Проект федерального закона
"Об аудиторской деятельности"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
Глава I. Общие положения
Глава II. Осуществление аудиторской деятельности
Глава III. Участники аудиторской деятельности
Глава IV. Аттестация на право осуществления аудиторской
деятельности и лицензирование этой деятельности
Глава V. Регулирование аудиторской деятельности
Глава VI. Переходные и заключительные положения
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации, в том числе устанавливает:
понятие и основные принципы аудиторской деятельности;
понятие, основное содержание и правовой статус правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения и аудиторского отчета;
права и обязанности участников аудиторской деятельности, том числе государственного органа регулирования аудиторской деятельности и профессиональных саморегулируемых аудиторских объединений;
права и обязанности лиц, подлежащих аудиту;
основные положения об аттестации аудиторов на право осуществления аудиторской деятельности и основные положения о лицензировании этой деятельности.
Статья 2. Понятие аудиторской деятельности и аудита
1. Аудиторская деятельность представляет собой осуществляемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами предпринимательскую деятельность аудиторских организаций (далее в настоящем Федеральном законе именуются также "аудиторы") по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг.
2. Аудит (аудиторская проверка) представляет собой независимое исследование бухгалтерской отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее в настоящем Федеральном законе именуются также - "аудируемые лица"), осуществляемое аудиторской организацией с целью выражения профессионального мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.
3. Аудит осуществляется в Российской Федерации в двух формах, а именно: обязательного аудита и инициативного аудита.
4. Под оказанием сопутствующих аудиту услуг (аудиторских услуг) понимается предпринимательская деятельность аудиторских организаций:
а) по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению бухгалтерской отчетности, бухгалтерскому консультированию;
б) по налоговому планированию, расчету налогов и консультированию по вопросам налогообложения;
в) по анализу финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическому и финансовому консультированию;
г) по управленческому консультированию, в том числе реструктуризации организаций;
д) по анализу процедур и методов функционирования организации в целях оценки производительности и эффективности:
е) по определению соблюдения в организации предписанных процедур и правил;
ж) по правовому консультированию, а также представительству интересов аудируемых лиц в судебных и налоговых органах по спорам, вытекающим из налоговых правоотношений;
з) по автоматизации бухгалтерского учета и внедрению информационных технологий;
и) по оценке имущества и предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
к) по разработке и анализу инвестиционных проектов, составлению бизнес-планов;
л) по проведению маркетинговых исследований;
м) по подбору кадров по профилю аудиторской деятельности;
н) по проведению исследований, разработок в области, связанной с аудиторской деятельностью и распространение их результатов, в том числе в печатном виде;
о) по обучению специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Перечень иных видов деятельности, относящихся к сопутствующим аудиту услугам, утверждается решением федерального органа регулирования аудиторской деятельности.
5. Аудиторской деятельностью имеют право заниматься аудиторские организации, которые регистрируются как юридические лица, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением формы открытого акционерного общества.
Аудиторской организации запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита, а также оказания сопутствующих аудиту услуг, определенных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи. Нарушение этого требования влечет наложение взыскания вплоть до аннулирования лицензии на право осуществления аудиторской деятельности, полученной аудиторской организацией, а также административную ответственность виновных лиц в соответствии с федеральным законом.
6. Отношения между аудитором и аудируемым лицом регулируются договором, заключаемым в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.
7. В том случае, если отдельные виды деятельности, относящиеся к сопутствующим аудиту услугам, требуют в соответствии с законом лицензирования, то для занятия указанными видами деятельности аудитор должен получить в установленном порядке необходимые специальные разрешения (лицензии).
Статья 3. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
бухгалтерская (финансовая) отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении аудируемого лица и о результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам;
надлежащие пользователи бухгалтерской отчетности - руководители и (или) участники (члены) аудируемого лица - (внутренние пользователи), а также любые иные лица (внешние пользователи), имеющие в соответствии с законом право на получение информации об имущественном и финансовом положении аудируемого лица и о результатах его хозяйственной деятельности;
достоверность бухгалтерской отчетности - такая степень точности данных бухгалтерской отчетности аудируемого лица, которая позволяет пользователю этой отчетности делать на ее основе правильные выводы об имущественном и финансовом положении аудируемого лица и о результатах его хозяйственной деятельности, а также принимать основанные на этих выводах решения;
мнение о достоверности бухгалтерской отчетности - мнение аудитора, выражающее оценку правильности составления аудируемым лицом бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам и ее соответствия во всех существенных аспектах требованиям законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете;
существенные обстоятельства - обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности. Для определения уровня существенности аудитор основывается на внутрифирменных стандартах, если законодательством, регулирующим аудиторскую деятельность в Российской Федерации, не предусмотрено более жестких требований;
руководитель организации - руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации и имеющее полномочия по принятию ключевых решений;
лицо, принимавшее участие в проведении аудиторской проверки - лицо, непосредственно участвовавшее в составлении рабочей и итоговой документации по результатам проведения аудиторской проверки:
Статья 4. Законодательство, регулирующее аудиторскую деятельность в Российской Федерации
Аудиторская деятельность в Российской Федерации регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими законами, а также иными нормативными правовыми актами, которые не должны противоречить положениям указанных законов.
Глава II. Осуществление аудиторской деятельности
Статья 5. Планирование и документирование аудиторских проверок
1. Проведение аудиторской проверки в обязательном порядке планируется и документируется аудитором. Процедуры и формы планирования и документирования аудиторских проверок, в том числе порядок составления плана аудиторской проверки, разрабатываются аудитором в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
2. Документирование аудита предусматривает составление рабочей документации и итоговой документации аудита по результатам проведения аудиторской проверки.
Итоговая документация включает в себя аудиторское заключение и аудиторский отчет.
3. Рабочая документация составляется до начала, в ходе и по завершению аудиторской проверки и должна содержать информацию, необходимую для подготовки обоснованного аудиторского заключения и аудиторского отчета. Содержание указанной информации определяется правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
4. Рабочая документация является собственностью аудиторской организации. Сведения, содержащиеся в рабочей документации, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Изъятие рабочей документации может осуществляться только по требованию суда, а при наличии согласия прокурора - органами предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Статья 6. Аудиторское заключение
1. Под аудиторским заключением понимается документ, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов, предназначенный для любых пользователей бухгалтерской отчетности аудируемого лица.
2. Форма и содержание аудиторского заключения определяется правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
3. Аудиторское заключение имеет открытый характер. Перечень пользователей, которым в обязательном порядке передаются копии аудиторского заключения, периодичность проведения аудиторских проверок и необходимость открытой публикации аудиторского заключения определяются аудируемым лицом, если иное не установлено федеральным законом и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Статья 7. Право подписи аудиторского заключения.
1. Право подписи аудиторского заключения принадлежит исключительно физическому лицу, аттестованному на право осуществления аудиторской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее в настоящем Федеральном законе именуется "аттестованный специалист").
2. Аудиторское заключение, подготовленное аудиторской организацией, должно быть подписано постранично аттестованным специалистом (или руководителем группы аттестованных специалистов), принимавшим участие в проведении аудиторской проверки, а заключение в целом должно быть подписано руководителем аудиторской организации (или уполномоченным им на то должностным лицом) и заверено печатью аудиторской организации.
