказа от профессиональной подготовки участие в программе "Молодежная практика", может предлагаться со дня признания их безработными;
в период принятия решения об их участии в программе невозможно подобрать им подходящую работу.
При принятии решения о реализации данной программы центром занятости учитываются следующие основные факторы:
численность безработной молодежи и ее доля в общей численности безработных, зарегистрированных в центре занятости;
рост численности длительно безработных среди молодежи;
отсутствие трудовых навыков и недостаток профессиональных знаний молодых безработных, что снижает возможности их трудоустройства.
Этой программой предполагается охватить 15 тыс. человек. Затраты из Фонда занятости составят 68,5 млн. рублей (в 1997 г. - 48,4 млн.рублей).
Организация поддержки предпринимательства
Реализация активной политики занятости предполагает мероприятия, направленные на содействие развития самозанятости и предпринимательской инициативы.
Участниками программы являются граждане, признанные в установленном порядке безработными, желающие организовать собственное дело и имеющие соответствующие способности и возможности. Приоритетным правом на участие в программе пользуются граждане с ограниченной трудоспособностью, граждане, уволенные с военной службы, длительно безработные граждане, женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей, молодежь.
Предусматривается, что в 1998 году будет оказана поддержка в организации предпринимательской деятельности 170 тыс.человек, из них в виде:
- консультирования и обучения безработных и незанятого населения основам предпринимательской деятельности - 130 тыс. человек;
- целевой поддержки в организации собственного дела - 8 тыс. человек;
- приобретения безработными гражданами практических навыков через социально-деловые центры (бизнес-инкубаторы) - 32 тыс.человек.
Развитие малого предпринимательства будет способствовать формированию новой структуры экономики путем создания новых рабочих мест, что позволит снизить остроту безработицы, повысить занятость населения, в том числе в сельской местности. В связи с этим предполагается расширить число лиц, которым будет оказана организационно-методическая и финансовая помощь в содействии предпринимательской деятельности. Расходы на реализацию данной программы оцениваются в 50 млн.рублей (в 1997 г. - 43,9 млн.рублей).
Организация общественных работ
В 1998 году активизированы усилия органов службы занятости по привлечению граждан к общественным работам.
Основная особенность программы заключается в возможности создания дополнительных рабочих мест для временного трудоустройства граждан, если таковые отсутствуют у работодателя, в том числе и с использованием средств Фонда занятости. Предусматривается организация временной занятости граждан по срочным трудовым договорам с применением гибких (нетипичных) форм занятости населения (сезонные работы и др.). С учетом использования всех возможных источников финансирования и организационных форм в 1998 году предполагается привлечь к участию в общественных работах до 280 тыс.чел., с общей суммой затрат на эти цели из Фонда занятости 121,2 млн.рублей (в 1997 г. - 142,5 млн.рублей).
Временная занятость подростков
В соответствии с Законом о занятости подростки не достигшие 16-летнего возраста не могут быть признаны безработными. В то же время значительная часть подростков не охвачена ни учебой, ни трудом. Для адаптации несовершеннолетних подростков (14-15 лет) к трудовой деятельности реализуется программа "Временная занятость подростков".
Приоритетным правом пользуются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из многочисленных и неполных семей, из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети безработных граждан, дети, проживающие в районах чрезвычайных ситуаций и радиационных катастроф. В 1998 году в целях приобщения к труду, получения профессиональных навыков, адаптации к трудовой деятельности в рамках указанной программы предполагается трудоустроить на временную работу свыше 500 тыс. несовершеннолетних граждан. Затраты на эти цели составят 104,6 млн.рублей (в 1997 г. - 125,6 млн.рублей).
Трудовая реабилитация инвалидов
В настоящее время удельный вес работающих инвалидов не превышает 10%.
В целях снижения социальной напряженности на рынке труда инвалидов, создания инвалидам дополнительных возможностей трудоустройства органы службы занятости применяют систему выделения финансовых средств работодателям для частичной компенсации их расходов по оплате труда инвалидов.
Часть инвалидов, обращающихся в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы, нуждается в проведении профреабилитационных мероприятий, включающих профессиональную ориентацию, профессиональное обучение, приобретение специальных навыков для трудовой деятельности, адаптацию к производственным условиям, оснащение специальных рабочих мест, непосредственное трудоустройство, в том числе на специально оборудованные для инвалидов рабочие места.
В ходе проведения этой работы предполагается трудоустроить около 10 тыс. инвалидов.
По данной статье расходов предусмотрено выделение 35 млн.рублей (в 1997 г. - 51,9 млн.рублей).
