Проект федерального закона
"О национализации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Глава I. Общие положения
Глава II. Экономические и политические основания
для национализации
Глава III. Порядок национализации
Глава IV. Порядок возмещения собственнику
национализируемого имущества
Глава V. Вступление в силу настоящего
федерального закона
Преамбула
Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет социальный характер государственности, существенной экономической основой которой, согласно статье 8 части 2, является признание равенства прав на существование и развитие частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
В исторически развивающейся социально-экономической системе государства формы собственности естественным образом взаимодействуют между собой, обращаясь, согласно гражданскому и публичному праву, из одной формы в другую. В этом естественном экономическом кругообороте форм собственности национализация и приватизация являются не противоборствующими категориями идеологических систем, но необходимо связанными между собой инструментами права, без которых невозможен нормальный, естественный оборот форм собственности в правовом гражданском обществе с социальной рыночной экономикой.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые Законом о национализации
Настоящий Федеральный закон (далее Закон) регулирует отношения, возникающие в процессе обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализации), устанавливает порядок и условия осуществления национализации, гарантии прав и интересов собственников национализируемого имущества.
Статья 2. Определение национализации
Национализация - это установленное Федеральным законом или законом субъекта Федерации обращение имущества, находящегося в частной собственности и иных формах собственности, в имущество находящееся в государственной собственности и соответственно закрепляемого или в форме федеральной собственности, или в форме собственности субъекта Федерации, или в форме муниципальной собственности.
Статья 3. Существенная особенность национализации
1. Национализация имущества осуществляется на возмездной основе.
2. Владелец имущества, подлежащего национализации, получает быструю, эффективную и адекватную компенсацию.
3. Рыночная ценность национализируемого имущества определяется независимым аудитом.
4. Право инициирования акта национализации принадлежит субъектам законодательной инициативы определенных Конституцией Российской Федерации и Уставами субъектов Российской Федерации.
Статья 4. Сфера применения Закона
Настоящий Закон не распространяется на принудительное изъятие имущества, находящегося в частной собственности, в случаях:
реквизиции;
конфискации;
выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд по решению суда;
обращения взыскания на имущество по обязательствам собственника;
отчуждения имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;
отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится.
Статья 5. Особенности применения национализации
1. Национализация имущества, принадлежащего иностранным инвесторам и организациям с иностранными инвестициями осуществляется на основе настоящего Закона с соблюдением положений законодательства Российской Федерации об иностранных инвестициях и международных договоров Российской Федерации.
2. В случае объявления по суду несостоятельности юридического лица, влекущего за собой угрозу закрытия предприятия и его последующего технологического разрушения сопровождаемых массовой безработицей, и прекращением поступлении в бюджеты национализация имущества производится в целях сохранения работоспособности предприятия и рабочих мест путем перевода (выкупа) обязательств должника на государство, или субъект Федерации или муниципалитет.
3. Национализация не может проводиться в течение трех лет в отношении имущества, которое было приватизировано в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации, в случае, если оно в течение указанного периода времени не объявляется имуществом банкрота.
Статья 6. Защита прав собственника национализируемого имущества
В порядке, установленном законодательством Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации может быть направлен запрос о проверке соответствия Конституции Российской Федерации федерального закона о национализации имущества.
Защита прав собственника национализируемого имущества осуществляется также в соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации.
Глава II. Экономические и политические основания
для национализации
Статья 7. Национализация в силу интереса национальной безопасности
Имущество может стать объектом национализации в силу, когда его закрепление в государственной собственности обеспечивает более эффективную и более высокую степень надежности зашиты интересов национальной безопасности.
Статья 8. Национализация в силу интересов экономического роста и процветания
Имущество может стать объектом национализации в силу, когда его закрепление в государственной собственности обеспечивает более устойчивый экономический рост народного хозяйства, или содействует повышению уровня занятости, или позволяет осуществить быструю и эффективную модернизацию производства (отрасли), имеющих существенное значение для экономической безопасности.
Статья 9. Национализация в силу интересов политической стабильности и порядка
Имущество может стать объектом национализации, если его частная или иная форма присвоения ведет к такой практике использования, которая бросает вызов политической стабильности и правопорядка, подрывает основы демократического, правового государства.
Статья 10. Национализация в силу интересов защиты общественной морали и здоровья человека
Имущество может стать объектом национализации, если его частная форма присвоения ведет к такой практике использования, которая несет в себе угрозы общепринятым ценностям гуманистической, христианской морали и здоровью человека.
Статья 11. Национализация в силу добровольного волеизъявления собственника обратить имущество в государственную собственность
Имущество может стать объектом национализации в силу свободного волеизъявления собственника об обращении своего имущества в государственное.
Глава III. Порядок национализации
Статья 12. Инициатива в проведении национализации
1. Инициатива в проведении национализации может исходить от субъектов законодательной инициативы, федерального уровня, субъекта Федерации и муниципалитета.