Статья 8. Обязательные сведения, содержащиеся в аудиторском заключении
1. Аудиторское заключение должно содержать следующие обязательные сведения об аудиторской организации:
а) указание на организационно-правовую форму и полное официальное наименование аудиторской организации, местонахождение, телефоны, идентификационный номер налогоплательщика и номер расчетного счета аудиторской организации;
б) номер и дату выдачи документа о государственной регистрации аудиторской организации, наименование органа, выдавшего указанное свидетельство;
в) номер и дату выдачи аудиторской организации лицензии на право осуществления аудиторской деятельности, а также орган, выдавший лицензию, и срок действия лицензии;
г) номера и даты выдачи квалификационных аттестатов на право осуществления аудиторской деятельности аттестованных специалистов, которые непосредственно проводили аудит, органы, выдавшие указанные аттестаты указание на специализацию и сроки их действия.
2. Аудиторское заключение должно содержать следующие обязательные сведения об аудируемом лице:
а) указание на его организационно-правовую форму и полное официальное наименование юридического лица либо фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
б) Местонахождение, телефоны, идентификационный номер налогоплательщика и номер расчетного счета аудируемого лица;
в) номер и дата выдачи документа о государственной регистрации аудируемого лица, наименование органа, выдавшего указанное свидетельство.
3. Несоответствие содержания аудиторского заключения требованиям настоящей статьи, а также нарушение права его подписи делает аудиторское заключение недействительным.
Статья 9. Аудиторский отчет
1. В целях настоящего Федерального закона под аудиторским отчетом понимается документ, адресованный руководителям и (или) участникам (членам) аудируемого лица, содержащий исчерпывающую информацию об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности аудируемого лица, соблюдения аудируемым лицом действующего законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций, а также другие сведения, полученные в ходе проведения проверки и предусмотренные договором на проведение аудита.
В том случае, если аудиторская проверка проводится аудитором по поручению участника (члена) аудируемого лица или уполномоченного органа государственной власти, аудиторский отчет предоставляется лицу, по поручению которого проводится аудиторская проверка.
2. Форма и содержание аудиторского отчета определяются правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
3. Информация, содержащаяся в аудиторском отчете, составляет коммерческую тайну аудируемого лица и не подлежит раскрытию аудиторской организацией третьим лицам.
Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в аудиторском отчете, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
4. Требования, предусмотренные пунктами 2 - 3 настоящей статьи, в полной мере относятся к отчету аудиторской организации об оказании аудиторских услуг на основании соответствующего договора.
Статья 10. Заведомо ложные аудиторское заключение и аудиторский отчет
1. Под заведомо ложными аудиторским заключением и аудиторским отчетом понимаются, соответственно, аудиторское заключение и аудиторский отчет, составленные без проведения аудиторской проверки либо, хотя и составленные по результатам такой проверки, однако не соответствующие содержанию документов, полученных и изученных аудитором в ходе аудиторской проверки.
2. Составление заведомо ложного аудиторского заключения, а равно составление заведомо ложного аудиторского отчета влечет лишение аудиторской организации лицензии на право осуществления аудиторской деятельности в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, а в случаях, установленных федеральным законом, также привлечение виновных лиц к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
Статья 11. Правила (стандарты) аудиторской деятельности
1. Под правилами (стандартами) аудиторской деятельности понимаются обязательные для аудиторов и аудируемых лиц нормативные правовые документы, регламентирующие единые требования к осуществлению, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к подготовке аттестованных специалистов и оценке их квалификации.
2. Назначение правил (стандартов) аудиторской деятельности заключается в том, чтобы на основании положений настоящего Федерального закона:
а) определять требования к проведению аудита, планированию и документированию аудиторской проверки, оформлению заключений и отчетов аудиторов;
б) определять требования к квалификации аудиторов;
в) определять требования, которые следует выполнять при оказании сопутствующих аудиту услуг;
г) обеспечивать связь отдельных элементов аудиторского процесса;
д) содействовать внедрению в аудиторскую практику новых научных и методических достижений;
е) служить основанием при рассмотрении вопросов о качестве проведения аудита и определении ответственности лиц, принимавших участие в проведении аудита.
3. Федеральные правила (стандарты) утверждаются федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности.
4. Саморегулируемые объединения аудиторских организаций и аттестованных специалистов устанавливают исключительно для своих членов обязательные правила (стандарты) аудиторской деятельности, требования которых не могут противоречить требованиям федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Статья 12. Основные принципы аудиторской деятельности
1. При осуществлении аудиторской деятельности аудиторская организация и аудируемое лицо обязаны соблюдать основные принципы этой деятельности, установленные настоящим Федеральным законом. Основными принципами аудиторской деятельности являются:
- объективность и независимость аудитора;
- самостоятельность аудитора в выборе приемов и методов своей работы;
- профессионализм, компетентность и профессиональная специализация аудитора;
- конфиденциальность полученной при осуществлении аудита информации.
2. Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности могут уточняться основные и устанавливаться иные принципы аудиторской деятельности, обязательные для аудиторов и аудируемых лиц.
Статья 13. Объективность и независимость аудитора
1. Профессиональный долг налагает на аудитора обязательство избегать какой-либо зависимости своих суждений от суждений других лиц.
2. При проведении аудита и составлении аудиторского заключения аудитор должен быть независим от аудируемого лица, а также от любых третьих лиц, в том числе от учредителей (участников) аудиторской организации.
3. Аудит не может осуществляться аттестованным специалистом:
а) являющимся учредителем (участником) аудируемого лица, его руководителем, бухгалтером и иным работником, несущим ответственность за ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности;
б) являющимся супругом или близким родственником кого-либо из лиц, перечисленных в подпункте "а" настоящего пункта.
4. Аудит не может осуществляться аудитором (аудиторской организацией):
а) в отношении аудируемого лица, являющегося его учредителем (участником), кредитором, страховщиком, а также в отношении аудируемого лица, для которого сам этот аудитор (аудиторская организация) является учредителем (участником);
б) в отношении своих дочерних организаций, филиалов и представительств.
5. Аудит не может осуществляться аудитором (аудиторской организацией) или аттестованным специалистом, оказывавшим ранее в течение двух лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской отчетности аудируемому лицу - в отношении этого лица.
6. Порядок, размер и форма оплаты за проведение аудита (в том числе при проведении обязательного аудита) и оказание сопутствующих ему услуг, определяются договором и не могут быть поставлены в зависимость от предварительного выполнения каких бы то ни было требований аудируемого лица о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.
7. Детализация требований и рекомендаций, обеспечивающих необходимые условия для объективности и независимости аудитора, и позволяющих уменьшить вероятность возникновения конфликта интересов, устанавливается в правилах (стандартах) аудиторской деятельности.
Статья 14. Самостоятельность аудиторской организации в выборе приемов и методов своей работы
1. Аудиторская организация самостоятельно выбирает приемы и методы своей работы в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов и правил (стандартов) аудиторской деятельности.
2. Детализация требований и рекомендаций к приемам и методам аудиторской деятельности, в том числе в вопросе о привлечении к работе необходимых специалистов, устанавливается в правилах (стандартах) аудиторской деятельности.
Статья 15. Профессионализм, компетентность и профессиональная специализация аудитора
1. Аудитор специализируется в своей деятельности по следующим направлениям:
а) аудит кредитных организаций (банковский аудит);
б) аудит других организаций и индивидуальных предпринимателей (общий аудит).
