Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Предлагаемый проект федерального закона основан на правоприменительной практике Москвы, в которой практическое регулирование оценочной деятельности осуществляется с 1996 года.
Нормативные акты Москвы, а также Санкт-Петербурга в отношении оценки недвижимости, включает в качестве основных субъектов оценочной деятельности физических лиц, которые прошли соответствующие государственные аттестации. Аналогичные правила об обязательной аттестации физических лиц установлены законодательством России в отношении бухгалтеров, аудиторов, а также относятся к риэлторам в принятом Госдумой в первом чтении законопроекте о регулировании риэлторской деятельности.
Деятельность хозяйствующих субъектов (предпринимательская деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в области оценки подлежит лицензированию.
Юридические лица, осуществляющие оказание услуг по оценке, привлекают для выполнения оценок физических лиц, являющихся профессиональными оценщиками, и организуют их работу.
Индивидуальные предприниматели являются одновременно профессиональными оценщиками (физическими лицами, прошедшими государственную аттестацию по проверке их знаний и практических навыков в области оценки) и хозяйствующими субъектами, самостоятельная предпринимательская деятельность которых возможна только при наличии лицензии.
Профессиональные оценщики (физические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели в части своих обязанностей как профессиональных оценщиков) несут ответственность за неисполнение правил (стандартов) осуществления оценочной практики.
Лицензированные оценщики (юридические лица и индивидуальные предприниматели в части своих обязанностей как лицензированных оценщиков) несут ответственность за невыполнение условий лицензирования, а также гражданскую ответственность по договорам, заключенным с потребителями своих услуг.
Наличие в законе предлагаемой конструкции позволит обеспечить государственный контроль и отбор наиболее подготовленных профессиональных оценщиков для оценки государственной собственности и для целей налогообложения, а также будет стимулировать постоянный рост профессионализма.
Кроме того, предлагаемая конструкция четко выявляет критерий по которому лицензированные оценщики могут быть лишены лицензии - это оказание услуг индивидуальным предпринимателем в случаях, когда он не является надлежащим профессиональным оценщиком, а в отношении юридических лиц - случаи привлечения для составления и подписания отчета об оценке ненадлежащего профессионального оценщика.
В нормах принятого закона юридическое лицо, практически не может быть лишено лицензии, поскольку ему достаточно иметь "про запас" в штате одно физическое лицо, имеющее "документ об образовании". Также не вполне корректным является критерий отзыва лицензии у индивидуального предпринимателя, поскольку недействительность "документа об образовании" может быть признана судом с соответствующим наказанием владельца (статья 327 УК РФ) либо учреждением образования, которое выдало документ, при условии обнаружения в нем неточностей, ошибок (например п.16 Постановления Госкомитета РФ по высшему образованию N 6 от 10 апреля 1996 г.). Учитывая, что в настоящее время имеют хождение всевозможные сертификаты и т.п. о признании физического лица оценщиком по результатам прохождения двухнедельных курсов, необходимо, учитывая отсутствие соответствующих государственных образовательных программ, а также для допуска к оценке государственной и муниципальной собственности закрепить государственную аттестацию профессиональных оценщиков.
Предлагаемые поправки позволят:
четко распределить обязанности и меру ответственности профессиональных и лицензированных оценщиков и, соответственно, обеспечить эффективную защиту прав потребителей их услуг;
снизить издержки судов, уполномоченных органов государственной или муниципальной власти, выступающих заказчиками оценки, поскольку привлечение надлежащего профессионального оценщика позволит не выплачивать корпоративную надбавку, которая обеспечивает возмещение расходов лицензированного оценщика - юридического лица на организацию работ профессионального оценщика;
снизить необоснованные расходы лицензированного оценщика на страхование своей гражданской ответственности;
установить соответствие норм закона об обучении оценщиков нормам законодательства РФ об образовании;
установить возможность регулирования оценочной практики посредством принятия правил, основанных на оценочных стандартах, принимаемых Правительством РФ.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.
Справка
о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования
Общественные отношения, охватываемые проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в настоящее время регулируются:
1) Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
2) в Москве - дополнительно - законом города "Об оценочной деятельности в городе Москве" и нормативными правовыми актами городской администрации.
Принятие предлагаемого федерального закона позволит сократить объем подзаконного правового регулирования на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.