Профессиональное обучение
В 1998 году в соответствии с Федеральной целевой программой содействия занятости населения на 1998-2000 годы предполагается предоставить возможность профессионального обучения 300 тыс. безработных граждан, в том числе путем реализации программ опережающего обучения граждан, высвобождаемых с предприятий в связи с конверсией, структурной перестройкой, банкротством и т.п. Профессиональное обучение безработных ведется под конкретные рабочие места (в том числе в сфере самозанятости и предпринимательства) и дифференцируются по видам: первоначальное обучение, переподготовка, повышение квалификации, обучение вторым (смежным) профессиям.
Обучение предполагается вести более чем по 400 профессиям и специальностям при конкурсном отборе образовательных структур (свыше 3 тыс. учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования, структуры обучения на производстве, 67 учебных центров службы занятости).
Приоритетами при направлении службой занятости на профессиональное обучение пользуются молодые безработные, граждане, уволенные с военной службы, безработные инвалиды, лица, предполагающие занятия предпринимательской деятельностью.
На реализацию программ, связанных с переобучением безработных граждан, высвобождаемых работников и незанятого населения, предусматривается израсходовать 662,0 млн.рублей (в 1997 г. - 612,0 млн.рублей).
Профессиональная ориентация
В настоящее время практически во всех районных и городских центрах занятости введены должности специалистов по профориентации (в 1998 году планируется привлечь около 2400 таких специалистов). В ряде регионов действуют центры профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения, работают лаборатории и кабинеты профориентации.
Профориентационные услуги, оказываемые населению специалистами службы занятости, включают профессиональное информирование населения, консультирование по вопросам выбора (перемены) профессии, специальности, места обучения и психологическую поддержку.
Профориентационными услугами в службе занятости пользуются в приоритетном порядке молодые люди в возрасте 16-29 лет, женщины, потерявшие работу, инвалиды, граждане, увольняемые в запас с военной службы.
В 1998 году такими услугами будет охвачено 3,3 млн. человек.
В проекте бюджета расходы на эти цели предполагаются в сумме 55,1 млн.рублей (в 1997 г. - 32,7 млн.рублей).
Программы материальной поддержки лиц, признанных безработными
Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с законодательством осуществляется выплата пособий по безработице с целью временного и частичного возмещения утраченного ими заработка.
Порядок и условия поддержки доходов безработных граждан регламентируются законодательством о занятости населения
По расчетам, в 1998 году численность безработных, в среднегодовой исчислении, получающих пособие, может составить около 1,9 млн. человек. В этой связи на финансирование мероприятий, связанных с выплатой пособий по безработице, предусматривается израсходовать 6417,4 млн.рублей (в 1997 г. - 5282,8 млн.рублей), из них 4270,4 млн.рублей на текущие выплаты пособия по безработице и 2147,0 млн.рублей на погашение задолженности по выплате пособия за 1996-1997 годы.
Законодательством о занятости населения предусматривается возможность оказания материальной помощи безработным, у которых истек первоначальный период выплаты пособий (12 месяцев), а также лицам, находящимся на их содержании. В 1998 году предполагается выделение материальной помощи на общую сумму 60 млн.рублей (в 1997 г. - 42,2 млн.рублей) для 100 тысяч безработных граждан.
В соответствии с законодательством о занятости населения безработным гражданам оплачивается период временной нетрудоспособности за счет средств Фонда занятости, но не свыше 30 календарных дней. Решением Конституционного Суда Российской Федерации это ограничение отменено. Правительством внесен в Государственную Думу законопроект о приведении законодательства (в части выплаты пособия по безработице в период временной нетрудоспособности безработных) в соответствие с указанным решением Конституционного Суда. В проекте бюджета Фонда занятости на 1998 год предусмотрено израсходовать на оплату периода временной нетрудоспособности безработных 80,7 млн.рублей, с учетом возможной нетрудоспособности 240 тыс. безработных граждан.
Кроме того, предусматриваются расходы Фонда по возмещению затрат Пенсионному фонду России на выплату досрочных пенсий отдельным категориям безработных граждан предпенсионного возраста из числа уволенных из организаций в связи с их ликвидацией, либо по сокращению численности (штата) при невозможности их трудоустройства, которым возможно оформлении досрочных пенсий по старости. Предполагается израсходовать в 1998 году на эти цели до 435 млн.рублей с оформлением на досрочные пенсии 55 тыс.человек.
На банковские и почтовые услуги по пересылке и доставке средств и материальную поддержку безработных предусматривается израсходовать 105 млн.рублей.
В целом по программе "Материальная поддержка лиц, признанных безработными" с учетом погашения задолженности по выплатам пособия по безработице за 1996-1997 годы предусмотрено израсходовать 7098,0 млн.рублей (в 1997 г. - 5612,6 млн.рублей).
Программы информационного обеспечения государственной политики
занятости
В целях дальнейшего повышения эффективности действий службы занятости и улучшения обслуживания граждан, обращающихся в ее органы, будет продолжена реализация мероприятий по программе информационного обеспечения государственной политики занятости.