2. Аудитор вправе осуществлять свою деятельность одновременно по всем направлениям аудиторской деятельности.
3. Аудитор, соглашаясь оказать услуги, должен быть уверен, что у него достаточный уровень профессиональной компетентности, знания и навыков для выполнения данного задания, в противном случае он должен воздержаться от его выполнения.
Статья 16. Конфиденциальность информации, полученной при осуществлении аудиторской деятельности
1. Аудиторская организация обязана обеспечивать конфиденциальность сведений и сохранность документов, получаемых и(или) составляемых им в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эту информацию, документы или их копии каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без письменного согласия аудируемого лица вне зависимости оттого, принесет ли передача документов или разглашение содержащихся в них сведений ущерб указанному лицу (аудиторская тайна).
Нарушение аудиторской организацией требований настоящего пункта влечет наложение взыскания вплоть до аннулирования его лицензии на право осуществления аудиторской деятельности в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и ответственность виновных лиц, включая возмещение нанесенного их действиями ущерба, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Перечень не подлежащих разглашению конфиденциальных сведений, должен быть установлен в договоре на проведение аудита и(или) оказание аудиторских услуг. В этот перечень не включаются сведения, которые в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами не могут быть отнесены к коммерческой тайне.
3. Лицо, принимавшее участие в проведении аудиторской проверки, обязано хранить в тайне и не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами Российской Федерации.
Разглашение лицом, принимавшим участие в проведении аудиторской проверки, аудиторской тайны влечет его ответственность, включая возмещение нанесенного его действиями ущерба, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принуждение лица, принимавшего участие в проведении аудиторской проверки, к разглашению аудиторской тайны влечет уголовную ответственность виновных лиц в соответствии с федеральным законом.
4. Суд может освободить аудиторскую организацию, проводившую аудиторскую проверку, и(или) лицо, принимавшее участие в проведении аудиторской проверки, от обязанности сохранения аудиторской тайны, если в отношении аудиторской организации (его руководителя), и (или) в отношении лица, принимавшего участие в проведении аудиторской проверки, в отношении руководителя, участника (члена) или самого лица, аудиторскую проверку которого проводила указанная аудиторская организация, возбуждено уголовное дело в связи с осуществлением их профессиональной деятельности.
5. Требования настоящей статьи к аудиторской организации и лицу, принимавшему участие в проведении аудиторской проверки, не применяются в случае проведения проверок качества осуществления аудита, осуществляемых в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, а также в случае обнаружения указанными лицами в процессе осуществления аудиторской деятельности признаков состава преступления, укрывательство которого преследуется в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Проведение аудитором экспертизы по поручению уполномоченного органа государственной власти.
1. Аудитор может выступать в качестве исполнителя работ при проведении экспертизы (далее в настоящей статье - "исполнитель") на основании поручения, содержащегося в договорах, добровольно заключаемых им с судами, арбитражными судами, органами прокуратуры и внутренних дел, таможенными органами и иными органами государственной власти (далее в настоящей статье именуются - "уполномоченные органы государственной власти"). Права и обязанности исполнителя, определяемые указанными договорами, не должны противоречить нормам соответствующего процессуального законодательства Российской Федерации.
2. Уполномоченные органы государственной власти, выступающие в качестве заказчика экспертизы, обязаны:
а) создавать исполнителю необходимые условия для проведения работы и обеспечивать предоставление в его распоряжение всех необходимых для проведения экспертизы документов, а также объяснений и показаний лиц, деятельность которых подлежит экспертизе;
б) обеспечивать при необходимости личную безопасность лиц, привлекаемых к проведению экспертизы, а также членов их семей;
в) производить своевременную оплату работы исполнителя по ставкам, ежегодно утверждаемым Правительством Российской Федерации на основании представления федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности.
3. Оплата исполнителю работ по проведению экспертизы, осуществляемой на основании договоров, заключаемых им с уполномоченными органами государственной власти, производится по выполнении им своих обязанностей и за счет следующих источников финансирования:
а) в случае, если поручение о проведении экспертизы было дано в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации при наличии в производстве уполномоченных органов государственной власти возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела либо дела об административном правонарушении, принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду, оплата работ производится за счет того лица, деятельность которого подлежит экспертизе;
б) при отсутствии оснований для экспертизы, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, оплата работ производится за счет, предусмотренных на содержание уполномоченных органов государственной власти;
в) при наличии оснований для экспертизы, перечисленных в подпункте "а" настоящего пункта, но отсутствии у лица, деятельность которого подлежит экспертизе, достаточных средств для оплаты работ исполнителя, оплата работ должна производиться за счет средств уполномоченных органов государственной власти с последующим возмещением указанных средств за счет лица, деятельность которого подлежит экспертизе, в порядке, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
4. Повторные экспертизы деятельности одного и того же лица по тем же основаниям осуществляются с соблюдением следующих требований:
а) оплата работы исполнителя производится только за счет средств уполномоченных органов государственной власти;
б) не допускается привлечение к проведению экспертизы того лица, которое осуществляло предшествующую экспертизу.
5. В случаях проведения экспертизы по поручению уполномоченных органов государственной власти, исполнитель предоставляет заказчикам экспертизы по результатам проведенных работ отчет и(или) иные документы справочного характера. Исполнитель не обязан предоставлять уполномоченным органам государственной власти рабочую документацию экспертизы.
Статья 18. Контроль качества осуществления аудита.
1. Соответствие качества осуществления аудитором аудиторских проверок и его внутрифирменного контроля качества требованиям федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности подлежит обязательной проверке (проверке качества) не реже одного раза в три года федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности.
Уклонение аудитора от проведения проверки качества является основанием для аннулирования выданной аудитору лицензии на право осуществления аудиторской деятельности.
2. Федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности вправе предоставить полномочия по проведению проверки качества саморегулируемым объединениям аудиторов в отношении своих членов.
3. Аудитор, в отношении которого проводится проверка качества, обязан представить должностным лицам федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности и(или) соответствующего саморегулируемого объединения аудиторов свою рабочую документацию и другую требуемую информацию.
4. Должностные лица федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности и саморегулируемых объединений аудиторов обязаны обеспечить конфиденциальность документов, полученных в ходе проверки качества, в том числе касающихся деятельности аудируемых лиц.
Лица, принимавшие участие в проверке качества, обязаны сохранять в тайне и не разглашать сведения, которые стали известны им в ходе проведения проверки качества.
За разглашение указанных сведений и причинение аудитору ущерба виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. По итогам проведения проверки качества на аудитора может быть наложено взыскание федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности вплоть до лишения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности и(или) саморегулируемой организацией аудиторов вплоть до исключения из состава своих членов.
6. По итогам проведения проверки качества на аттестованного специалиста, принимавшего участие в осуществлении аудиторских проверок в составе аудиторской организации, может быть наложено взыскание федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности вплоть до лишения квалификационного аттестата на право осуществления аудиторской деятельности.
Статья 19. Особенности ответственности аудитора и обязательное страхование этой ответственности
1. Аудитор, при условии предоставления ему аудируемым лицом всей необходимой для аудита информации, несет гражданско-правовую ответственность за причинение данному лицу убытков вследствие составления им аудиторского заключения, содержащего неверное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.
