Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесения изменений и дополнении в Федеральный закон "Об акционерных обществах"
Внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" вызвано необходимостью приведения положений указанного закона в соответствие с иными федеральными законами, принятыми позднее, а также практикой применения указанного закона.
Ряд предлагаемых поправок направлен на устранение двойственного толкования некоторых положений закона "Об акционерных обществах", которое приводит к его неверному применению и создает основу для судебных споров. К числу таких поправок относятся поправки в пункт 2 статьи 7, в статью 12, пункт 3 статьи 15, пункт 3 статьи 28, в статьи 31 и 32, пункт 4 статьи 34, в статьи 36, 38 и 42, пункт 3 статьи 53, пункт 1 статьи 66, в статью 68. Большинство этих поправок носит редакционный характер.
Значительная часть поправок связана с вступлением после закона "Об акционерных обществах" в действие ряда других федеральных законов. В первую очередь это касается закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", предложившего в ряде случаев более удачную редакцию положений, аналогичных положениям закона "Об акционерных обществах". В этих случаях для того, чтобы исключить возможность различного применения таких положений необходимо устранить различия в их редакции. К числу таких поправок относятся поправки к пункту 5 статьи 15, к абзацу третьему пункта 1 статьи 29, к статье 30, пункту 3 статьи 34, к статье 43. Позднее закона "Об акционерных обществах" вступил в действие и закон "О рынке ценных бумаг", продублировавший ряд его положений. Для того, чтобы исключить ненужное дублирование, уточнить редакцию, а также снять противоречие некоторых таких положений предлагаются поправки к статьям: 16, 18, 19, ряд поправок в статью 33, в статью 37, к статье 39.
Наконец, ряд поправок вносит в закон "Об акционерных обществах" изменения, необходимость которых возникла в процессе его применения. В первую очередь к таким поправкам относятся поправки, направленные на защиту интересов акционеров акционерных обществ. Без создания надежной основы для защиты интересов акционеров нельзя рассчитывать на привлечение в акционерные общества инвестиций. Именно для решения таких проблем, предлагаются поправки, предусматривающие возможность принятия решения о размещении дополнительных акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, путем закрытой подписки только общим собранием акционеров (поправка в абзац первый пункта 1 статьи 39). Поправка в пункт 2 статьи 34 исключает возможность превращения формально открытой подписки в фактически закрытую путем установления требования об оплате акций специфическим имуществом. А поправки в статью 40 предусматривают преимущественное право всех акционеров на приобретение размещаемых дополнительных акций независимо от наличия указания об этом праве в уставе акционерного общества.
В целях защиты интересов акционеров вносится поправка и в абзац первый пункта 1 статьи 29, устанавливающая правило, по которому при уменьшении уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости должна уменьшаться номинальная стоимость всех акций. Для того, чтобы исключить злоупотребления, связанные с неполной оплатой акций, вносятся изменения в пункт 2 статьи 34, которые требуют полной оплаты дополнительных акций при их размещении. Поправки в пункты 3, 4 статьи 69 позволят совету директоров более действенно осуществлять контроль за функционированием исполнительных органов общества.
Ряд предлагаемых поправок уточняет правила созыва и проведения общего собрания акционеров. В частности, поправки в статьи 50, 53 и 55.
К числу поправок, дополняющих текст закона относится, в частности, поправка, дополняющая статью 28 пунктом 5. Эта поправка вызвана тем, что действующая редакция закона "Об акционерных обществах" не упоминает о возможности увеличения уставного капитала акционерного общества за счет его собственного имущества, то есть капитализации. Также закон не определяет порядок совершения крупной сделки, связанной с размещением акций и иных ценных бумаг. Для того, чтобы устранить этот пробел предлагается поправка в пункт 1 статьи 79.
Основная часть предложенных изменений и дополнений, касающаяся специального права ("золотой акции"), связана с необходимостью законодательного урегулирования отношений, возникающих с применением этого специального права "золотой акции".
Так, статья 5 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" от 21.07.97 г. предусматривает возможность выпуска "золотой акции", понимая ее как специальное право государства на управление акционерным обществом, не ограничивает срок ее действия и предусматривает возможность использования этого права при принятии решения о продаже находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ.
Законодательные нормы, предусматривающие возможность закрепления за государством специального права на участие в управлении акционерным обществом, являются специальными нормами, устанавливающими правовой механизм государственного регулирования экономики, и не могут рассматриваться как противоречащие Федеральному закону "Об акционерных обществах", как и ненормативные акты, изданные органами государственной власти в пределах их компетенции с целью реализации указанного специального права.
Практика хозяйствования акционерных обществ, в отношении которых действует специальное право "Золотая акция", показывает, что отсутствие в Федеральном законе "Об акционерных обществах" норм, регулирующих отношения, связанные с указанным специальным правом, неизбежно вызывает затруднения при решении вопросов:
- подготовки текста устава;
- реорганизации общества;
- увеличения уставного капитала;
- государственных инвестиций на развитие общества;
- выплаты дивидендов;
- подготовки общего собрания акционеров;
- определения компетенции общего собрания акционеров;
- подготовки и принятия решений общего собрания акционеров;
- определения порядка участия акционеров в общем собрании акционеров;
- осуществления права на участие в общем собрании акционеров;
- получения информации о проведении общего собрания акционеров;
- определения кворума общего собрания акционеров;
- порядка голосования на общем собрании акционеров;
- составления протоколов об итогах голосования и общего собрания акционеров;
- состава, компетенции, избрания совета директоров и ответственности его членов;
- предоставления информации о деятельности общества и др.
В связи с неограниченностью срока действия специального права "золотая акция" не должна рассматриваться как временная особенность акционерных обществ и связываться с процессом приватизации, исключающих законодательные нормы, в которых прописаны указанные особенности.
Положения, регулирующие отношения, возникающие с применением специального права "Золотая акция", целесообразно внести в Федеральный закон "Об акционерных обществах", определяющий порядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивающий защиту прав и интересов акционеров и распространяющийся на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных средств из федерального бюджета и внесения изменений и дополнений в иные федеральные законы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.