Программа работ по созданию и вводу в эксплуатацию звеньев АИС "Занятость" направлена, в первую очередь, на ведение базы данных вакансий, повышение оперативности при первичной регистрации и приеме населения, подборе рабочего места и трудоустройстве, назначении и выплате пособий по безработице, информационно-издательской деятельности.
В 1998 году предполагается осуществить:
модернизацию средств вычислительной техники;
внедрение программно-технологических комплексов АРМ в 14 регионах России;
сопровождение программного обеспечения, страхование, сервисное обслуживание, ремонт средств вычислительной техники, обучение сотрудников территориальных органов службы занятости, информирование населения о возможностях трудоустройства.
В проекте бюджета предусмотрено на реализацию данной программы 222,8 млн.рублей (в 1997 г. - 262,5 млн.рублей).
Содержание территориальных органов службы занятости
С целью предоставления гражданам предусмотренных законодательством о занятости услуг функционирует единая, вертикально управляемая структура территориальных органов службы занятости. В настоящее время в эту систему входят 99 региональных и 2444 территориальных (местных) органов службы занятости, в том числе:
региональные органы, всего 99 единиц местные органы, всего: 2444 единиц
из них: из них:
республиканские 21 городские 390
краевые 6 районные в городе 210
областные 50 районные (сельские) 1657
окружные 10 межрайонные 187
гг.Москва, Санкт-Петербург 2
Учитывая требования по сокращению административных расходов, в проекте бюджета заложена численность работников основного персонала на 1998 год 35187 единиц (сокращена на 10 процентов по сравнению с 1997 годом).
В связи с тем, что в настоящее время не представляется возможным финансировать расходы на содержание территориальных органов службы занятости за счет средств федерального бюджета финансирование этих органов в 1998 г. осуществляется за счет средств Фонда занятости.
Затраты на денежное содержание федеральных государственных служащих территориальных органов службы занятости в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 265 определены с начислениями в сумме 1035,1 млн.рублей (в 1997 г. - 849,1 млрд.рублей).
Расходы на выплату выходных пособий и сохраняемой средней заработной платы работникам, уволенным в 1998 году в связи с сокращением численности работников территориальных органов службы занятости, составят 17,1 млн.рублей.
В расчете учитывается сокращение 3890 единиц (из них 566 единиц в районах Крайнего Севера) и размер средней заработной платы в IV квартале 1997 года в целом по территориальным органам 1274,5 рублей.
На капитальные вложения предусмотрено направить 50,4 млн.рублей (в 1997 г. - 112,2 млн.рублей). Это связано с тем, что, необходимо завершить строительство 16 объектов. Продажа данных объектов в территориях не представляется возможной, в случае их консервации расходы на охрану этих объектов потребуют более 40 млн.рублей в год.
В расходы территориальных органов службы занятости включены также затраты этих органов на обеспечение капитального ремонта объектов службы занятости (123,0 млн.рублей) и приобретение оборудования и инвентаря (59,2 млн.рублей).
Статья "Прочие расходы" (100,7 млн.рублей) включает в себя уплату территориальными органами службы занятости местных налогов, страхование имущества и средства, необходимые на консервацию недостроенных объектов.
Бюджетом Фонда предусматривается также возмещение расходов, связанных с использованием займа МБРР в сумме 49,0 млн.рублей.
Пояснения по другим положениям законопроекта
Учитывая неравномерности распределения средств Фонда занятости и нарастание дефицита средств этого фонда в большинстве территорий (62 субъекта Российский Федерации имеют превышение расходов над доходами в сумме около 2,6 млрд. рублей) в законопроекте (статья 5) предусмотрена централизация средств Фонда занятости на федеральном уровне за счет отчислений 20% сумм обязательных страховых взносов работодателей, формируемых на территориях субъектов Российской Федерации.
Не менее 80% средств, централизуемых на федеральном уровне, предусмотрено направить на выделение целевых дотаций территориям с критической ситуацией на рынке труда.
Это позволит частично решить на федеральном уровне проблему погашения задолженности по выплате пособий по безработице в территориях с критической ситуацией на рынке труда, организовать проведение аудиторских проверок финансовой и хозяйственной деятельности органов службы занятости в субъектах Российской Федерации, повышать квалификацию работников органов службы занятости, организовать научно-исследовательскую и информационно-издательскую деятельность, развитие АИС "Занятость".
В целях создания условий для погашения просроченной задолженности организаций по платежам в Фонд занятости в законопроекте (статья 7) предусматриваются положения, регулирующие порядок предоставления организациям отсрочки по погашению задолженности по страховым взносам и начисленным пеням с учетом их финансового состояния на основе соглашений, заключаемых между территориальными органами службы занятости и плательщиками страховых взносов, а также перерасчета пеней на просроченную задолженность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.