2. Размер гражданско-правовой ответственности аудитора в части возмещения им убытков определяется исключительно на основании его соглашения (договора) с аудируемым лицом, а при недостижении такого соглашения - на основании решения судебного органа.
3. Ответственность аудитора может также выражаться:
а) в проведении им безвозмездной повторной аудиторской проверки или оплаты за его счет проведения такой проверки другим аудитором;
б) в возмещении средств, незаконно полученных от осуществления деятельности, запрещенной для аудиторов, а также аудиторской деятельности без необходимой лицензии.
4. Аудитор обязан заключить договор страхования своей гражданско-правовой ответственности и не вправе выполнять свои обязанности без заключения такого договора страхования.
Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования гражданско-правовой ответственности аудитора определяются федеральным законом.
Статья 20. Особенности ответственности аттестованного специалиста в составе аудиторской организации
1. Аттестованный специалист при осуществлении аудиторской деятельности несет гражданско-правовую ответственность за причинение убытков вследствие выражения им недостоверного мнения при составлении аудиторской организацией аудиторского заключения, содержащего неверное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.
2. Размер гражданско-правовой ответственности аттестованного специалиста в составе аудиторской организации в части возмещения им убытков определяется исключительно на основании его соглашения (договора) с аудиторской организацией, а при недостижении такого соглашения - на основании решения судебного органа.
Глава III. Участники аудиторской деятельности
Статья 21. Аттестованный специалист
Аттестованным специалистом является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Российской Федерации, или гражданин другого государства, отвечающие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и аттестованные в установленном порядке на право осуществления аудиторской деятельности.
Аттестованные специалисты могут заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно, то есть как физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), либо в качестве штатного работника аудиторской организации, а также в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора.
Аттестованный специалист должен являться членом не менее одного саморегулируемого объединения, созданного в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
2. Аттестованный специалист, работающий самостоятельно, может заниматься аудиторской деятельностью только после его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя при наличии квалификационного аттестата и получения в установленном порядке лицензии на право осуществления аудиторской деятельности.
Статья 22. Аудитор
1. Аудитором является созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Российской Федерации коммерческая организация (аудиторская организация) или аттестованный специалист, зарегистрированный в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя (аудитор), осуществляющие исключительно аудиторскую деятельность и получившие в установленном порядке лицензию на право осуществления этой деятельности.
Аудитор должен являться членом не менее одного саморегулируемого объединения, созданного в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Аудиторская организация может иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законом за исключением открытого акционерного общества.
2. Аудиторская организация вправе осуществлять свою деятельность только при соблюдении следующих обязательных условий:
а) не менее 51 процента уставного (складочного) капитала аудиторской организации должно принадлежать одному или нескольким аттестованным специалистам и или одной или нескольким аудиторским организациям;
б) не более 49 процентов уставного (складочного) капитала аудиторской организации может принадлежать одному или нескольким физическим лицам, не являющимся аттестованными специалистами, и(или) одному или нескольким юридическим лицам, созданным или иным образом организованным в соответствии с законодательством иностранных государств, при условии, что такие физические и юридические лица имеют соответствующие разрешение на осуществление аудиторской деятельности, полученное в государстве, на территории которого упомянутые физические и юридические лица имеют основное место по осуществлению аудиторской деятельности, а юридические лица, кроме того, созданы или иным образом организованы в соответствии с законодательством такого государства;
б) в штате аудиторской организации должно состоять не менее одного аттестованного специалиста, постоянно работающего в ней и имеющего квалификационный аттестат соответствующего вида.
3. Штатные работники аудиторской организации, имеющие право подписи финансовой и/или распорядительной документации, относящиеся к ниже перечисленным категориям лиц, должны быть гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории Российской Федерации:
лица, занимающие старшие должности, которые прежде всего осуществляют управление аудиторской организацией, включая управление филиалом, представительством или дочерним обществом аудиторской организации, находящиеся под общим контролем или получающие указания, главным образом, от совета директоров, или акционеров, или другого аналогичного органа управления аудиторской организации, включая:
- руководителя единоличного или коллегиального исполнительного органа аудиторской организации, его заместителей, руководителей отдела, сектора аудиторской организации,
- лиц, осуществляющих руководство и контроль за деятельностью других руководителей, работников профессионального (специалистов) или управленческого звена, направления,
- лиц, имеющих полномочия лично осуществлять прием на работу и увольнение или давать рекомендации по вопросам приема на работу, увольнения или другим кадровым вопросам;
Требования настоящего пункта не распространяются на категории лиц, перечисленных выше, если они не имеют права подписи финансово-распорядительной документации и осуществляют методологическое обеспечение деятельности аудиторской организации, контроль качества работы аудиторской организации и или подготовку кадров.
4. Организации, не отвечающие требованиям настоящей статьи, не имеют права на осуществление аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Статья 23. Права аудитора
1. Аудитор имеет право:
а) проводить предварительное ознакомление с учредительными документами и документами бухгалтерской отчетности аудируемого лица для принятия решения о заключении договора на проведение аудита;
б) изучать у аудируемого лица при проведении аудиторской проверки в полном объеме документацию, связанную с осуществлением им финансово-хозяйственной деятельности, а также проверять фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;
в) получать у аудируемого лица (работников этого лица) устные и письменные разъяснения по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудита;
г) получать по письменному запросу, согласованному с аудируемым лицом, информацию от любых третьих лиц, необходимую для составления достоверного аудиторского заключения и (или) аудиторского отчета;
д) привлекать на договорной основе к участию в проведению аудиторской проверки аттестованных специалистов, работающих самостоятельно, работающих в качестве штатных работников других аудиторских организаций, а также иных компетентных специалистов. Порядок привлечения указанных лиц к участию в проведении аудиторской проверки устанавливается правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
е) отказаться от проведения аудита в случае непредставления аудируемым лицом всей информации, необходимой для составления достоверного аудиторского заключения и(или) аудиторского отчета;
ж) получить вознаграждение за фактически выполненную аудитором (аудиторами) работу, возмещение транспортных расходов, плату за проживание в течение командировки, расходы по оплате работы специалистов, привлеченных к проведению аудита, и другие фактически произведенные необходимые расходы.
2. Предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи перечень прав аудитора не является исчерпывающим и может быть расширен в федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, а также в договорах на проведение аудиторских проверок.
3. Препятствование аудируемыми лицами выполнению требований подпунктов "б" и "г" пункта 1 настоящей статьи влечет административную ответственность виновных лиц в соответствии с федеральным законом.
Статья 24. Обязанности аудитора
1. Аудитор обязан:
а) соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования настоящего Федерального закона и иных актов законодательства Российской Федерации, в том числе правил (стандартов) аудиторской деятельности;
б) перед заключением договора на проведение аудиторской проверки предъявлять аудируемому лицу соответствующую лицензию на осуществление аудиторской деятельности по требуемой для аудита специализации или ее нотариально заверенную копию;
в) отказаться от проведения аудита в случае отсутствия у него как лица, проводящего аудит, лицензии на осуществление аудиторской деятельности, необходимой с учетом специфики деятельности аудируемого лица, а также в случае наличия обстоятельств, предусмотренных пунктами 2 - 4 статьи 13 настоящего Федерального закона;
г) выполнять работу добросовестно, квалифицированно и качественно, обеспечивать сохранность аудиторской тайны;
д) предоставлять аудируемому лицу информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудита, о правах и обязанностях сторон при осуществлении аудита, о нормах актов законодательства, действующих в Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы по итогам аудита;
е) в случае обнаружения фактов, явно свидетельствующих о причинении аудируемому лицу убытков должностными лицами или штатными работниками этого лица, сообщить об этом руководству аудируемого лица и сделать соответствующую запись в аудиторском отчете.
2. Предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи перечень обязанностей аудитора не является исчерпывающим и может быть расширен в федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, а также в договорах на проведение аудиторских проверок.
3. Невыполнение аудитором требований подпунктов "а", "в" и "г" пункта 1 настоящей статьи влечет административную ответственность виновных лиц в соответствии с федеральным законом.
Статья 25. Аудируемое лицо
1. Аудит может проводиться в отношении любых юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, а также любых физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.
2. Инициативный аудит может проводиться в любое время и в тех объемах, которые будут установлены самостоятельным решением органа управления юридического лица, либо решением индивидуального предпринимателя (инициаторов аудита).
Инициативный аудит проводится в соответствии с порядком, установленным на основании положений настоящего Федерального закона с учетом конкретных задач, сроков и объемов аудита, предусмотренных договором на проведение аудита между инициатором аудита и аудитором.
3. Законодательством Российской Федерации об аудиторской деятельности могут устанавливаться категории лиц, подлежащих обязательному аудиту в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 26. Лица, подлежащие обязательному аудиту
1. Обязательный аудит осуществляется в отношении отдельных категорий аудируемых лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и(или) условиями заключенных этими лицами договоров с третьими лицами.
2. Обязательному аудиту ежегодно подлежат юридические лица, имеющие организационно-правовую форму акционерного общества, независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала, и государственного унитарного предприятия (включая федеральные казенные предприятия).
3. По виду деятельности обязательному аудиту ежегодно подлежат:
банки и иные кредитные организации;
страховые организации и общества взаимного страхования;
товарные и фондовые биржи;
профессиональные участники рынка ценных бумаг, инвестиционные, паевые, трастовые и иные аналогичные фонды, аккумулирующие средства физических и юридических лиц;
внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;
негосударственные пенсионные фонды;
благотворительные и иные (не инвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц.
4. Юридические лица ежегодно подлежат обязательному аудиту, если в их уставном капитале (уставном фонде) имеется доля (вклад), находящаяся в собственности Российской Федерации, или доля, принадлежащая иностранным инвесторам.
5. Лица ежегодно подлежат обязательному аудиту при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:
объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
суммы активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда.
Для определения указанных финансовых показателей установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда принимается в среднегодовом исчислении за отчетный год.
6. Правительство РФ имеет право расширить перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту.
7. Федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности вправе устанавливать обязательные для лиц, подлежащих обязательному аудиту, требования по привлечению к проведению ежегодного обязательного аудита определенных указанным органом категорий аудиторов, получивших соответствующий вид лицензии на право осуществления аудиторской деятельности.
8. Лицо, подлежащее обязательному аудиту, не вправе совершать какие-либо действия в целях уклонения либо воспрепятствования его проведению. В случае нарушения этого требования аудитор вправе отказаться от проведения аудита и потребовать возмещения убытков.
Лица, виновные в уклонении или воспрепятствовании проведению обязательного аудита несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 27. Права аудируемого лица
1. Аудируемое лицо имеет право:
а) самостоятельно выбирать аудитора при условии соблюдения сроков предоставления аудиторского заключения пользователям и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации и уставными документами аудируемого лица;
б) получать от аудитора исчерпывающую информацию о нормах актов законодательства, регулирующих аудиторскую деятельность, а после ознакомления с аудиторским отчетом и(или) аудиторским заключением также информацию о нормах актов законодательства, на которых основываются выводы этого отчета и(или) заключения;
в) представлять аудиторским организациям возражения по аудиторским отчетам или аудиторским заключениям;
г) информировать федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности и саморегулируемые объединения, о случаях нарушения аудитором норм актов законодательства об аудиторской деятельности, повлекших причинение ущерба аудируемому лицу;
2. Предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи перечень прав аудируемого лица не является исчерпывающим и может быть расширен в правилах (стандартах) аудиторской деятельности, а также в договорах на проведение аудиторских проверок.
Статья 28. Обязанности аудируемого лица
1. Аудируемое лицо обязано:
а) заключать в случаях, непосредственно предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами, а также условиями заключенных договоров с третьими лицами, договоры на проведение обязательного аудита с аудиторами. Лицо, подлежащее обязательному аудиту, не вправе предпринимать какие-либо действия в целях уклонения от проведения обязательного аудита;
б) не препятствовать аудитору в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять ему всю документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудитора исчерпывающие разъяснения и объяснения в устной и письменной форме;
в) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;
г) незамедлительно уведомлять Федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности о расторжении договора с аудитором на проведение обязательного аудита с изложением обстоятельств, повлекших за собой расторжение договора;
д) своевременно оплачивать услуги аудитора в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского отчета или аудиторского заключения не согласуются с выводами внутренней проверки, проведенной работниками аудируемого лица, по инициативе его органов управления, а также в случае неполного выполнения аудитором работы по независящим от него причинам;
е) устранять выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности и порядка исчисления налогов.
2. Нарушение аудируемым лицом требований подпунктов "а", "б" и "в" и "г" пункта 1 настоящей статьи влечет административную ответственность виновных лиц в соответствии с федеральным законом.
Глава IV. Аттестация на право осуществления
аудиторской деятельности и лицензирование этой
деятельности
Статья 29. Понятие аттестации на право осуществления аудиторской деятельности
1. Под аттестацией на право осуществления аудиторской деятельности (далее в настоящем Федеральном законе именуется - "аттестация") понимается проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, с выдачей кандидатам, успешно сдавшим необходимые квалификационные экзамены (прошедшим квалификационные испытания), единого документа - квалификационного аттестата специалиста установленного образца.
2. Порядок проведения аттестации утверждается Правительством Российской Федерации.
3. Организация проведения аттестации возлагается на федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности.
Статья 30. Основные положения об аттестации на право осуществления аудиторской деятельности
1. В зависимости от предполагаемой специализации кандидата, желающего получить квалификационный аттестат специалиста, предусматриваются следующие виды квалификационных аттестатов специалиста (ограниченные аттестаты) на осуществление:
а) аудита кредитных организаций (банковский аудит);
б) аудита других организаций и индивидуальных предпринимателей (общий аудит).
В случае соответствия кандидата, желающего получить квалификационный аттестат специалиста, особым требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, предусматривается особый вид квалификационного аттестата специалиста - на осуществление всех видов аудита (полный аттестат).
2. Решение об аттестации каждого кандидата по итогам успешной сдачи им необходимых квалификационных экзаменов (прохождения квалификационного испытания) принимается федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности.
Программы квалификационных экзаменов (прохождения квалификационного испытания), порядок сдачи этих экзаменов, формирования экзаменационных комиссий и регламент их работы, утверждаются федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности.
Квалификационный аттестат специалиста выдается федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности.
