Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97802740-2 "О национализации"
В отношении всего того, что связано с категорией "национализация" в нашем обществе, более того - в самом национально-историческом менталитете сложился и действует до настоящего времени прочно укоренившийся стереотип его идеологической интерпретации как явления "большевистской революции" и решающего элемента коммунистической системы ценностей.
Находя известное понимание и оправдание такой интерпретационной парадигме для категории "национализация", нельзя не признать всю ее теоретическую и практическую несостоятельность.
Национализация никогда не была, не могла быть и не будет "исключительной собственностью" коммунистической теории экономики и права. Она является в высшей степени универсальной ценностью в одинаковой мере важной и необходимой для построения любой рациональной экономической и правовой системы как в теории так и на практике.
То, что нам известно как эра цивилизации в истории человечества говорит о том, что появление частной собственности вызывает к жизни высшую форму организации людей в общество - государство и право, а это столь же неизбежно как и необходимо вызывает к жизни государственную (общественную) форму присвоения.
Разумная цивилизация в любой из ее национальных форм являет собой разумное сочетание частной и государственной формы собственности, между которыми право обязано установить разумный порядок отношений.
Экономические "волны" приватизации и национализации, которые мы видим в истории древних и новейших государств, являются свидетельствами не войны, не антагонистического противостояния двух начал присвоения, но свидетельством многотрудного, а подчас и кровавого опыта нахождения оптимального, разумного соотношения этих форм собственности.
Может быть в современной теории и практике социального рыночного хозяйства и правового гражданского общества, с мирно и конструктивно сосуществующими частной, государственной, муниципальной и иными формами собственности человечеству удалось найти как раз ту "золотую середину" в отношениях форм присвоения, которая сегодня в наибольшей степени содействует вечным поискам справедливости и прогресса.
Многообразие форм собственности в динамично развивающейся открытой системе полагает естественно необходимым возможность взаимообращения форм собственности. Приватизация и национализация в этом случае выступают двумя естественным образом связанными и естественным образом дополняющими процессами естественно протекающего экономического оборота форм собственности.
Законодательно закрепленное право на приватизацию в правовом государстве должно иметь и законодательно закрепленное право на национализацию. И только единство и симметричное действие этих двух прав обеспечивают оборот форм собственности в рамках многоукладной экономики социального рыночного хозяйства надлежащую экономическую естественность, целесообразность и социальную стабильность.
Экономическое обоснование проекта федерального закона
"О национализации"
Закон устанавливает право национализации имущества, порядок национализации, порядок закрепления подвергнутого национализации имущества и порядок осуществления возмещения собственнику стоимости национализированного имущества. Таким образом, никаких конкретных текущих финансовых обязательств по национализации в силу рамочного характера он не несет.
Эти обязательства будут возникать только в случае внесения конкретных законов по конкретным объектам национализации и будут решаться в конкретных бюджетах.
Не предусматривает данный закон и затрат по созданию и содержанию нового регулирующего органа исполнительной власти.
Изменения и дополнения в законодательстве в связи
с принятием закона "О национализации"
Принятие закона "О национализации" потребует внесения дополнений в закон "О бюджетной классификации", в "Бюджетный кодекс", в "Налоговый кодекс".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.