Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О мобилизационных мощностях в промышленности Российской Федерации"
1. Необходимость разработки проекта закона
Необходимость разработки законопроекта обусловлена критическим состоянием мобилизационных мощностей на предприятиях промышленности Российской Федерации, которые являются материальной основой обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации в военное время.
Основной причиной является резкое сокращение (прекращение) текущего производства на указанных предприятиях и неудовлетворительное финансирование работ по поддержанию необходимого уровня мобилизационных мощностей в промышленности.
Негативно на состоянии мобилизационных мощностей сказывается непродуманная приватизация промышленных предприятий и конверсия предприятий оборонного комплекса без учета интересов мобилизационной подготовки промышленности, несовершенство действующей налоговой системы.
Программа конверсии разрабатывается без учета интересов мобилизационной подготовки промышленности, вследствие чего мобилизационные мощности в промышленности самопроизвольно перепрофилируются.
В настоящее время в результате непродуманной приватизации предприятий и организаций, имевших мобилизационные задания:
Образовались предприятия и организации различных форм собственности. В учредительных и уставных документах большинства из приватизированных предприятий не определены вопросы создания, сохранения и поддержания мобилизационных мощностей;
многие предприятия и организации (более 40,0% предприятий оборонного комплекса), несмотря на возражения соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, перешли в собственность иностранных юридических и физических лиц в результате чего содержание мобилизационных заданий стало достоянием спецслужб соответствующих государств.
Так, в Тульской области в собственность иностранной фирмы "Проктор энд Гембл" перешел уникальный Новомосковский химзавод, ОАО "Тушинский машиностроительный завод" - 16,0% акций у компании "Ник энд Си Корпорейшн" США, АО "ВЭЛТ" г.Воронеж - 89,0% акций у фирмы "Филиппс Электроникс" Голландия и т.д.
Отсутствие должного финансирования государственного оборонного заказа, в том числе сохранения и содержания мобилизационных мощностей в промышленности, приводит к потере уникальных производственных мощностей, квалифицированной рабочей силы, банкротству предприятий, что ставит под угрозу возможность своевременного развертывания производства в военное время. Особенно это не допустимо в отношении предприятий, которые являются монополистами в производстве стратегических важных видов материалов и приборов.
В течение 1997 - 1998 годов на содержание мобилизационных мощностей из федерального бюджета выделяется 1,0-5,0% от потребностей предприятий.
Отсутствие законодательной базы не способствует поддержанию мобилизационных мощностей в промышленности на соответствующем уровне.
Принятый в 1997 году Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" является рамочным и не регламентирует вопросы создания, сохранения, содержания и ликвидации мобилизационных мощностей в промышленности Российской Федерации.
Комитетом Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике 15 октября 1998 года проведено совещание "круглый стол" руководителей предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности по законопроекту "О мобилизационных мощностях в промышленности Российской Федерации".
В работе совещания приняли участие депутаты Государственной Думы, представители Аппарата Правительства Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства государственного имущества Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Администраций субъектов Российской Федерации, руководители предприятий и организаций, имеющих мобилизационные задания, из различных регионов Российской Федерации.
Участники совещания единодушно поддержали законопроект, разработанный депутатами - членами Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике, и выразили уверенность, что Государственная Дума ускорит принятие специального закона по вопросам мобилизационных мощностей в промышленности.
2. Цели законопроекта
Создание нормативно-правовой базы в области мобилизационных мощностей в промышленности регламентирующей:
систему защиты государственных интересов в вопросах мобилизационных мощностей;
систему защиты интересов предприятий в этой сфере;
вопросы предотвращения банкротства предприятий, обладающих основным удельным весом мобилизационных мощностей среди предприятий одного профиля;
вопросы совершения сделок с имуществом, отнесенным к мобилизационным мощностям, в том числе вопросы приватизации, купли, продажи и т.д.;
вопросы стимулирования и финансирования создания, сохранения и развития мобилизационных мощностей;
вопросы ответственности предприятий и организаций, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за создание, сохранение, развитие и ликвидацию мобилизационных мощностей в промышленности.
3. Основные положения законопроекта
Настоящий законопроект регулирует взаимоотношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с предприятиями и организациями независимо от форм собственности, расположенными на территории Российской Федерации, в области создания, развития, сохранения и ликвидации мобилизационных мощностей в промышленности Российской Федерации.
В законопроекте определяются термины, относящиеся к мобилизационным мощностям в промышленности, такие как мобилизационная подготовка промышленности Российской Федерации, мобилизационная мощность в промышленности, создание мобилизационных мощностей, развитие мобилизационных мощностей, сохранение мобилизационных мощностей и ликвидация мобилизационных мощностей.
Законопроектом регламентируются вопросы:
создания, сохранения, развития и ликвидации мобилизационных мощностей;
особенности совершения сделок с имуществом, отнесенным к мобилизационным мощностям;
приватизации и конверсии предприятий, имеющих мобилизационные мощности;
заключения контрактов на выполнение работ в области мобилизационных мощностей в промышленности;
ответственности предприятий, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного управления в области мобилизационных мощностей.
В законопроекте определены права и обязанности предприятий по созданию, развитию и сохранению мобилизационных мощностей, а также предусматриваются мероприятия по стимулированию работ в области мобилизационных мощностей.
4. Необходимые ресурсы
Предполагается, что ассигнования, предусматриваемые федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, бюджетами муниципальных образований и привлеченных внешних ресурсов, полностью соответствуют затратам предприятий на создание, сохранение и развитие мобилизационных мощностей.
Привлечение внешних ресурсов - в основном за счет создания законодательно-правовых условий, стимулирующих внебюджетное финансирование.