2. Инициатива в проведении национализации должна выражаться во внесении проекта закона о национализации имущества в соответствующий законодательный (представительный) орган.
3. Проект федерального закона о национализации имущества, закрепленного в федеральной собственности, направляется для дачи заключения в Правительство Российской Федерации. Правительство представляет указанное заключение в течение 40 дней с момента направления.
4. Принятие законодательного решения о национализации в безусловном, порядке устанавливает соответствующие требования к бюджетному обеспечению равному величине компенсации.
Данная позиция бюджета является защищенной.
Статья 13. Обеспечение гласности при осуществлении национализации
При внесении в Государственную Думу проекта федерального закона о национализации имущества Правительство Российской Федерации обязано опубликовать в своем печатном органе сообщение о таком внесении.
Собственник, в отношении имущества которого внесен проект федерального закона о национализации, имеет право участвовать во всех слушаниях, связанных с рассмотрением данного законопроекта, проводимых в Государственной Думе и Совете Федерации.
Статья 14. Содержание федерального закона о национализации
Федеральный закон о национализации имущества должен определять:
цели и основания проведения национализации имущества;
имущество, подлежащее национализации;
субъекта права собственности на национализируемое имущество (Российская Федерация или один из субъектов Российской Федерации);
порядок и размер выплаты возмещения собственнику национализируемого имущества, а также лицам, обладающим правами на национализируемое имущество;
порядок использования имущества после проведения национализации;
сроки осуществления национализации.
Статья 15. Возникновение права государственной собственности на национализируемое имущество
Право государственной собственности на национализируемое имущество возникает с момента государственной регистрации имущества в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Орган, осуществляющий полномочия собственника национализированного имущества
Орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении национализированного имущества, определяется Правительством Российской Федерации, исполнительными органами субъекта Федерации, представительным органам муниципального образования.
Глава IV. Порядок возмещения собственнику
национализируемого имущества
Статья 17. Размер возмещения, выплачиваемого собственнику национализируемого имущества и лицам, обладающим правами на национализируемое имущество
1. Размер возмещения, выплачиваемого собственнику национализируемого имущества, определяется исходя из рыночной стоимости имущества и убытков, которые возникнут у собственника в результате национализации, включая убытки, которые будут вызваны невозможностью исполнения собственником обязательств перед третьими лицами.
В федеральном законе о национализации имущества должен быть определен механизм индексации указанного возмещения к моменту его выплаты.
2. Размер возмещения, выплачиваемого лицам, обладающим правами на национализируемое имущество, определяется в порядке, установленном п.1 настоящей статьи.
Размер возмещения залогодержателям национализированного имущества определяется исходя из суммы обеспеченного залогом требования. Сумма возмещения, подлежащая выплате залогодержателю, удерживается из суммы возмещения, подлежащей выплате собственнику национализированного имущества. При этом обеспеченное залогом обязательство прекращается с момента выплаты возмещения залогодержателю.
Размер возмещения иным лицам, обладающим правами на имущество собственника (арендаторам, лицам, в пользу которых установлен сервитут и т.д.), определяется исходя из убытков, которые возникнут у них в результате национализации имущества.
Статья 18. Порядок определения размера возмещения
Предварительная оценка размера возмещения, подлежащего выплате собственнику национализированного имущества, а также лицам, обладающим правами на имущество собственника, определяется при подготовке нормативного акта о национализации.
Государственная Дума Российской Федерации может создать комиссию независимых экспертов для уточнения размера возмещения, выплачиваемого собственнику национализируемого имущества и лицам, обладающим правами на национализируемое имущество.
Комиссия независимых экспертов обязана определить размер возмещения и представить свое заключение в Государственную Думу не позднее одного месяца с момента ее создания.
Статья 19. Формы платежа и сроки выплаты возмещения
1. Возмещение собственнику национализируемого имущества и лицам, обладающим правами на национализируемое имущество, выплачивается в валюте Российской Федерации, а в случае, если указанные лица являются иностранными юридическими лицами или гражданами - в иностранной валюте по их выбору.
2. Выплата возмещения до 10 млрд.рублей производится единовременно, не позднее двух месяцев с момента вступления в силу федерального закона о национализации, более 10 миллиардов - равными долями, поквартально, в течение года. В случае, если в течение указанного времени выплата возмещения не произведена, собственник национализируемого имущества, а также лицо, обладающее правами на национализируемое имущество, вправе обратиться в суд с иском об отмене федерального закона о национализации.
3. Споры о выплате возмещения рассматриваются в суде в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. При обращении в указанные судебные органы бывшие собственники национализированного имущества и лица, обладающие правами на национализированное имущество, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Статья 20. Гарантии прав кредиторов при национализации
Национализация имущества не влияет на права кредиторов собственника национализируемого имущества, за исключением прав кредиторов по обеспеченным залогом обязательствам. Требования кредиторов сохраняются в том же объеме, что и до принятия федерального закона о национализации имущества.
Глава V. Вступление в силу настоящего
федерального закона
Статья 21. Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.