Отказ в выдаче квалификационного аттестата специалиста может быть обжалован в суд в трехмесячный срок с момента получения отказа.
3. Квалификационный аттестат специалиста выдается без ограничения срока, действия.
Квалификационный аттестат специалиста должен быть выдан обратившемуся за ним лицу в месячный срок со дня принятия решения об успешном прохождении кандидатом аттестации на право осуществления аудиторской деятельности.
Квалификационный аттестат специалиста оформляется на специальном бланке установленного образца с приложением фотографии аттестованного специалиста и не может быть передан другому лицу.
4. За проведение аттестации и выдачу квалификационного аттестата специалиста взимается плата, размеры которой и порядок использования (распределения) устанавливается Правительством Российской Федерации.
5. Аттестованный специалист обязан ежегодно осуществлять повышение квалификации в высших учебных заведениях, учебно-методических центрах, саморегулируемых объединениях, иных организациях, определяемых федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности, и предоставлять в указанный орган и саморегулируемое объединение, членом которой он является, сведения о повышении квалификации в отчетном году с приложением подтверждающих документов.
Порядок повышения квалификации аттестованных специалистов утверждается федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности.
Статья 31. Требования, предъявляемые к кандидатам на получение квалификационного аттестата
1. К аттестации на право осуществления какого-либо одного вида аудита (получение ограниченного аттестата) допускаются дееспособные граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а также граждане иностранных государств, имеющие:
а) высшее либо среднее специальное образование по специализации, связанной с бухгалтерским учетом, финансово-хозяйственной деятельностью или аудитом. Наличие указанного образования подтверждается нотариально заверенными копиями соответствующих дипломов или иных документов учебных заведений Российской Федерации, аккредитованных соответствующим органом Российской Федерации. Для лиц, имеющих дипломы иностранных учебных заведений необходимо наличие документа, подтверждающего эквивалентность образования и выданного уполномоченным органом Российской Федерации;
б) стаж практической работы на территории Российской Федерации по профильным специальностям не менее трех лет из последних пяти, предшествовавших обращению за получением квалификационного аттестата специалиста. При этом могут учитываться периоды работы по указанным специальностям, выполняемые по совместительству и на основании гражданско-правовых договоров.
2. К аттестации на право осуществления любого вида аудита (получение полного аттестата) допускаются дееспособные граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а также граждане иностранных государств, имеющие:
а) высшее экономическое, финансовое или юридическое образование, либо ученую степень по названным специальностям, либо действующий квалификационный аттестат специалиста. Наличие указанного образования или ученой степени подтверждается нотариально заверенными копиями соответствующих документов учебных заведений, аккредитованных соответствующим органом Российской Федерации, соответствующих документов органа Российской Федерации, осуществляющего присуждение научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней, либо действительных в Российской Федерации соответствующих документов учебных заведений или органов иностранных государств. Наличие действующего квалификационного аттестата специалиста подтверждается его нотариально заверенной копией;
б) опыт работы в качестве штатных работников аудиторских организаций, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, в течение не менее трех лет, непосредственно предшествовавшего обращению за получением квалификационного аттестата специалиста.
3. К аттестации не допускаются лица, осужденные вступившим в законную силу приговором суда за преступления, совершенные из корыстных побуждений, а также осужденные с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сферах, связанных с финансово-хозяйственными отношениями, - в течение отбывания наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке. Отсутствие непогашенной (неснятой) судимости удостоверяется личным заявлением кандидата на получение квалификационного аттестата специалиста и при необходимости может быть проверено федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности путем направления им официального запроса в органы Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающие учет совершенных преступлений.
4. Вопрос о допуске в порядке исключения к аттестации отдельных высококвалифицированных специалистов, которые формально не отвечают какому-либо из требований пункта 1 настоящей статьи, может быть решен только в индивидуальном порядке федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности.
5. Конкретный перечень профильных специальностей, необходимых для допуска к аттестации, и исчерпывающий перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 32. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата специалиста
1. Квалификационный аттестат специалиста аннулируется только при наличии следующих оснований:
а) установления факта получения аттестата с использованием подложных документов, необходимых для аттестации;
б) вступления в законную силу приговора суда, указанного в пункте 3 статьи 31 настоящего Федерального закона;
в) установления федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности факта того, что в течение двух лет после дня получения квалификационного аттестата специалиста лицо, прошедшее аттестацию, не приступило к практической аудиторской деятельности;
г) передачи аттестованным специалистом своего квалификационного аттестата другому лицу в целях использования последним этого документа для осуществления аудиторской деятельности от своего имени;
д) неосуществления повышения квалификации и (или) неоднократного умышленного непредставления в федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности и саморегулируемое объединение, членом которой он является, достоверных сведений в соответствии с пунктом 5 статьи 30 настоящего Федерального закона;
е) поступления в федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности акта по результатам проверки качества, проведенной в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, содержащего выводы о систематическом нарушении аттестованным специалистом правил (стандартов) аудиторской деятельности и(или) законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности.
2. Аннулирование квалификационного аттестата специалиста по иным основаниям, кроме специально перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается.
3. Решение об аннулировании квалификационного аттестата специалиста принимается федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности. Решение об аннулировании квалификационного аттестата специалиста вступает в силу немедленно и подлежит опубликованию в средствах массовой информации.
В трехмесячный срок со дня вручения лицу, квалификационный аттестат которого был аннулирован, соответствующего мотивированного решения федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности указанное лицо вправе обжаловать это решение в судебном порядке.
Статья 33. Основные положения о лицензировании на право осуществления аудиторской деятельности
1. Под лицензированием на осуществление аудиторской деятельности (далее в настоящем Федеральном законе именуется - "лицензирование") понимаются мероприятия, связанные с выдачей, приостановлением действия и аннулированием специального разрешения (лицензии), дающего право на осуществление аудиторской деятельности зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве субъектов предпринимательской деятельности, аттестованным специалистам и организациям, отвечающим требованиям, перечисленным в статье 22 настоящего Федерального закона, а также мероприятия, связанные с переоформлением лицензий и надзором за соблюдением аудиторами установленных требований и условий осуществления аудиторской деятельности.
2. Организация проведения лицензирования возлагается на федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности.
3. Лицензии выдаются в соответствии со специализацией обратившихся за ними лиц отдельно на общий аудит и на банковский аудит (ограниченные лицензии) либо на все виды аудита (полная лицензия) на основании соответствующего заявления.
4. Лицензия выдается сроком от одного года до пяти лет, начиная со дня ее выдачи, и не может быть передана другому лицу.
5. Аудиторская организация при принятии решений об изменении своей организационно-правовой формы, состава участников (учредителей) или ином изменении, нарушающем требования статьи 22 настоящего Федерального закона, обязана письменно информировать об этом не позднее 10 дней после регистрации в установленном порядке указанных изменений или принятия решения об изменениях, если они не подлежат регистрации, федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности и саморегулируемое объединение, членом которого она является. Указанный орган в целях принятия обоснованного решения о сохранении действия выданных аудиторской организации лицензий вправе проверить достоверность предоставленной им информации. В случае нарушения указанного требования виновные лица несут ответственность в установленном порядке.
6. Отказ в выдаче лицензии может иметь место только в случае прямого нарушения лицом, обратившимся за лицензией, требований настоящего Федерального закона.