5. Место в системе действующего законодательства
В области отношений, связанных с мобилизационными мощностями в промышленности Российской Федерации, действуют следующие законодательные и нормативные правовые акты:
Федеральные законы:
"О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации";
"О государственном оборонном заказе".
Указ Президента Российской Федерации:
от 14.11.1997 г. N 1227 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации".
Перечисленные законодательные и нормативные правовые акты не в полной мере решают задачи предлагаемого законопроекта.
6. Прогноз социально-экономических последствий
Практическая значимость законопроекта состоит в том, что его принятие и вступление в силу переведет решение задачи создания, сохранения и развития мобилизационных мощностей в промышленности на правовую основу, существенно улучшит взаимодействие федеральных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с предприятиями и организациями в области мобилизационных мощностей в промышленности.
Предусматриваемые законопроектом меры по стимулированию создания, развития и сохранения мобилизационных мощностей помогут предприятиям обеспечить выполнение мобилизационных заданий по выпуску продукции в военное время, а также использовать мобилизационные мощности в текущем производстве.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"О мобилизационных мощностях в промышленности Российской Федерации"
Мероприятия по мобилизационной подготовке промышленности, в том числе связанные с подготовкой мобилизационных мощностей, являются важнейшей составной частью мероприятий по мобилизационной подготовке экономики страны.
Расходы в области мобилизационных мощностей в промышленности обусловлены необходимостью финансирования и стимулирования создания, развития и сохранения мобилизационных мощностей, а также финансирования издержек организаций, возникающих при совершении сделок с имуществом, относимым к мобилизационным мощностям, и осуществляется как за счет средств бюджетных, так и внебюджетных источников.
Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" определены источники финансирования и перечень льгот по стимулированию мероприятий по мобилизационной подготовке экономики, в том числе в области мобилизационных мощностей в промышленности.
Однако, положения этого закона о финансировании и стимулировании мероприятий по мобилизационной подготовке экономики реализуются не в полном объеме.
Так, ассигнования, ежегодно предусматриваемые в федеральном бюджете по разделу "мобилизационная подготовка экономики", составляют около 0,1-0,2% от расходной части федерального бюджета или около 5,0% от потребностей. Фактическое финансирование по итогам года, как правило, не превышает 50,0% от бюджетных назначений. Как правило, большая часть указанных финансовых средств (около 80,0%) выделяются на мероприятия по мобилизационной подготовке промышленности и, ввиду их недостаточности, направляются в основном на поддержание мобилизационных мощностей, имеющих высокий физический и моральный износ.
Действующим налоговым законодательством предусмотрены льготы (налоговые освобождения) только на имущество мобилизационных мощностей в соответствии с Федеральным законом "О налоге на имущество предприятий". Иные льготы, предусмотренные для мобилизационных мощностей в промышленности Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (по налогу на прибыль и добавленную стоимость, по плате за землю), действующим налоговым законодательством непролонгированы.
Таким образом, решение проблем финансирования и стимулирования мобилизационных мощностей в промышленности связано в первую очередь с полной реализацией соответствующих положений Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".
Принятие федерального закона "О мобилизационных мощностях в промышленности Российской Федерации", конкретизирующего организационно-правовые отношения в данной области, в также определяющего роль и место мобилизационных мощностей в промышленности в системе мобилизационной подготовки экономики страны, способствует пересмотру финансовой политики государства в этом направлении, но не приводит к дополнительным расходам на эти цели.
В случае не принятия или задержки в принятии федерального закона "О мобилизационных мощностях в промышленности Российской Федерации" и сохранением остаточного принципа финансирования мобилизационных потребностей государства возможны, как следствие, утрата мобилизационных мощностей и снижение мобилизационного потенциала в промышленности.
В соответствии с предварительными расчетами, проведенными для организаций и предприятий оборонного комплекса применительно к условиям 1998 г. ежегодная потребность в бюджетных средствах для сохранения имеющихся мобилизационных мощностей составляет около 1900,0 млн. руб. В бюджете 1998 г. на эти цели было предусмотрено 617,2 млн. руб., после секвестирования в мае 1998 г. осталось 455,3 млн. руб. Фактически за 11 месяцев 1998 года (по состоянию на 1-е декабря 1998 г.) выделено 106,6 млн. руб., что составляет 17,3% от предусмотренных федеральным бюджетом и 23,4% от секвестированных объемов. Выделенные ассигнования составляют всего 5,6% от ежегодных потребностей.
Если финансирование сохранения и развития мобилизационных мощностей в промышленности останется на таком же уровне то в ближайшее время могут быть утеряны уникальные и специализированные мобилизационные мощности, для восстановления которых потребуются ассигнования в объеме не менее 45000,0 млн. рублей.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или
принятию в связи с принятием Федерального закона "О мобилизационных
мощностях в Российской Федерации"
I. Перечень законодательных актов, подлежащих изменению или отмене Федеральные законы:
О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации;
О государственном оборонном заказе;
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации;
О несостоятельности (банкротстве).
Указ Президента Российской Федерации:
от 14.11.1997 г. N 1227 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации".
II. Перечень нормативных правовых актов, подлежащих принятию
Постановления Правительства Российской Федерации:
Положение о порядке установления, изменения и снятия мобилизационных заданий предприятиям и организациям;
Порядок продажи, сдачи в аренду и утилизации специализированных мобилизационных мощностей, применяющихся в производстве вооружения и военной техники;
Порядок обязательного страхования мобилизационных мощностей;
Положение о допуске иностранных физических или юридических лиц к участию в приватизации предприятий и организаций, имеющих мобилизационные задания:
Положение о порядке привлечения к выполнению мобилизационных заданий предприятий и организаций, находящихся под контролем или влиянием иностранных физических или юридических лиц:
Примерные условия контракта на выполнение задания в области мобилизационных мощностей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.