В месячный срок со дня вручения лицу, обратившемуся за получением лицензии, мотивированного решения об отказе в выдаче лицензии это лицо вправе обжаловать указанное решение в судебном порядке.
7. Осуществление аудиторской деятельности без лицензии влечет уголовную и административную ответственность виновных лиц.
8. Порядок проведения лицензирования, разработанный на основании положений настоящего Федерального закона, продления срока действия лицензии, а также размера платы, взимаемой за выдачу каждой лицензии, утверждаются Правительством Российской Федерации и не должен противоречить действующим нормам федерального законодательства.
Статья 34. Основания и порядок аннулирования лицензии
1. Лицензия может быть аннулирована только по следующим основаниям:
а) установления факта получения лицензии с использованием подложных документов, необходимых для выдачи этой лицензии;
б) установления факта осуществления аудитором аудита, не предусмотренного имеющейся лицензией, а также осуществления предпринимательской деятельности, не отнесенной в установленном порядке к аудиторским услугам;
в) систематического (два и более раз) совершения аудитором нарушений любого из требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 9, пунктами 3, 4 статьи 13 и пункта 1 статьи 16 настоящего Федерального закона;
г) систематического (два и более раз) поступления в федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности обоснованных претензий аудируемых лиц к работе аудитора. Обоснованность этих претензий устанавливается в каждом случае проверкой качества, проводимой в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона с составлением акта проверки;
д) поступления в федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности акта по результатам проверки качества, проведенной в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, содержащего выводы о систематическом нарушении аудитором правил (стандартов) аудиторской деятельности и (или) законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности;
е) вступления в законную силу приговора суда, предусмотренного пунктом 3 статьи 31 настоящего Федерального закона, в отношении аудитора - индивидуального предпринимателя, а также решения суда в связи с составлением аудитором заведомо ложного аудиторского заключения или аудиторского отчета;
ж) установления факта передачи лицензии другому лицу в целях использования последним этого документа для осуществления аудиторской деятельности от своего имени;
з) установления факта несоответствия аудитора требованиям, перечисленным в статье 22 настоящего Федерального закона;
и) ликвидации аудиторской организации или прекращения ее деятельности в результате реорганизации, за исключением ее преобразования, или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации-аудитора - индивидуального предпринимателя.
Аннулирование лицензии по иным основаниям не допускается.
2. Решение об аннулировании лицензии принимается федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности в присутствии представителя аудитора, объяснения которого должны быть выслушаны и рассмотрены в совокупности с документами, подтверждающими совершение нарушения. Решение об аннулировании лицензии должно быть мотивированно. Оно вступает в силу немедленно и подлежит опубликованию в средствах массовой информации. Текст решения направляется в течение пяти дней после его вынесения лицу, лицензия которого была аннулирована, заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае неявки без уважительных причин представителя аудитора в федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности, решение об аннулировании лицензии может быть принято в отсутствии представителя аудитора.
3. В месячный срок со дня вручения лицу, лицензия которого была аннулирована, соответствующего решения федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности это лицо вправе обжаловать его в судебном порядке.
Глава V. Регулирование аудиторской деятельности
Статья 35. Федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности
1. Функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности выполняет федеральный орган исполнительной власти, определяемый Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (далее в настоящей главе именуется - "Федеральный орган").
2. Основные функции и полномочия Федерального органа определяются настоящим Федеральным законом.
3. Федеральный орган для осуществления своих полномочий создает свои территориальные органы.
Статья 36. Функции Федерального органа
1. Основными функциями Федерального органа являются:
а) разработка на основе настоящего Федерального закона проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации, а также издание в пределах своей компетенции правовых актов, регулирующих указанную деятельность;
б) содействие практической реализации настоящего Федерального закона, в том числе утверждение программ квалификационных экзаменов (прохождения квалификационного испытания) для получения квалификационного аттестата специалиста, порядка сдачи этих экзаменов, формирования экзаменационных комиссий и регламента их работы;
в) проведение аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, выдача квалификационных аттестатов специалиста, утверждение порядка повышения квалификации аттестованными специалистами и аннулирование квалификационных аттестатов специалиста по основаниям, непосредственно предусмотренным настоящим Федеральным законом;
г) осуществление лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности, аннулирование лицензий по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и организация публикаций в средствах массовой информации сведений о выдаче (аннулировании) лицензий на осуществление аудиторской деятельности;
д) контроль за соблюдением аудиторами и аттестованными специалистами требований, установленных настоящим Федеральным законом, проверка в установленных настоящим Федеральным законом случаях качества работы аудиторов (в том числе, проведение перепроверок), а также составление протоколов о совершении административных правонарушений в области аудиторской деятельности и направление указанных протоколов для рассмотрения дел об административных правонарушениях в суд;
е) осуществление лицензирования саморегулируемых объединений, созданных в соответствии с настоящим Федеральным законом, и контроль за их деятельностью;
ж) представление по запросам федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других организаций и физических лиц разъяснений по вопросам применения федерального законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность, а также принятие и обнародование таких разъяснений по своей инициативе;
з) выдача генеральных лицензий на осуществление лицензирования аудиторской деятельности;
и) ведение государственных реестров аттестованных специалистов, аудиторов - индивидуальных предпринимателей, аудиторских организаций и их объединений;
к) организация контроля за целевым использованием средств, поступающих от аттестации и лицензирования аудиторской деятельности;
л) осуществление в установленном порядке деловых контактов с международными организациями, действующими в сфере аудиторской деятельности, участие в подготовке проектов международных договоров и соглашений по аудиторской деятельности, представление интересов Российской Федерации по вопросам аудита за рубежом;
м) осуществление иных задач, определяемых в положении о Федеральном органе.
2. Положение о Федеральном органе, разработанное на основании настоящего Федерального закона, утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.
Статья 37. Экспертный совет при Федеральном органе
1. Федеральным органом создается консультативно-совещательный орган - Экспертный совет при Федеральном органе, в состав которого входят 25 членов: представители учебных и научно-исследовательских учреждений, аудиторских организаций, саморегулируемых объединений аудиторов, их союзов, ассоциаций, иных объединений и независимые эксперты.
2. Аудиторы избирают своих кандидатов в Экспертный совет при Федеральном органе на всероссийской конференции, организуемой Федеральным органом. Избранные кандидаты утверждаются в составе Экспертного совета при Федеральном органе решением Федерального органа.
3. Председатель Экспертного совета при Федеральном органе избирается членами Экспертного совета и утверждается руководителем Федерального органа.
4. Член Экспертного совета при Федеральном органе назначается сроком на два года с возможностью назначения любое количество раз. Работа в Экспертном совете при Федеральном органе осуществляется на безвозмездной основе.
5. Регламент работы и деятельности Экспертного совета при Федеральном органе утверждает Федеральный орган.
6. Экспертный совет при Федеральном органе осуществляет:
- подготовку и предварительное рассмотрение вопросов, связанных с исполнением полномочий Федерального органа;
- разработку предложений по основным направлениям регулирования аудиторской деятельности;
- предварительное рассмотрение проектов решений, принимаемых Федеральным органом, и их публикацию по требованию любого члена Экспертного совета при Федеральном органе.
- Экспертный совет при Федеральном органе вправе большинством голосов его членов приостановить на срок до шести месяцев введение в действие решений Федерального органа.
Статья 38. Решения Федерального органа
1. Федеральный орган принимает в пределах своей компетенции правовые акты в форме постановлений и распоряжений. Постановления и распоряжения, принятые Федеральным органом, подписываются руководителем Федерального органа, а в его отсутствие - его первым заместителем.
2. Постановления и распоряжения Федерального органа по вопросам, отнесенным к ее компетенции, обязательны для исполнения федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также аттестованными специалистами, аудиторами - индивидуальными предпринимателями, аудиторскими организациями, их саморегулируемыми объединениями и аудируемыми лицами.
3. Принятие постановлений и распоряжений Федеральным органом без предварительного рассмотрения их на Экспертном совете при Федеральном органе не допускается.
4. Нормативные акты по вопросам регулирования аудиторской деятельности принимаются федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции только по согласованию с Федеральным органом.
5. Правовые акты Федерального органа, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат официальному опубликованию и вступают в силу в установленном порядке.
Правовые акты Федерального органа могут быть обжалованы любым заинтересованным лицом в установленном порядке.
Статья 39. Обеспечение деятельности Федерального органа
1. Деятельность Федерального органа обеспечивается рабочим аппаратом и территориальными органами.
2. Финансирование расходов на содержание рабочего аппарата Федерального органа и его территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление, а также средств, поступающих от аттестации и лицензирования аудиторской деятельности.
2. Федеральный орган является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
Федеральный орган имеет расчетный счет и иные счета, включая валютный.
Место нахождения Федерального органа - город Москва.
Статья 40. Территориальные органы Федерального органа
1. Территориальные органы Федерального органа образуются решением Федерального органа по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для обеспечения выполнения установленных законодательством Российской Федерации норм, правил и условий осуществления аудиторской деятельности, практической реализации принимаемых Федеральным органом решений и контроля за деятельностью аудиторов и их саморегулируемых организаций.
2. Территориальный орган Федерального органа действует на основании положения, утверждаемого Федеральным органом.
Председатель территориального органа утверждается Федеральным органом на основании совместного представления главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и руководителя Федерального органа.
Статья 41. Саморегулируемые объединения аудиторов
1. Саморегулируемым объединением аудиторов (далее - саморегулируемое объединение) именуется добровольное объединение аттестованных специалистов, аудиторов - индивидуальных предпринимателей и (или) аудиторских организаций, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом и функционирующее на принципах основанной на членстве некоммерческой организации.
2. Саморегулируемое объединение учреждается аттестованными специалистами, аудиторами - индивидуальными предпринимателями и (или) аудиторскими организациями для обеспечения условий аудиторской деятельности, соблюдения стандартов профессиональной этики, защиты интересов клиентов аудиторов, являющихся членами саморегулируемого объединения, соблюдения правил (стандартов) аудиторской деятельности, обеспечивающих эффективную аудиторскую деятельность.
3. Саморегулируемое объединение в соответствии с требованиями осуществления аудиторской деятельности, утвержденными Федеральным органом, устанавливает обязательные для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности и осуществляет контроль за их соблюдением.
Статья 42. Права саморегулируемых объединений в регулировании аудиторской деятельности
1. Саморегулируемое объединение вправе:
а) получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов, осуществляемых Федеральным органом (территориальным органом Федерального органа) в соответствии с настоящим Федеральным законом;
б) разрабатывать в соответствии с настоящим Федеральным законом правила (стандарты) осуществления аудиторской деятельности своими членами;
в) контролировать соблюдение своими членами принятых саморегулируемым объединением правил (стандартов) аудиторской деятельности;
г) проводить в установленных настоящим Федеральным законом случаях проверки качества работы своих членов (в том числе, проведение перепроверок);
д) по итогам проведенных в установленном порядке проверок качества работы своих членов, применить свои меры воздействия и обратиться в Федеральный орган с мотивированной инициативой о наложении на виновных лиц взысканий в установленном порядке;
е) участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, проводимой федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности;
ж) участвовать в разработке совместно с федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности правил (стандартов) аудиторской деятельности, программ квалификационных экзаменов для получения квалификационного аттестата специалиста и повышения квалификации аттестованных специалистов, а также проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации;
з) всемерное содействовать развитию профессионального аудита и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации;
и) защищать общие профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, судах и правоохранительных органах;
к) представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов.
2. Деятельность саморегулируемого объединения финансируется за счет взносов его членов, а также за счет иных поступлений, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Статья 43. Требования, предъявляемые к саморегулируемым объединениям
1. Некоммерческая организация, членами которой являются не менее трехсот аттестованных специалистов и(или) не менее двадцати аудиторских организаций, вправе подать в Федеральный орган заявление о приобретении ею статуса саморегулируемого объединения.
2. Организация, созданная аттестованными специалистами и(или) аудиторами, приобретает статус саморегулируемого объединения на основании лицензии, выданной Федеральным органом. Лицензия, выданная Федеральным органом саморегулируемому объединению, включает все права, предусмотренные статьей 42 настоящего Федерального закона.
3. Порядок получения, отказа в его выдаче и отзыва лицензии Федерального органа определяется постановлением Федерального органа.
Глава VI. Переходные и заключительные положения
Статья 44. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования, за следующим исключением:
пункт 4 статьи 19 вводится в действие со дня введения в действие федерального закона, определяющего виды, условия и порядок обязательного страхования гражданско-правовой ответственности лиц, осуществляющих аудит. До введения в действие указанного федерального закона страхование ответственности лиц, осуществляющих аудит производится ими добровольно в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации о страховании.
2. Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, действовавшие на территории Российской Федерации, применяются со дня введения в действие настоящего Федерального закона в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
3. До принятия соответствующих федеральных законов об установлении административной и иной ответственности за нарушение положений настоящего Федерального закона, применяются пункты 7, 15 и 25 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 52, ст.5069) в части взыскания на основании решения суда или арбитражного суда:
а) штрафа с аудируемых лиц и их руководителей - за уклонение от проведения обязательного аудита либо препятствование его проведению:
б) понесенных государством или аудируемыми лицами убытков в полном объеме, расходов на проведение перепроверок и штрафа с аудиторов - за неквалифицированное проведение аудиторских проверок;
в) штрафа с юридических и физических лиц - за осуществление аудиторской деятельности без полученной в установленном порядке лицензии.
4. До сформирования в установленном порядке федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности и утверждения положения об этом органе, его функции продолжает осуществлять Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, созданная и действующая в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. N 54-рп "Об организации деятельности комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 6, ст.438).
5. Квалификационные аттестаты аудитора и лицензии на право осуществления аудиторской деятельности, выданные до вступления в силу настоящего Федерального закона на основании Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" сохраняют свое действие до окончания предусмотренного в них срока.
Статья 45. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
1. Предложить Президенту Российской Федерации. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в течение трех месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального закона привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
2. Правительству Российской Федерации не позднее "__" __________ 199_ г. представить в Государственную Думу Федерального Собрания предложения:
а) о внесении в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений и дополнений в ранее принятые законодательные акты Российской Федерации:
б) о принятии федерального закона, определяющего виды, условия и порядок обязательного страхования гражданско-правовой ответственности лиц, осуществляющих аудит.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.